Охрана и укрепление психического здоровья детей дошкольного возраста

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Рассказова Галина Алексеевна

Организация: ГБОУ Школа №572 «Возможности» ДО 6

Населенный пункт: г. Москва

Понятие психическое здоровье  включает в себя:

Способность адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители; общий душевный комфорт, адекватное поведение, умение управлять своими эмоциональными состояниями, преодолевать стресс, это психическая активность, потребность в саморазвитии, в познании себя.

Физическое и психическое здоровье ребенка тесно взаимосвязаны.

Здоровье  это понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, его  социальную активность, которые и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.

Если не заботится о физическом состоянии ребёнка, то это отражается на психическом уровне – он может испытывать  недовольство собой, быстро утомляться и т.д. Точно так же, если ребёнок испытывает нервное напряжение и эмоциональные перегрузки, то это не может не отразиться на здоровье физическом.

Следовательно, все составляющие компоненты здоровья взаимосвязаны и нарушения в одном из них приводит к возникновению нарушений в другом.

Актуальность

Первостепенное значение в воспитании и развитии детей дошкольного возраста имеют: забота о здоровье и эмоциональном благополучии ребенка, создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения. Забота о его физическом и психическом здоровье.

Факторы риска которые вызывают нарушения психического здоровья.

Под ними подразумевают семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениям. Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая дошкольные учреждения, различные кружки и спортивные секции, дети получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Передается детям и состояние нервного напряжения родителей, неблагоприятная обстановка в семье.

Последствия психологического дискомфорта для ребёнка - появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности. Психологические переживания переходят в соматические расстройства, ребёнок, получивший психологическую травму, заболевает физически.

Что необходимо для  сохранения и укрепления  психического  здоровья  детей

  • Соблюдение режима дня
  • Правильное питание
  • Соблюдение двигательного режима
  • Развитие игровой деятельности
  • Общение со сверстниками и взрослыми
  • Лечебно – профилактическая работа
  • Работа с родителями

Важнейшим условием для полноценного психического развития ребёнка в ДОУ является:

  • создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды;
  •  обеспечение эмоционального благополучия детей;
  •  создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
  •  развитие детской самостоятельности (инициативности и ответственности);
  • развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.

Советы родителям по сохранению психического здоровья ребёнка.

Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Основным условием нормального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка, беседуют с ним, поддерживают дисциплину, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.

Для снятия нервного напряжения используются

  • Речевые настройки
  • Релаксационные игры
  • Саморегуляция
  • Психологические игры

Речевые настройки

Проводятся в режимных моментах для формирования позитивного настроя,  доброжелательного отношения детей к друг другу, создания тёплой и дружеской атмосферы в группе.

Релаксация

Снимает психоэмоциональное напряжение детей, психическое и физическое утомление.

Используется текст, проводится под спокойную, расслабляющую музыку. Дети ложатся на коврики на спину, руки вытягивают вдоль туловища, ноги выпрямляют, слегка раздвигают.

Саморегуляция

Цель - снять физическое и психическое напряжение, способствовать формированию у детей навыка саморегуляции, умению осознавать и контролировать свои эмоции и действия.

Используются игры: Возьмите себя в руки, Замри , Шалтай-болтай, Насос и мяч, Снеговик и  другие.

Психологические игры

Способствуют объединению детей в группе, снимают конфликтность, воспитывают умение понимать чувства других людей и реагировать на них, корректировать нарушения поведения детей, формировать положительный психологический микроклимат в группе.

Используются игры: Найди друга,  Дотронься до..., Зеркало, Тень, Добрые волшебники, Иголка и нитка и другие.

Таким образом, сохранение и укрепление психического здоровья детей решается при целенаправленной и систематически спланированной работе всего коллектива образовательного учреждения совместно с родителями.

Используемая литература:

  1. «Практическая психология образования» под редакцией И В Дубровиной Учебное пособие для вузов. — 4-е изд. — СПб.: Питер, 2004.
  2. «Развитие ребенка в дошкольном детстве». Пособие для педагогов дошкольных учреждений Николай Евгеньевич Веракса, Александр Николаевич Веракса М.: Мозаика-Синтез, 2005.

 

 

Опубликовано: 02.01.2017