Охрана и укрепление психического здоровья детей дошкольного возраста
Конференция: Развитие детей дошкольного возраста
Автор: Рассказова Галина Алексеевна
Организация: ГБОУ Школа №572 «Возможности» ДО 6
Населенный пункт: г. Москва
Понятие психическое здоровье включает в себя:
Способность адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители; общий душевный комфорт, адекватное поведение, умение управлять своими эмоциональными состояниями, преодолевать стресс, это психическая активность, потребность в саморазвитии, в познании себя.
Физическое и психическое здоровье ребенка тесно взаимосвязаны.
Здоровье это понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, его социальную активность, которые и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.
Если не заботится о физическом состоянии ребёнка, то это отражается на психическом уровне – он может испытывать недовольство собой, быстро утомляться и т.д. Точно так же, если ребёнок испытывает нервное напряжение и эмоциональные перегрузки, то это не может не отразиться на здоровье физическом.
Следовательно, все составляющие компоненты здоровья взаимосвязаны и нарушения в одном из них приводит к возникновению нарушений в другом.
Актуальность
Первостепенное значение в воспитании и развитии детей дошкольного возраста имеют: забота о здоровье и эмоциональном благополучии ребенка, создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения. Забота о его физическом и психическом здоровье.
Факторы риска которые вызывают нарушения психического здоровья.
Под ними подразумевают семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениям. Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая дошкольные учреждения, различные кружки и спортивные секции, дети получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Передается детям и состояние нервного напряжения родителей, неблагоприятная обстановка в семье.
Последствия психологического дискомфорта для ребёнка - появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности. Психологические переживания переходят в соматические расстройства, ребёнок, получивший психологическую травму, заболевает физически.
Что необходимо для сохранения и укрепления психического здоровья детей
- Соблюдение режима дня
- Правильное питание
- Соблюдение двигательного режима
- Развитие игровой деятельности
- Общение со сверстниками и взрослыми
- Лечебно – профилактическая работа
- Работа с родителями
Важнейшим условием для полноценного психического развития ребёнка в ДОУ является:
- создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды;
- обеспечение эмоционального благополучия детей;
- создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
- развитие детской самостоятельности (инициативности и ответственности);
- развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.
Советы родителям по сохранению психического здоровья ребёнка.
Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Основным условием нормального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка, беседуют с ним, поддерживают дисциплину, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.
Для снятия нервного напряжения используются
- Речевые настройки
- Релаксационные игры
- Саморегуляция
- Психологические игры
Речевые настройки
Проводятся в режимных моментах для формирования позитивного настроя, доброжелательного отношения детей к друг другу, создания тёплой и дружеской атмосферы в группе.
Релаксация
Снимает психоэмоциональное напряжение детей, психическое и физическое утомление.
Используется текст, проводится под спокойную, расслабляющую музыку. Дети ложатся на коврики на спину, руки вытягивают вдоль туловища, ноги выпрямляют, слегка раздвигают.
Саморегуляция
Цель - снять физическое и психическое напряжение, способствовать формированию у детей навыка саморегуляции, умению осознавать и контролировать свои эмоции и действия.
Используются игры: Возьмите себя в руки, Замри , Шалтай-болтай, Насос и мяч, Снеговик и другие.
Психологические игры
Способствуют объединению детей в группе, снимают конфликтность, воспитывают умение понимать чувства других людей и реагировать на них, корректировать нарушения поведения детей, формировать положительный психологический микроклимат в группе.
Используются игры: Найди друга, Дотронься до..., Зеркало, Тень, Добрые волшебники, Иголка и нитка и другие.
Таким образом, сохранение и укрепление психического здоровья детей решается при целенаправленной и систематически спланированной работе всего коллектива образовательного учреждения совместно с родителями.
Используемая литература:
- «Практическая психология образования» под редакцией И В Дубровиной Учебное пособие для вузов. — 4-е изд. — СПб.: Питер, 2004.
- «Развитие ребенка в дошкольном детстве». Пособие для педагогов дошкольных учреждений Николай Евгеньевич Веракса, Александр Николаевич Веракса М.: Мозаика-Синтез, 2005.