Формирование логических умений с использованием учебно-игрового пособия «Блоки Дьенеша»

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Леонтьева Татьяна Алексеевна

Организация: МБДОУ «Детский сад №25»

Населенный пункт: Томская область, г. Северск

В работе с детьми использую логические блоки Золтана Дьенеша. Игры этого замечательного венгерского педагога заслуживают самого пристального внимания: они способствуют развитию логического мышления, аналитических способностей, навыков решения логических задач, умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, а также удерживать в памяти одно, два, три свойства одновременно.

Игры с логическими блоками дают первоначальное представление о таких понятиях, как алгоритм и кодирование информации. Они способствуют развитию речи: малыш строит высказывания, используя союзы «и», «или», охотно вступает в речевой контакт со взрослыми. Логические блоки являются отличными помощниками на физкультурных занятиях, на занятиях по математике, развитию речи, конструированию, изобразительной деятельности (аппликация), а также в сюжетно-ролевых и театрализованных играх.

Логические блоки Дьенеша представляют собой игры, составленные на основе комплекта, который состоит из 48 геометрических фигур четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); трех цветов (красные, синие и желтые); двух размеров (большие, маленькие); двух объемов (толстые, тонкие).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. Вторая составляющая игры – карточки, на которых закодирована информация о геометрической фигуре и ее признаках. Одни кодовые карточки разделена на две части: первая указывает на то, какую геометрическую фигуру (логический блок) мы ищем; вторая содержит информацию о том, какого цвета эта фигура. На следующих карточках к указанной информации добавляются такие понятия, как величина геометрической фигуры и ее толщина.

Применяя логические блоки в качестве одного из эффективных средств развития мыслительной активности, разработала этапы ознакомления детей с новой игрой.

  • Внесение нового пособия (игры) в группу. Цель: знакомство детей с новой игрой, ее особенностями и правилами, с понятиями «логический блок», «кодовая карточка».
  • Собственно игра. Цель: развитие логического мышление, представление о множестве, учить объяснять сходства и различия.
  • Самостоятельная игра с развивающим материалом. Цель: развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к конструированию и моделированию.
  • Занятия с использованием логических блоков Дьенеша. Цель: формирование представления о таких математических понятиях, как кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания.

Предлагаемый опыт может быть использован педагогами, как общеобразовательных групп, так и в группах с ОВЗ.

Как знакомить детей с блоками?

Для начала познакомьте вашего воспитанника с блоками. Выложите перед ним набор и дайте вволю наиграться с фигурами: потрогать, перебрать, подержать их. Чуть позже предложите следующие задания:

  • Найди все фигуры такого же цвета, все фигуры треугольной формы, все большие фигуры и т.д.
  • Дай белочке все синие фигуры, котику – желтые, а лисичке – красные; или тем же зверушкам все круги, все большие фигуры и т.д.
  • Какая эта фигура по цвету (форме, размеру, толщине)?

Игры и упражнения с блоками.

Ребенку надо подбирать блоки по карточкам, где изображены их свойства, затем задания с карточками постепенно усложняются.

  1. Выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, потом одна исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
  2. Все фигуры складываются в мешочек. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
  3. Все фигуры снова складываются в мешок. Ребенок достает одну из них из мешка и характеризует по одному или нескольким признакам либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
  4. Выкладываются три фигуры. Нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (цвет, форма, размер или толщина).
  5. Надо найти все фигуры, не такие, как эта по цвету (размеру, форме, толщине).
  6. Надо найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
  7. Следует продолжить цепочку, чередуя детали по цвету: красная, желтая, красная, желтая (по форме, размеру и толщине).
  8. Надо выложить фигуры так, чтобы последующая отличалась от предыдущей одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
  9. Надо выложить цепочку, чтобы рядом не было фигур, одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д.).

Вариантом логических игр для детей являются игры с обручами и блоками.

Вот описание некоторых игр.

Игра с одним обручем. На полу лежит обруч. У каждого ребенка в руке один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего. Например, внутри обруча - все красные блоки, а вне обруча - все остальные. Детям задают вопросы: Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные). Какие блоки оказались вне обруча? (Не красные). Верен именно такой ответ, т.к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри. При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри, вне, а потом друг у друга определяют одним словом фигуры вне обруча.  

Игра с двумя обручами. На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает ребенку встать  внутри синего обруча,  внутри красного обруча, внутри обоих обручей,  вне красного обруча, внутри синего, но вне красного, внутри красного, но вне синего,  вне синего и красного обручей.

Затем дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча - все красные. На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей. После выполнения практической задачи по расположению блоков дети отвечают на четыре вопроса: - Какие блоки лежат внутри обоих обручей? - Внутри синего, но вне красного обруча? - Внутри красного, но вне синего? - Вне обоих обручей? Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств - формы и цвета.

Игра с тремя обручами.  В процессе игры с тремя обручами решается более сложная, задача классификации блоков по трем свойствам. Ведущий кладет на пол три разноцветных (красный, синий, желтый) обруча так, чтобы образовалось 8 областей. После того как эти области соответствующим образом названы по отношению к обручам (внутри всех трех обручей, внутри красного и синего, но вне желтого и т.д.), предлагается расположить блоки, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего - все квадратные, а внутри желтого - все большие.  После выполнения практической задачи дети отвечают на восемь (стандартных для любого варианта игры с тремя обручами) вопросов. Какие блоки лежат:

1) внутри всех трех обручей;

2) внутри красного и синего, но вне желтого обруча;

3) внутри синего и желтого, но вне красного обруча;

4) внутри красного и желтого, но вне синего обруча;

5) внутри красного, но вне синего и вне желтого обруча;

6) внутри синего, но вне желтого и красного обруча;

7) внутри желтого, но вне красного и вне синего обруча;

8) вне всех трех обручей?

В игре с тремя обручами моделируется разбиение множества на восемь классов (попарно непересекающихся подмножеств) с помощью трех свойств (быть красным, быть квадратным, быть большим).

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только в математики, но и информатики, развитии речи, в рисовании, аппликации, конструировании, а так же в сюжетно-ролевых и театрализованных играх: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

 

 

Литература:

1. Дьенеша «Давайте вместе поиграем», демонстрационный материал к логическим блокам Диагностика. Автор Б.Б. Финкельштейн, ООО «Корвет»

2. Страна Блоков и палочек Б.Б.  Финкельштейн, ООО «Корвет»

3. Фидлер М. Математика уже в детском саду. – М., «Просвещение», 1981г.

Опубликовано: 15.01.2017