Родительское собрание как эффективный способ общения с родителями

Конференция: Современные формы работы с родителями в ДОУ

Автор: Кильдячкова Анна Викторовна

Организация: МОУ СОШ №2

Населенный пункт: Саратовская область, г. Хвалынск

На сегодняшний день многие педагоги жалуется на слабую мотивацию родителей в сотрудничестве с образовательным учреждением. Самая распространенная форма общения с родителями – это родительские собрания. Как заинтересовать родителей, чем удивить, чтобы у них появилось желание посещать родительские собрания? Предлагаем вашему вниманию современные формы работы с родителями при  организации родительских собраний в дошкольных образовательных учреждениях. Одна из форм – это тренинг. Тренинг – это форма активного обучения, предполагающая усвоение новых знаний, навыков, и/или социальных установок через выполнение практических заданий и их последующий анализ. Тренинг – это форма обучения, которая предполагает активное участие слушателей и опирается на принцип «обучение через принцип». Для того, чтобы выбрать форму родительского собрания нужно хорошо представлять цель проведения собрания. На первом родительском собрании можно использовать упражнение «Кто я».

Инструкция:  Сейчас мы предлагаем вам поближе познакомиться. У вас на столах лежат  жетоны разных цветов. Найдите, пожалуйста, себе пару по цвету вашего жетона и пересядьте в круг. Я предлагаю вам игру «Кто я?». Один из партнеров в течение 3 минут, отвечая на этот вопрос, рассказывает о себе. Напарник в это время внимательно слушает своего собеседника.  Затем вы меняетесь местами,  и ваш слушатель рассказывает о себе. По истечении 3 минут вы рассаживаетесь на свои места. Далее пары работают  по очереди. Один из напарников встает за спину другого и кладет на его плечи свои руки. Сидящий закрывает глаза, его напарник от его имени рассказывает его историю. Затем меняются местами.

Очень интересная тема для обсуждения с родителями «трудное» поведение ребенка. Именно на тренинге можно обсудить: откуда берется «трудное» поведение, «ведь взрослый плохому не научит». Например:

  • Ребенок тихонько играет у себя в уголке. Мы его не замечаем, занимаемся своими делами. Но вот ему надоело сидеть одному и он начинает ныть, капризничать. И мы уделяем ему внимание. Спрашивается, что будет делать ребенок в следующий раз, когда захочет с вами пообщаться?
  • Или ребенок съел конфету. Мы знаем, что он уже съел две и больше ему нельзя. И говорим об этом. Он просит еще раз, умильным голосом. Мы не даем. Он горько рыдает или долго противно ноет, и в какой-то момент мы сдаемся. Проще дать конфетку, чем выносить весь этот цирк. Угадайте с трех раз, как ребенок будет просить вас о чем-то в следующий раз?

Очень часто, мы взрослые произносим фразы: «Как ты себя ведешь! Это ужас просто» - говорим мы в сердцах ребенку. Давайте на минутку остановимся и спросим себя:
К какому результату приведет эта гневная тирада? Поможет ли она ребенку вести себя лучше? Вызовет ли у него желание измениться? Улучшит наши отношения с ним? Повысит его самооценку? Снизит тревогу? Сравните две фразы: 1.Как не стыдно шуметь, когда человек отдыхает! 2.Я очень устала, мне необходимо поспать, поиграй, пожалуйста, тихо!

В ходе тренинга, подводим родителей, к пониманию того, что в первую очередь нам взрослым нужно работать над собой. Именно тренинг поможет осознать родителям, что нужно начинать с себя.

Цели родительских собраний могут быть разнообразны:

  • это предоставление правовой информации, связанной с воспитанием по ребёнка;
  • предоставление знаний об эмоциональных и поведенческих особенностях  детей;
  • формирование навыков эффективного взаимодействия с ребёнком и понимания причин поведения детей;
  • представление знаний по познавательному, речевому развитию ребенка;
  • построение партнерских отношений с семьёй для осуществления дальнейшего сопровождения.

Таким образом, цели могут очень разнообразны и от того какую мы ставим цель, можно выбрать наиболее подходящую форму проведения родительского собрания.

Несмотря на большое разнообразие активных форм работы, нельзя исключать мини-лекции. Мини-лекция является способом предоставления теоретической информации. Мини-лекция предполагает короткое сообщение по конкретной проблеме, обычно не более 15-20 минут.

Основными формами  обучения, используемыми при проведении родительских  собраний, являются ролевая игра, групповая дискуссия, мозговой штурм, практическое задание, анализ случая, разминка.

Ролевая игра предполагает разыгрывание заданной тренером ситуации, при этом участникам назначаются конкретные роли. В зависимости от целей обучения, допустима разная детализация в описании ситуации и ролей. Основным правилом в ролевой игре является необходимость действовать от имени заданного персонажа и в заданных условиях, но при этом опираясь на свои ощущения и реакции.

Групповая дискуссия – это совместное обсуждение конкретной проблемной ситуации (вопроса) всеми участниками тренинга, управляемая тренером. В процессе обсуждения каждый участник имеет право высказать свою точку зрения по проблеме, поделиться своим опытом, или задать вопрос. Обычно, дискуссия предполагает анализ ситуации и подведение итогов (выводы). Групповая дискуссия может быть структурированной (когда существует заранее подготовленный план обсуждения или список вопросов) или неструктурированной.

Дискуссия в малых группах – вариант групповой дискуссии, предполагающий разбиение участников на несколько небольших групп (обычно от 3 до 7 человек) и проведение обсуждения внутри этих групп.

Мозговой штурм (англ. brainstorming – мозговой штурм, мозговая атака) – это упражнение, в котором участники должны высказывать свои идеи/представления по заданной теме; основной задачей мозгового штурма является собрать и записать как можно больше идей, в том числе нереалистичных.

Главными правилами мозгового штурма являются: отсутствие ограничения на количество идей, которые может высказать каждый участник; допускаются любые идеи; разрешается повторение идей, добавление похожих или комбинации уже названный идей; в процессе мозгового штурма идеи не обсуждаются и не оцениваются; критика не допустима; обсуждение возможно только после того, как закончен этап сбора идей. Условно, выделяют три стадии проведения мозгового штурма: постановка проблемы, генерация идей (собственно мозговой штурм) и анализ идей. На этапе анализа уже допустимы отбор и оценка идей.

Практическое задание – это упражнение, предполагающее выполнение участниками конкретного практического задания с последующим анализом и обсуждением. Практические задания могут быть самые разные. Часто этот метод используется в процессе тренировки новых навыков, т.к. он позволяет дробить сложные навыки на составные элементы (в отличие, например, от ролевой игры).

Анализ случая представляет собой разбор и поиск вариантов решения конкретной проблемной ситуации. Этот метод позволяет участникам освоить навыки анализа информации, формулирования проблемы и поиска способов её преодоления, а также планирования действий.

Разминка – это небольшое упражнение, не преследующее прямых задач обучения и не обязательно связанное с темой занятия. Как правило, разминки проводятся для того, чтобы привлечь или переключить внимание участников на другой вид работы, снять напряжение, поддержать рабочее состояние. Также, разминки способствуют сплочению группы и неформальному взаимодействию между участниками. Разминки могут быть интеллектуальными или физическими (предполагающими активное движение участников). Также, разминки могут использоваться как вспомогательный метод: например, с помощью некоторых  разминок можно делить участников на небольшие группы.

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) — один из самых популярных методов организации мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.

Белая шляпа: информация

Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

Красная шляпа: чувства и интуиция

В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

Черная шляпа: критика

Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять.

Желтая шляпа: логический позитив

Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Зеленая шляпа: креативность

Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет.

Синяя шляпа: управление процессом

Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.

Интерактивные  упражнения в сенсорной комнате. Проведение подобных упражнений создает в группе родителей дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательности и открытого общения.  В сенсорной комнате используются  пуфы, которые позволяют снять излишнюю напряженность, успокоиться, принять удобную для наблюдения позу. Кроме того, в сенсорной комнате можно использовать проектор направленного света,  зеркальный  шар.  При одновременной работе данных приборов возникает эффект бесконечного множества бликов, напоминающих падающий снег или «солнечных зайчиков». В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущения сказки, героями которой становятся те, кто находится в сенсорной комнате. Дополнительный эффект создается при автоматической смене цвета луча, направленного на зеркальный шар. Прибор активно используется в процессе проведения релаксационных упражнений, а также занятий по фантастическим сказочным сюжетам, стимулируя зрительное восприятие, развивая воображение, концентрируя внимание на движущихся бликах. Музыкальный  центр – незаменимое оборудование сенсорной комнаты. Музыка может повышать/понижать тонус мускулатуры, оказывать обезболивающее воздействие, усиливать иммунные реакции. Ее благотворное влияние на нейро-эндокринную систему помогает преодолевать состояние одиночества, улучшает психо-эмоциональный фон, повышает социальную активность, облегчает формирование новых отношений и установок; создает психологический комфорт.

Массажное кресло будет незаменимым помощником для работы с родителями, оказавшимися в кризисной ситуации. 5 видов массажа дают успокаивающий эффект, расслабляющий, а также устраняют и смягчают боль в мышцах, снимает нервную и мышечную боль. Кресло снабжено функцией трехмерного сканирования индивидуальных особенностей тела, что позволяет ему автоматически приспособиться к форме тела. Кресло оснащено удобным пультом управления с цветным сенсорным экраном, который дает вам возможность следить и корректировать массажный процесс, слушать музыку, смотреть фильмы и фотографии. Массаж осуществляется с помощью бесшумного четырехроликового механизма, который способен осуществлять 5 различных методов массажа, а именно: растирание, похлопывание, постукивание, точечный массаж, а также синхронное растирание и похлопывание. Кроме того, кресло осуществляет воздушный массаж нижней части тела, стоп, рук, ягодиц и голеней.

Пучок фиброоптических волокон с боковым точечным свечением «Звездный дождь». Пучок из светооптических волокон, изменяющий цвет по всей длине волокна, который приятно держать в руках. Изменяющиеся цвета привлекают внимание и обладают успокаивающим эффектом. Толстые мягкие волокна абсолютно безопасны: их можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Играя с волокнами, трогая их, ребенок приобретает новый опыт. Яркие, изменяющиеся цвета привлекают внимание, успокаивают, хорошо концентрируют внимание.

Фиброоптический ковер «Млечный путь». Ковер с вплетенными фиброоптическими волокнами создает в затемненной комнате необычные световые эффекты, которые напомнят Вам свет звезд далеких галактик.

Сухой душ. Шелковые ленты спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира, что особенно подходит для аутичных детей. Длина лент 180 см, диаметр основания 50 см .

Кресло «Лепесток», в который ложится человек, повторяет контуры тела, создает ощущение невесомости собственного тела, покачивается и приятно расслабляет.

Будет замечательно, если  в сенсорной комнате будут располагаться терапевтические кресла-кубики. Уникальная форма которых делает кресло очень удобным для расслабленного отдыха.

Еще одной важной составляющей сенсорной комнаты является - ионизатор воздуха. Ионизатор наполнит сенсорную комнату "Витаминами воздуха", благодаря которым активизируется иммунная система, нормализуется дыхательный обмен и артериальное давление. Кроме того, ионизатор оказывает антимикробное и антивирусное действие, особенно необходимое в периоды сезонных обострений гриппа и простуды.

Ионизатор воздуха обладает множеством полезных для здоровья свойств:

  • Снимает усталость;
  • Повышает работоспособность;
  • Активизирует иммунную систему;
  • Нормализует кровяное давление;
  • Замедляет старение;
  • Помогает преодолеть стресс и дискомфорт;
  • Помогает бороться с аллергией.

Знакомство родителей с сенсорным оборудованием повысит уровень доверия к специалистам, работающим в сфере образования.

Таким образом, современные формы работы с родителями очень многообразны. Родительское собрание является одним из  эффективных способов общения с родителями.

 

 

 

Опубликовано: 19.01.2017