Использование современных интерактивных игр в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО

Конференция: Современные технологии в обучении детей с ОВЗ

Автор: Лагутина Светлана Равиковна

Организация: МДОАУ «Детский сад № 91 «Росинка» комбинированного вида»

Населенный пункт: Оренбургская область, г. Орск

Информационно-коммуникационные технологии, как в нашем детском саду, так и в других ДОУ – актуальная проблема современного дошкольного воспитания, поэтому, сегодня мне хотелось  поделиться своими находками, новинками, наработками, достижениями.

Основное мое достижение – использование ИКТ в работе с детьми.

Если посмотреть на события, происходящие в стране в области образования, мы увидим, почему в последние пять лет ускоренно развиваются ИКТ в дошкольных учреждениях.

  • Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества;
  • Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года;
  • Реализация программы «Электронная Россия»
  • Разработка Национальной образовательной концепции «Наша новая школа»
  • Подключение в рамках национального проекта школ к интернету;
  • Принятие поправок к Закону «Об образовании»;
  • Формирование социальных сетей и др.

Все эти события привели к изменению содержания, методов и организационных форм всей системы образования, а, следовательно, и работы детских садов, их взаимоотношений с вышестоящими организациями и родителями.

В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметно-пространственной среды.

Так как, с одной стороны, президент поставил перед каждым учреждением РФ задачу: иметь собственное электронное представительство в Интернете, с другой стороны – существует реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру.

Прежде всего, я хочу сказать, что не злоупотребляю использованием непосредственной работы детей на ПК. Я считаю, что в дошкольном возрасте это не является первоочередной задачей. Гораздо важнее для меня работа по созданию единого творческого пространства в рамках взаимодействия с семьями воспитанников в направлении решения задач развития ребенка в современном информационном обществе. Важно стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка.

Работа будет эффективна  лишь в том случае, если ИКТ станут составной частью хорошо продуманной, заранее спланированной системы по развитию дошкольников. Только дополняя друг друга, педагог и техника смогут добиться высоких результатов в оптимальные сроки.

Поэтому в своей профессиональной деятельности часто  обращаюсь к ресурсам интернета. Все большее распространение получают форумы, сайты, где педагоги ДОУ обмениваются педагогическим опытом, обсуждают проблемы, делятся дидактическими пособиями и т.д.

Я являюсь активным пользователем ИПП «Мерсибо», имею свой личный кабинет специалиста КРО, а также доступ ко всем интерактивным играм, которые есть на этом портале.

Логопедический кабинет оснащен набором интерактивных игр портала МЕРСИБО; программно-дидактическим комплексом «Логомер»; доступом ко всем интерактивным играм до конца учебного года; интерактивной программой «Конструктор картинок» для изготовления собственных дидактических пособий; имею лицензию на использование в своей работе программно-дидактического комплекса «Логомер» и распространение информации среди коллег.

Программно-дидактический комплекс «Логомер» от компании «Мерсибо» является принципиально новым продуктом на российском образовательном рынке. Его содержание полностью отвечает требованиям времени, условиям, в которых работаю. В  логопедическом кабинете нашего МДОАУ № 91 оборудовано место для компьютера и ноутбука, в группе SMART-TV, имеется доступ в интернет, а также специализированных программ, позволяющих оперативно подбирать и использовать материалы для обследования детей и проведения занятий.

База интерактивных игр «Мерсибо» позволяет решить задачи в соответствии с ФГОС ДО по развитию речи детей, наиболее эффективным для ребенка способом – в игре:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Все 60 игр комплекса «Логомер» обеспечивают возможность большого выбора: применять игры на этапе знакомства с ребенком, в процессе диагностики или использовать их на индивидуальных, фронтальных занятиях, повышая мотивацию детей к учебно-игровой деятельности.

Таким образом, интерактивные игры «Мерсибо» отвечают требованиям ФГОС ДО:

  • являются элементом компьютерной среды, которая касается ребенка;
  • требуют участия взрослого, совместной деятельности;
  • несут грамотное эстетическое оформление и наполнение;
  • формируют у детей навыки и умения, необходимые нормам возрастного развития;
  • стимулируют познавательно-речевое развитие детей.

Предлагаемый в комплекте с играми Конструктор картинок позволяет любому специалисту создавать, сохранять и распечатывать свои собственные идеи, пособия и сюжеты, подстраивая материал под нужды определенной группы детей, с учетом особенностей их здоровья, диагноза и возраста. Реализуется творческий подход к решению коррекционной задачи, направленной на развитие речи ребенка.

Программно-дидактический комплекс «Логомер» работает автономно, на компьютере пользователя не требуя подключения к сети интернет. Также игры и упражнения комплекса отлично зарекомендовали себя в работе с интерактивными досками. Это позволяет использовать интерактивные игры, как в логопедическом кабинете, так и на большом экране в помещении логопедической группы. Комплекс дополняется набором печатных материалов от компании «Мерсибо», что значительно облегчает наш труд, позволяя добиваться результатов в работе современными средствами гораздо быстрее и эффективно.

Но, как бы ни были хороши и качественны информационные ресурсы, они эффективны только в руках владеющего современными образовательными технологиями педагога.

Ни для кого не секрет, что эффективность работы учителя-логопеда во многом зависит от взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, в том числе с педагогами и родителями. Одно из направлений работы учителя-логопеда: информирование и консультирование педагогов и родителей о нормах речевого развития, об особенностях формирования речи на всех возрастных этапах дошкольного детства, о речевых нарушениях, их профилактике, путях коррекции. Одной из новых форм работы с родителями стало информирование родителей через личный сайт - http://logoped-dou91.jimdo.com/. На страницах сайта делюсь своим опытом работы, общаюсь с родителями по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста. А также поддерживаю желание родителей к общению через электронную почту, особенно, если по каким-то причинам ребенок не может посещать детский сад.

Общение с родителями с помощью современных сетевых сервисов  позволяет  наладить более тесный контакт, обсудить вопросы, которые не всегда можно озвучить при посторонних. Такой вид сотрудничества позволяет педагогу адресно конкретизировать необходимую информацию (например, дать конкретный речевой материал для закрепления, сообщить  о трудностях в усвоении материла, похвалить ребёнка за какие – либо достижения) оперативно организовать обратную связь. Для некоторых групп родителей такая форма взаимодействия является наиболее удобной.

Также ведется работа с педагогами ДО, веду страницу «Воспитателям», «Логопедам», где консультирую их, даю рекомендации и занимательный материал для работы с детьми.

При проведении занятий с воспитанниками использую самостоятельно разработанные презентации, созданные в программе PowerPoint, а также «Игры для Тигры» Р.Л. Лизуновой и, конечно же, современные интерактивные игры ИПП «Мерсибо». На внедрении игр с ИПП «Мерсибо» в коррекционный образовательный процесс  предлагаю  остановиться поподробнее.

На портале «Мерсибо» 200 игр. Большинство игр содержат настройки. Они позволяют менять условия и делают их многофункциональными. Ко многим играм разработаны печатные материалы для закрепления в домашних условиях.

Помимо логопедических игр, здесь имеются интерактивные игры на:

  • освоение математических навыков;
  • развитие логического мышления;
  • тренировку зрительной и слуховой памяти;
  • обработку внимания;
  • обучению чтению и письму.

Также имеется интерактивная Артикуляционная гимнастика – набор из 27 анимированных картинок с озвученными стихами и поясняющими текстами. Дополнительные настройки к игре позволяют отключать голос диктора, а также выбирать комплекс упражнений на коррекцию определенных звуков.

Портал «Мерсибо» предлагает интерактивные игры на развитие мелкой и общей моторики «А ты так можешь?». Все мы знаем, что физкультура укрепляет мышцы и придает организму сил. Делать зарядку с веселыми героями очень интересно. А если повторять вслух стишки вместе с движениями, то эффект от такой игры усилится в 3 раза!

Для работы с гласными звуками предлагается игра «Две принцессы». В настройках надо выбрать гласные и, внимательно слушая слоги или слова, распределять звуки-бусины между Принцессами. Услышал ПА? Это Принцессе с буквой А на платье. Прозвучало ТО? Это  Принцессе с буквой О.

Много игр портал «Мерсибо» предлагает на развитие грамматического строя. Игра «Кто за кем?». Она позволяет составлять предложения с предлогами, используя веселые сюжеты со сказочными персонажами.

На закрепление в речи предлогов портал «Мерсибо» предлагает несколько игр. Например, «Рюкзак туриста». Слышать, понимать и правильно употреблять предлоги ребенок научится в игре с веселым туристом. Пока ребенок играет и выбирает, специалист может сделать выводы, над какими предлогами еще предстоит поработать.

Отличная игра «На рынке» для работы с множественным и единственным числом предметов в Родительном падеже. Позволяет обследовать грамматические характеристики речи, а также потренироваться в правильном употреблении окончаний.

Игра «Веселые рыбаки» на звукопроизношение. Два рыбака расположились с удочками на берегу реки. Рыбки у них не простые, а звуковые. В настройках выбираем пару «трудных» звуков и тренируемся в произношении близких звуков Л и Р, С и З, Ш и Ж и т.д. Уловом станет чистая речь ребенка.

 

Итак, на портале «Мерсибо» есть интерактивная программа «Конструктор картинок». Она содержит более 600 изображений, а также фонов, наборов букв и цифр, позволяющих создавать на экране любые картинки, сюжеты и игры, соответствующие педагогической задаче любого специалиста. Так, я создала с помощью «Конструктора картинок» следующие дидактические пособия:

  •  «Азбука в картинках»;
  • дидактическая игра «Где Кощей прячет свое бессмертие?»;
  • дидактическая игра «Кто за кем?»;
  • дидактическая игра «Кто на ком?»;
  • картотека картин к «трудным» звукам.
  • картотека картин для логопедического тренажера по автоматизации звуков «Будильник правильной речи» и др.

 

Вот так я работаю с детьми с интерактивными играми портала «Мерсибо», создаю свои пособия с помощью программы «Конструктор картинок», самообразовываюсь и повышаю компетентность с помощью вебинаров и мастер-классов, которые ведет директор портала Суслова Е.А.

Если я заинтересовала Вас своими находками, регистрируйтесь на портале «Мерсибо», оформляйте подписку к интерактивным играм и играйте с детьми.

 

Спасибо за внимание! Творческих Вам успехов!

 

 

 

Опубликовано: 23.01.2017