Создание интерактивной развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии ФГОС дошкольного образования

Конференция: Современные подходы к реализации ФГОС ДО

Автор: Коновалова Светлана Юрьевна

Организация: МБДОУ «Детский сад №109»

Населенный пункт: Курганская область, г. Курган

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), где развивающая предметно-пространственная среда (РППС) определена как – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием, инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступ- ной, безопасной.

Наш детский сад инициировал участие в областном пилотном проекте и в работе муниципальной творческой проблемной группе по апробации ФГОС ДО « Организация развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ».

 Работая в инновационном режиме, все усилия педагогов направили на то, чтобы сформировать интерактивную РППС, обеспечивающую максимальную реализацию образовательного потенциала для гармоничного развития и саморазвития детей, охраны и укрепления их здоровья.

 Рабочей группой по подготовке введения ФГОС ДО, творческими группами: «Развивающее обучение»,  «ИКТ в управлении ДОУ» были поставлены   задачи:

 1. Изучить новые подходы в организации РППС, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников;

 2. Организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;

 3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников;   

 4. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ.

Провели  анкетирование  педагогов ДОУ по изучению их отношения к необходимости изменений в построении РППС, в соответствии с ФГОС ДО.

Оформили в  методическом кабинете выставку методической литературы и пособий по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Организовали работу с педагогами  по изучению нормативных документов, методических рекомендаций регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов. Провели анализ РППС в группах ДОУ (центров детской активности), выявили особенности зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и примерным перечнем игровых средств с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО  разработанным ГАОУ ДПО ИРОСТ. На базе Института развития образования и социальных технологий приняли участие в первом интерактивном форуме «Развитие воспитательной компоненты в условиях реализации ФГОС». На выставке «Знаю, умею, хочу поделиться» представили материалы творческого проекта «Мы друг у друга есть», посетили мастер-класс, где познакомились с интерактивным  оборудованием, дидактическим материалом для организации образовательного процесса.  Участвовали в интерактивном фестивале «От идеи к проекту», посетили выставку «Современное оборудование для организации РППС в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО», где познакомились с интерактивным оборудованием и дидактическими играми: развивающая игротека, творческая мастерская и творческая лаборатория дошкольника, Дошколка–МЕДИА, геометрические конструкторы POLYDRON/ ТИКО,  LEGO  «Построй свою историю», мягкий конструктор ВЕЛИКАН, разнообразные конструкторы ДОШКОЛКА.РУ: техник, строитель, изобретатель, магнитный конструктор супермаг и др. Полученные идеи легли в основу мини-проектов по организации центров детской активности в группах ДОУ.

На педагогическом совете  педагоги представили  проекты организации центров детской активности группового пространства, которые бы  обеспечивали ребенку свободу выбора предметов и оборудования, возможность действовать индивидуально или со сверстниками.

В 2016г. совместно с ГАОУ ДПО ИРОСТ выпустили  рабочие программы:  «Развивающие интеллектуально-творческие  игры в деятельности детей дошкольного возраста» («Сложи узор» Б.П. Никитина, блоки Дьенеша, цветные  палочки Х.Кюизенера); « Техническая конструктивная деятельность детей дошкольного возраста» (блоки : Лего , Полидрон, Тико, механический конструктор). На базе ДОУ для педагогов города и области организовали работу авторской школы «Технология технического творчества».

 Развивающие игры, современны конструктивные средства  создают условия для проявления творчества, стимулируют развитие умственных, технических способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят детей в более сложные формы игровой активности.

Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ считаем использование педагогами ИКТ, которое является мощным инструментом развития мотивации образовательного процесса, перенос центра тяжести с вербальных методов образования на методы поисковой и творческой деятельности воспитателей и воспитанников. Использование компьютерных технологий помогает педагогам реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.

В ДОУ создан банк мультимедийных презентаций и мультимедийных интерактивных игр: Лунтик « Развивающие задания для малышей»;  «Волшебные превращения», «Веселый художник», «Магия рисования»; се­рия «Наглядное дошкольное образование» (интерактивные развиваю­щие программы для индивидуальных и груп­повых занятий взрослых с дошкольниками) «Лого игры», «Говорящие картинки», «Игры со словами», «Лого ритмика», «Смотри и говори», «Шаг за шагом», «Развивающие игры», «Игры для маленького гения» и др.

В настоящее время выбор  компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк, но, к сожалению,  большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач, могут использоваться лишь фрагментарно. Поэтому, одно из направлений методической работы ДОУ  – это анализ содержания образовательной программы  дошкольного образования  и отбор мультимедийного обеспечения с указанием в рабочих программах (комплексно-тематических, перспективных планах).

 Педагоги ДОУ широко используют в практике работы с детьми развивающие методы и приемы: экспериментирование, проблемные задания, исследования, сравнение, моделирование. Воспитатель выступает как равный партнер, мотивируя ребенка на выполнение предметных, материализованных и мыслительных действий. Проектная деятельность, реализованная в детском саду, помогает интегрировать предметно-развивающую среду семьи и детского сада, связать образовательный процесс с социальной жизнью и способствовать формированию навыков исследовательской деятельности.  Интерактивность образовательной среды так же предполагает открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников.  

В ДОУ большое внимание уделяется вовлечению родителей в образовательный процесс. Посредством образовательных проектов, природоохранных акций, совместных спортивных и развлекательных мероприятий, творческих гостиных, познавательных вечеров. Совместно с родителями изготовили электровикторины по темам образовательной программы, провели Лего фестиваль.

При формировании РППС  педагоги ДОУ видят  необходимость:

-  в избавлении от загромождения пространства малофункциональными и не сочетаемыми друг с другом предметами;

- в создании  для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук, роста и предметного мира взрослых;

- в учете эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.

Таким образом, создаваемая образовательная среда в ДОУ служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает «зону ближайшего развития» ребенка, а самое главное побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а так же формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Наш педагогический коллектив не собирается останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации РППС продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

Опубликовано: 23.01.2017