Использование интерактивных форм сотрудничества ДОУ с семьёй, как фактор повышения имиджа двух важных институтов социализации детей
Конференция: Современные формы работы с родителями в ДОУ
Автор: Зотова Ольга Петровна
Организация: МБДОУ «Детский сад №109»
Населенный пункт: Курганская область, г. Курган
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155) одним из основных принципов дошкольного образования является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых (п.1.4.5.), признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка. Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (п.6.9.; п. 1.7.6). Педагоги информируют семью о Программе (ФГОС ДО п.3.2.8.1.) . Дошкольное образовательное учреждение ориентировано на помощь семье, с 2015 года работает в статусе региональной инновационной площадки «Школа ответственного родительства». Педагоги заинтересованы в том, чтобы родители были увлечены жизнью детей, их интересами и заботами. Тем более что без родительского участия, процесс воспитания невозможен или, по крайней мере, неполноценен.
Порой, родители неохотно откликаются на встречи с педагогами, т.к. они нередко проходят в виде отчетов и поучающих бесед. Выход из этого положения видится в изменении форм и методов сотрудничества, в стремлении «перестроить » родителей из пассивных наблюдателей в активных участников педагогического процесса.
Сформулировали задачи:
- Создание нормативной правовой базы, обеспечивающей взаимодействие ДОУ, семьи и социальных партнеров.
- Пропаганда интересного опыта семейного воспитания, лучших семейных традиций, здорового образа жизни.
- Включение семей в культурно - досуговую деятельность, проектное и конкурсное движение.
- Повышение педагогической компетентности взрослых участников образовательных отношений. Формирование ответственности родителей за своих детей.
- Повышение статуса семьи. (Воспитание любви и привязанности к своей семье).
Наиболее интересные, интерактивные нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и родителей являются: совместная досуговая деятельность, метод проектов, организация семейного клуба. Именно в процессе совместной деятельности ее участники обсуждают совместные цели, программу действий и разделение функций, координируют средства достижения цели, анализируют и оценивают полученный результат. Общение взрослого с детьми дошкольного возраста, основанное на диалоге, является фактором развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
На сегодняшний день в нашем учреждении сложились определенные традиции, которые мы представили в проекте «Оптимизация детско- родительских отношений в совместной досуговой деятельности. Творческий проект «Мы друг у друга есть».Проект предполагает партнерские отношения с воспитанниками ДОУ, членами их семей независимо от возраста, социального статуса, с социальными партнерами МБОУ СОШ №17; МБУ «Центр культуры и досуга «Спутник»; ФГБУ «РНЦ «ВТО» им. акад. Г.А. Илизарова», МБОУ ДОД «Детская школа искусств №2», МБУ «ЦБР «Библиотека № 16 им. С.Я.Маршака».
Цель проекта: Укрепление партнерских отношений семей воспитанников и ДОУ через создание атмосферы общности интересов и воспитательных усилий посредством организации совместной культурно - досуговой деятельности.
Проект институциональный, ежегодный, творческий.
Включает организацию: совместных досугов и праздников (50%), маршрутов выходного дня (10%), совместных проектов и акций дарения (22%),
межсемейных конкурсов, выставок, фестивалей (18%).
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Подготовка включает множество различных мероприятий, расчет по времени, задействованность всех участников.
Вот примеры работы по подготовки некоторых досуговых мероприятий.
Осеннее кафе совместно с родителями составили план праздника. Провели предварительную работу с детьми:
- наблюдение за природой осенью, поход вместе с родителями в лес.
- чтение книг о вкусной и полезной пище;
- беседы с детьми об осени, разучивание стихов, песен, танцев;
- беседы с детьми о культуре поведения в кафе;
- оформление зала, праздничных столов;
- создание фильма «По следам осени».
В ходе праздника подвели итог конкурса на лучшее оформление осеннего блюда. Порадовали детей оригинальные блюда: фруктовые бутерброды и коктейли, виноградные Ежики, банановые Дельфины, яблочные Лебеди, капустные Смешарики, огромный парусник из кабачка.
Праздник под названием «Осеннее кафе» прошел отлично. Родители и дети были в восторге.
Маршруты выходного дня выбираем вместе с родителями: поход в лес, посещение катка, на базе ЦКиД «Спутник» семейные просмотры мультфильмов и фильмов для детей, клуб выходного дня « Вместе веселее».
У родителей появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов участники возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, культуре своего народа. После этих мероприятий дети увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества, фоторепортажи, газеты. Педагоги размещают отчетные материалы на сайте ДОУ.
Межсемейные конкурсы. В детском саду мы организуем не только праздники, досуги, но и различные конкурсы:
- «Самая читающая семья» - парад сказок, кроссворды, драматизации;
- «Самая дружная семья» - презентация семейного кредо, театрализованные постановки;
- выставка кукол « Моя семья» - презентация экспонатов, выполненных в разных техниках;
Лего- фестиваль « Путешествие в Legoland». Фестиваль – это не только демонстрация творческих способностей, конструктивных и технических умений, но и радостный праздник. Выставка проектов выполненных из разных Lego - конструкторов: «Софт», LEGO DUPLO, LEGO Education вызвала большой интерес детей и взрослых.
«Папа, мама, я - спортивная семья» - соревнования между семьями воспитанников детских садов микрорайона на базе МБОУ СОШ №17.
На базе ЦКиД «Спутник» участвовали в конкурсах-выставках:
- «Дары осени» (праздник микрорайона);
- Дельфийские игры (вокал, театрализация, чтецы, хореография);
- «Маленький принц», « Мисс Дюймовочка».
Совместные переживания, радость и восторг помогают родителям разобраться в природе некоторых поступков детей и найти не только педагогические, но и демократические (не подавляющие) способы воспитания.
На протяжении более десяти лет традицией ДОУ является проведение на территории детского сада совместного с детьми и родителями праздника «День семьи». Это итоговое мероприятие годового проекта. Чествование многодетных, молодых семей, родителей и детей, активно участвовавших в мероприятиях ДОУ, городских конкурсах; концертная программа, работа игровых площадок, фоторепортажи, выставки.
Удачной находкой в нашей работе мы считаем применение проектной деятельности. Использование метода проекта обязало воспитателя:
- выдерживать позицию партнера, друга, а не учителя;
- создавать личностно-ориентированное пространство:
- выдерживать демократический стиль общения;
- применять диалоговые формы взаимодействия с детьми;
- сделать родителей заинтересованными участниками жизни детей в детском саду.
Участие в совместных социально направленных проектах, акциях
таких как: « Я - Взрослый, ты - Ребенок», «Подари улыбку», «Подари ромашку», «Великая Победа: семейный альбом», « 109 сюрпризов, 109 затей и один юбилей» привносят в жизнь ДОУ столько позитива и творческих находок, что порой и предположить невозможно, здесь раскрываются таланты детей, родителей, просыпается бескорыстность и добродушие.
Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба в ДОУ. Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
На протяжении нескольких лет в ДОУ работают клубы: Клуб выходного дня, клуб «Здоровая семья» (ЛФК). Педагоги ДОУ предлагают совместные занятия по профилактике опорно-двигательного аппарата, разучивают упражнения и игры. Дети и родители совместно оформляют портфолио « Мое здоровье». Данная технология формирует у ребенка положительную самооценку и внутреннюю мотивацию к культуре ЗОЖ и собственным достижениям, а родителям позволяет видеть продвижение ребенка, гордиться его успехами.
В клубе «Лад» участники образовательного процесса проводят совместные праздники, своими руками делают подарки родным и близким. Педагог знакомит родителей и детей с разными техниками и средствами выполнения.
Организуя и проводя такую работу с родителями и общественностью, педагоги ДОУ испытывают профессиональные трудности, которые успешно решаются через различные формы методического сопровождения: самоанализ «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями; консультации «Взаимодействие с родителями за пределами детского сада»; педагогический тренинг «Мальчики и девочки, а так же их родители» и др.
Количественные и качественные критерии оценки эффективности реализации проекта можно отследить через наблюдение, анкетирование, отзывы, фоторепортажи с места событий. Нас радует:
- У детей сформировано понятие «семья», они могут рассказать о членах семьи, способны распознавать эмоциональные проявления других людей, выражать свои чувства, проявлять заботу о близких;
- Родители повысили свою педагогическую культуру, научились общаться с собственными детьми, включились в процесс их воспитания, стали более внимательны к нашим проблемам. Участие родителей в жизни детей помогло взрослым: преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка; относиться к своему ребенку как к равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; знать сильные и слабые стороны ребенка, учитывать их, вовремя оказать ему личную поддержку и прийти на помощь, понимать, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать.
- Укрепились тесные связи и взаимодействия различных социальных институтов.
- В социуме формируется положительный имидж детского сада.
Результаты работы доказывают эффективность избранных нами форм сотрудничества с семьей и учреждениями образования и культуры.
Когда мы есть друг у друга и мы вместе – формируется единое социокультурное и образовательное пространство развития ребенка, формируется личность будущего.