Использование интерактивных форм сотрудничества ДОУ с семьёй, как фактор повышения имиджа двух важных институтов социализации детей

Конференция: Современные формы работы с родителями в ДОУ

Автор: Зотова Ольга Петровна

Организация: МБДОУ «Детский сад №109»

Населенный пункт: Курганская область, г. Курган

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155) одним из основных принципов дошкольного образования является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых (п.1.4.5.), признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка. Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (п.6.9.; п. 1.7.6). Педагоги информируют семью о Программе (ФГОС ДО п.3.2.8.1.) . Дошкольное образовательное учреждение ориентировано на помощь семье, с 2015 года работает в статусе региональной инновационной площадки  «Школа ответственного родительства». Педагоги заинтересованы  в том, чтобы родители были увлечены жизнью детей, их интересами и заботами. Тем более  что без родительского участия,  процесс воспитания невозможен  или, по крайней мере, неполноценен.  

Порой, родители неохотно откликаются на встречи с педагогами, т.к. они нередко проходят   в виде отчетов и поучающих бесед. Выход из этого положения видится в изменении форм и методов  сотрудничества, в стремлении «перестроить » родителей из пассивных наблюдателей в активных участников педагогического процесса.  

Сформулировали задачи:

  • Создание нормативной правовой базы, обеспечивающей взаимодействие ДОУ, семьи и социальных партнеров.
  • Пропаганда интересного опыта семейного воспитания, лучших семейных традиций, здорового образа жизни.
  • Включение семей в  культурно - досуговую деятельность, проектное и конкурсное движение.
  • Повышение педагогической компетентности взрослых участников образовательных отношений. Формирование ответственности родителей за своих детей.
  • Повышение статуса семьи. (Воспитание любви и привязанности к своей семье).

Наиболее интересные, интерактивные нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и родителей  являются: совместная досуговая деятельность, метод проектов, организация семейного клуба. Именно в процессе совместной деятельности ее участники обсуждают совместные цели, программу действий и разделение функций, координируют средства достижения цели, анализируют и оценивают полученный результат. Общение взрослого с детьми дошкольного возраста, основанное на диалоге, является фактором развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.

На сегодняшний день в нашем учреждении  сложились определенные традиции, которые мы представили  в проекте «Оптимизация детско- родительских отношений в совместной  досуговой деятельности. Творческий проект «Мы друг у друга есть».Проект предполагает партнерские отношения с воспитанниками ДОУ, членами их семей независимо от возраста, социального статуса, с социальными партнерами МБОУ СОШ №17; МБУ «Центр культуры и досуга «Спутник»; ФГБУ «РНЦ «ВТО» им. акад. Г.А. Илизарова», МБОУ ДОД «Детская школа искусств №2», МБУ «ЦБР «Библиотека № 16 им. С.Я.Маршака».

Цель проекта: Укрепление партнерских отношений семей воспитанников и  ДОУ через создание атмосферы общности интересов и воспитательных усилий посредством организации  совместной культурно - досуговой деятельности.

Проект институциональный, ежегодный, творческий.

Включает организацию: совместных досугов и праздников (50%), маршрутов выходного дня (10%), совместных проектов и акций дарения (22%),

межсемейных конкурсов, выставок, фестивалей (18%).

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации.  Подготовка включает множество различных мероприятий, расчет по времени, задействованность всех участников.

Вот примеры работы по подготовки некоторых досуговых мероприятий.

Осеннее кафе  совместно с родителями составили план праздника. Провели предварительную работу с детьми:

  • наблюдение за природой осенью, поход вместе с родителями в лес.
  • чтение книг о вкусной и полезной пище;
  • беседы с детьми об осени, разучивание стихов, песен, танцев;
  • беседы с детьми о культуре поведения в кафе;
  • оформление зала, праздничных столов;
  • создание фильма  «По следам осени».

В ходе праздника подвели итог конкурса на лучшее оформление осеннего блюда. Порадовали детей оригинальные блюда: фруктовые бутерброды и коктейли, виноградные Ежики, банановые Дельфины, яблочные Лебеди, капустные Смешарики, огромный парусник из кабачка. 

Праздник под названием «Осеннее кафе» прошел отлично. Родители и дети были в восторге.

Маршруты выходного дня выбираем вместе с родителями: поход в лес, посещение катка, на базе ЦКиД «Спутник» семейные просмотры мультфильмов и  фильмов для детей, клуб выходного дня « Вместе веселее».

У родителей появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов участники возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, культуре своего народа. После этих мероприятий дети  увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества, фоторепортажи, газеты. Педагоги размещают отчетные  материалы на сайте ДОУ.

Межсемейные конкурсы. В детском саду мы организуем не только праздники, досуги, но и различные конкурсы:

  • «Самая читающая семья» - парад сказок, кроссворды, драматизации;  
  • «Самая дружная семья» - презентация семейного кредо, театрализованные постановки;
  • выставка кукол « Моя семья» - презентация экспонатов, выполненных в разных техниках;

Лего- фестиваль « Путешествие в Legoland». Фестиваль – это не только демонстрация творческих  способностей, конструктивных  и технических умений, но и радостный праздник.  Выставка проектов выполненных из разных Lego - конструкторов: «Софт», LEGO DUPLO,   LEGO Education вызвала большой интерес детей и взрослых.

«Папа, мама, я - спортивная семья» - соревнования между семьями воспитанников детских садов микрорайона на базе  МБОУ СОШ №17.

На базе  ЦКиД «Спутник» участвовали в конкурсах-выставках:

  • «Дары осени»  (праздник микрорайона);
  • Дельфийские игры (вокал, театрализация, чтецы, хореография);
  • «Маленький принц», « Мисс Дюймовочка».

Совместные переживания, радость и восторг помогают родителям разобраться в природе некоторых поступков детей и найти не только педагогические, но и демократические (не подавляющие) способы воспитания.

На протяжении более десяти лет традицией ДОУ является проведение на территории детского сада совместного с детьми и родителями  праздника «День семьи». Это итоговое  мероприятие годового проекта. Чествование многодетных, молодых семей, родителей и детей, активно участвовавших в мероприятиях ДОУ, городских конкурсах; концертная программа, работа игровых площадок, фоторепортажи, выставки.

Удачной находкой в нашей работе мы считаем применение  проектной деятельности.  Использование метода проекта обязало воспитателя:

  • выдерживать позицию партнера, друга, а не учителя;
  • создавать личностно-ориентированное пространство:
  • выдерживать демократический стиль общения;
  • применять диалоговые формы взаимодействия с детьми;
  • сделать родителей заинтересованными участниками жизни детей в детском саду.

Участие в совместных социально направленных проектах, акциях

таких как: « Я - Взрослый, ты - Ребенок», «Подари улыбку», «Подари ромашку», «Великая Победа: семейный альбом», « 109 сюрпризов, 109 затей и один юбилей» привносят в жизнь ДОУ столько позитива и творческих находок, что порой и предположить невозможно, здесь раскрываются таланты детей, родителей, просыпается бескорыстность и добродушие.

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба в ДОУ. Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

На протяжении нескольких лет в ДОУ работают клубы: Клуб выходного дня, клуб «Здоровая семья» (ЛФК). Педагоги ДОУ предлагают совместные занятия по профилактике опорно-двигательного аппарата, разучивают упражнения и игры. Дети и родители совместно оформляют портфолио « Мое здоровье». Данная технология формирует у ребенка положительную самооценку и внутреннюю мотивацию к культуре ЗОЖ и собственным достижениям, а родителям позволяет видеть продвижение ребенка, гордиться его успехами.

В клубе «Лад» участники образовательного процесса проводят совместные праздники, своими руками делают подарки родным и близким. Педагог знакомит родителей  и детей с разными техниками и средствами выполнения.

Организуя и проводя такую работу с родителями и общественностью,  педагоги ДОУ испытывают профессиональные трудности, которые успешно решаются через различные формы методического сопровождения: самоанализ «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями; консультации «Взаимодействие с родителями за пределами детского сада»; педагогический тренинг «Мальчики и девочки, а так же их родители» и др.

Количественные и качественные критерии оценки эффективности реализации проекта можно отследить через  наблюдение, анкетирование, отзывы, фоторепортажи с места событий.  Нас радует:

  1. У детей сформировано понятие «семья», они могут рассказать о членах семьи, способны распознавать эмоциональные проявления других людей, выражать свои чувства, проявлять  заботу о близких;
  2. Родители повысили свою педагогическую культуру, научились общаться с собственными детьми, включились в процесс их воспитания, стали более внимательны к нашим проблемам. Участие родителей в жизни детей помогло взрослым:  преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка; относиться к своему ребенку как к равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми;  знать сильные и слабые стороны ребенка, учитывать их, вовремя оказать ему личную поддержку и прийти на помощь,  понимать, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать.
  3. Укрепились  тесные связи и взаимодействия различных социальных институтов.
  4. В социуме формируется положительный имидж детского сада. 

Результаты работы доказывают     эффективность избранных  нами форм сотрудничества с семьей и учреждениями образования и культуры.

Когда мы  есть друг у друга и  мы  вместе – формируется  единое социокультурное и образовательное  пространство развития ребенка, формируется личность будущего. 

  

Опубликовано: 23.01.2017