Развитие познавательных процессов у дошкольников (стремление к самостоятельному познанию и размышлению) посредством развивающих игр

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Менщикова Людмила Александровна

Организация: МБДОУ «Детский сад №109»

Населенный пункт: Курганская область, г. Курган

Современная дошкольная педагогическая наука и практика ставят задачи создания наиболее эффективных условий для улучшения закономерности развития творчества в дошкольном возрасте. Особое значение приобретают вопросы формирования интеллектуальных умений и творческого воображения.

Большое значение для развития познавательных процессов у дошкольников, формирования потребности получать новые знания, самостоятельно размышлять имеют  созданные в группе условия: наличие авторских игр и пособий, их доступность.

Познакомившись с методическими рекомендациями Л.Д. Комаровой «Как работать с палочками Кюизенера»? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет/М.: Изд. ГНОМ и Д. 2008/; В.П. Новиковой, Л.И.Тихоновой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера». Для работы с детьми 3-7 лет/МОЗАИКА-СМНТЕЗ; М.: 2011/; Н.О. Лелявина, Б.Б. Финкельштеин

«Давайте вместе поиграем». Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. /ООО «Корвет» Санкт-Петербург/ и др., разработали и утвердили  рабочую программу «Развивающие игры» – использование современных развивающих игр Б.П. Никитина, блоки Дьенеша, цветные палочки Х. Кюизенера, лабиринты, головоломки.

Включили развивающие игры  в циклограмму образовательной работы в утренний и вечерний отрезок времени. Эти игры важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.

Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности. В основе организации работы с детьми лежит система дидактических принципов: 

  • принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • принцип индивидуализации: создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребёнка, так и педагога;
  • принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом;
  • принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретении детьми собственного опыта творческой деятельности;
  • принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.

Обучение детей происходит поэтапно:

1 этап – 3-4 года,

2 этап – 4-5 лет,

3 этап – 5-6 лет,

4 этап - 6-7 лет.

На педагогическом совете мы представили проект  организации центра детской активности « Развивающие игры» в  групповом пространстве.

Используем как картонные (плоские) палочки, геометрические фигуры, так и купленные пособия. Сделать много открытий, ставить цель, добиваться результата нам помогают альбомы: «Волшебные  дорожки», «Дом с колокольчиками» и «На золотом крыльце», «Кростики. Посудная лавка», «Страна умных игр», «Разноцветные палочки», дидактические сказки «Улица разноцветных палочек», «Сказочный город» и др., которые мы заламинировали для боле длительного и практичного использования. 

Палочки Кюизенера и блоки Дьеныша как дидактические средства в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно – действенного и наглядно – образного, использования «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счёта и измерения.

Палочки Кюизенера и блоки Дьеныша позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызываю живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мысленных задач.

Велика роль палочек Кюизенера и блоков Дьеныша в развитии математических представлений. Но менее важна их роль в изучении родного языка: словарного запаса детей (пространственные предлоги, наречие, прилагательные, числительные); связной речи (описательный рассказ, пересказ, диалог). Играя, дети учатся рассуждать, комментировать свои действия и действия товарищей, общаться друг с другом.

Палочки Кюизенера и блоки Дьеныша вначале использовали как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образцы, а также качественные характеристики материала – цвет, размер, форма. Однако уже во время игры с игровым материалом дети открывают некоторые отношения: они замечают одинаковость длины палочек, одинаковость сечения и др.

 Палочки Кюизенера и блоки Дьеныша изготовленные самостоятельно из цветного картона (хотя плоский вариант непредусматривает ( возведение) объемных фигур) очень подходит на начальных этапах при знакомстве    с технологией, дети могут играть подгруппами «рядом», «вместе». Игровые задания на первом этапе не только развивает мелкую моторику, но еще и зрительное восприятие. Пространственно – количественные характеристики не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребёнка. При этом мы не ограничивались внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а давали возможность выбирать действие самому ребёнку, добиваясь, чтобы каждая игра была радостным открытием нового. Дети быстро научились переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.

На данном этапе проводили игры:

  • на соответствие между цветом, длиной и числом;
  • на значение чисел и их цветовых изображений;
  • на элементы комбинаторики;
  • на действия сложения, вычитания.

С помощью игры по составлению коврика (салфетки, флажка) углубляются знания по составу чисел, изучение свойств чисел натурального ряда при построении вертикальных, горизонтальных и симметричных цветных лесенок.

Для поддержания интереса детей к играм  использовали игры- экспериментирования, игры-фантазии, сюрпризные моменты, проблемные ситуации, элементы соревнования. Задания и упражнения воспитывают настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль. Размышления, догадки, выводы, обобщение, абстрагирование, освоение математической терминологии - это далеко не весь перечень качеств, необходимых дошкольнику для освоения новых знаний.

Использование игр с цветными палочками Кюизенера и блоками Дьеныша способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, поможет делать много открытий, ставить цель и добиваться результата, самое главное -привить  ребенку интерес к познанию

Опубликовано: 24.01.2017