Формирование эмоционального интеллекта дошкольников посредством использования танцевально- игровой технологии СА-ФИ-ДАНС

Конференция: Здоровьесберегающие технологии по ФГОС ДО

Автор: Вантеева Юлия Геннадьевна

Организация: МОУ ШДС № 1

Населенный пункт: Иркутская область, г. Черемхово

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В настоящее время для всех уровней образования, включая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты.

В соответствии с ФГОС ДО  в понятие «физическое развитие» входит приобретение опыта в разных видах деятельности детей, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Одним из важнейших принципов ФГОС ДО является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями. Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основах взаимозависимости и взаимодополняемости. При этом образовательная область «Физическая развитие» взаимодействует с другими образовательными областями, такими как социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие, определяя целостный подход в формировании эмоционального интеллекта, развития целеустремленности, саморегуляции.

Считаю необходимым раскрыть следующие понятия:

  • целеустремленность -  сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности.
  • саморегуляция - процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.
  • эмоциональный интеллект –– это способность понимать свои чувства и эмоции, эмоции других, умение отождествлять свои переживания и чувства с  конкретными  словами,   управлять своими эмоциями.

Гармоничное восприятие и использование своих эмоций открывает новые горизонты в различных сферах общения. Выстраивать отношения в любых условиях – смысл развития эмоционального интеллекта. Неспособность понимать свои эмоции и эмоции своих друзей, правильно оценивать ситуацию и реакцию окружающих, неумение управлять собственным душевным состоянием приводит ко многим неудачам. По исследованиям японских ученых, успешность человека зависит от степени умственного развития на 20%, а от эмоционального развития на 80%.

Проведя беседу с педагогом-психологом и воспитателями групп, я пришла к выводу, что проблема формирования эмоционального интеллекта приобретает особую актуальность и значимость в нашем дошкольном учреждении. Это связано с тем, что у детей наблюдаются:

  • мимическая бедность;
  • эмоциональная напряжённость;
  • конфликтность детских отношений;

Одним словом в большинстве случаев не сформирован эмоциональный интеллект ребенка.

Для формирования эмоционального интеллекта дошкольников, я использовала авторскую технологию Ж.Е. Фирилевой «СА-ФИ-ДАНС» по танцевально-игровой гимнастике. Данную технологию я адаптировала для себя так, как использование этой технологии в полном объеме при организации образовательной деятельности не представляется возможным. Технология  основана на использовании увлекательных форм работы в подготовительной и заключительной частях занятия, таких как:

 

Форма работы

На что направлена

Способности эмоционального интеллекта:

Танцевально-ритмическая гимнастика.

«Моторчики»

Представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.

  • контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;

•         способностью сознательно влиять на свои эмоции;

•        умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);

•         способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

•        умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;

•         способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Игроритмика.

«Ритмушки-топотушки»

Является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.

Игрогимнастика.

«Мы шагаем по планете»

Служит основой для усвоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. В раздел входят строевые, общеразвивающие упражнения, акробатические, направленные на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки.

Игротанец.

«Хореографические картинки»

Направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют воспитательное значение и доставляют эстетическую радость детям. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, танцевальные формы (историко-бытовой, народный, современные ритмические танцы).

Нетрадиционные виды упражнений:

Игровой самомассаж.

«Превосходное настроение»

Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.

Пальчиковая гимнастика.

«Фантазёры»

Этот раздел служит для развития ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.

 

Музыкально-подвижные игры.

«Пострелята»

Содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.

Креативная гимнастика.

«Чарующее зеркальце души»

Предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные возможности для развития способности детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности. В нее входят музыкально-творческие игры, специальные задания.

Игропластика.

«Гибкие спинки»

Основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древнегимнастических движений и упражнения стретчинга, хатха-йоги, выполняемые в сюжетной игровой форме без музыки. Кроме радостного настроения и мышечной нагрузки эти упражнения дают ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу. Положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию

Игровой стретчинг.

«Делай как я! »

Упражнения стретчинга носят имитационных характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровой ситуаций, заданий, упражнений. Подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т.д. Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание.

 

 

 

Игры-путешествия.

«Летучий корабль»

Они включают все виды подвижной деятельности, используя средства всех разделов программы. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть что пожелаешь. Такие занятия отличаются от классических высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей. (В таблицу)

 

Свою работу выстраиваю следующим образом:

в вводной части использую «эмоциональную разминку». На первом этапе физкультурного занятия важно не только разогреть мышцы и суставы, но и «настроить» чувства, т.е. подготовить детей эмоционально к предстоящему занятию при помощи «эмоциональной разминки». Проводя «эмоциональную разминку», моя задача - научить своих воспитанников «вслушиваться» в ощущения, возникающие в мышцах при выполнении физических упражнений, наслаждаться этими ощущениями, запоминать их. В этом помогают упражнения, которые дают образное представление о формах движения, выражающих эмоциональное состояние души (например, «Грустный и веселый», «Гномы и великаны», «Холодно – жарко» и т.д.). А это, по существу, слово, ставшее видимым в жесте, мимике, движениях тела. В зависимости от того, в каких формах проявляются движения - пластически-округлые, плавные или, наоборот, резкие, угловатые, прямолинейные, можно судить о состоянии души. Поэтому физкультурных занятия, проводятся под музыкальное сопровождение. Для этого составлена картотека.

На занятиях воспитывается чувство коллективизма, интенсивно формируется двигательное воображение - основа творческой, осмысленной моторики. С этой целью предлагаю детям специальные игровые задания, выполняя которые ребенок преодолевает стереотип движения с данным предметом. Для этого дети придумывают новые способы применения предметов физкультурного инвентаря. Например, если этим предметом является мяч, то они придумывают новые способы применения его, пытаются рисовать им невидимые контуры, раскручивать его на полу, словно волчок, или пронести его на голове вместо шляпы.

Другую группу аналогичных заданий составляет придумывание названий выполняемых движений («корова», «улитка», «силачи»). В игре ребенок экспериментирует с воображаемыми позициями, формируется способность к творческому освоению и гибкому применению двигательных образцов, умение входить в образ, эмоционально переживать целостное движение. Чтобы поднять настроение, использую упражнение, которое называется «Салют». Дети принимают свободную позу, закрывают глаза и вспоминают, как впервые с радостным чувством нетерпеливо ожидали прекрасное зрелище - праздничный салют. Произносится: «Огонь». После чего дети вскидывают руки вверх, подпрыгивая, кричат: «Ура», вкладывая в этот крик радость и ликование.

В заключительной части занятия для восстановления организма провожу настройку (психогимнастика, релаксация). Это формирует у детей чувство удовлетворения от проведенного занятия, создает положительный эмоциональный настрой на качественное выполнение предстоящей деятельности.

Моя работа строиться на принципах партнерского взаимоотношения: «уча других – учишься сам». На занятиях я выступаю в роли помощника, а не педагога. Именно такой прием активизирует активность ребенка, способствует самостоятельности и саморегуляции через движение.

Я не ставлю своей целью достижения высоких результатов путем форсированного формирования тех или иных навыков. Моя задача заключается в том, чтобы помочь детям проявить собственные потенциальные возможности данные ему от рождения, а они есть у каждого. Моя дружба и понимание детей помогает мне находиться в их удивительном мире детства.

Считаю, что применение данной технологии на занятиях по физическому развитию способствует формированию эмоционального интеллекта.

Свою работу над развитием эмоционального интеллекта у дошкольников я провожу в тесном сотрудничестве с родителями, участниками образовательных отношений. Педагог и родители должны «делать одно дело» - создавать для ребёнка благоприятную, эмоциональную атмосферу, считать его полноправным членом общества, уважать, прислушиваться к его мнению. Помнить, что эмоциональное благополучие ребёнка – главное условие его физического и душевного здоровья. В работе с родителями я использую папки – передвижки  («Что делать, если…», «Эмоционально – речевое развитие детей», «Эмоциональный мир дошкольника»…), информационные стенды («Памятка родителям от ребёнка: «Мои поступки - не смертельный грех», «Если ребёнок капризничает», «Школа эмоций»…), консультации («Что легче: сделать самому или научить ребёнка», «Я – сам», «Агрессивность ребёнка»…), беседы («Нестабильность эмоционального состояния», «Кризис 3-х лет»…).  Посещаю  групповые родительские собрания («Развитие эмоционального интеллекта ребёнка в семье», «Как избавиться от гнева»…), открытые занятия.

 

Я заметила, что после того, как я усилила работу над формированием эмоционального интеллекта детей, на физкультурных занятиях, повысился уровень физической подготовленности и уменьшилась конфликтность среди детей.

Сравнительный анализ уровня физической подготовленности детей показал положительную динамику, что подтверждает эффективность использования разработанной системы внедрения технологии «Са-фи-данс» в физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ.

Дети свободно различают и называют эмоции и чувства свои собственные и окружающих их людей, умело выражают их с помощью мимики, жестов, пантомимике; соотносят мимику и жесты других людей с их эмоциональным состоянием; видят связь между поступками и чувствами, настроением и поведением; управляют своими эмоциями.

Работу над развитием эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста я считаю очень важной, особенно в наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания. Но, как  писал Дэвид Карузо, очень важно понимать, что «эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов».

 

Список литературы:

  1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль 1996.
  2. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М. Аркти, 2001.
  3. Учебно-методическое пособие по программе  (танцевально-игровая гимнастика для детей) «СА-ФИ-ДАНСЕ», Санкт-Петербург 2001г.
  4. Моргунова О.Н. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ», Сфера, 2006.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 
  6. М.А. Рунова. Двигательная активность,  ребенка в детском саду.- М.: Мозаика – Синтез, 2000г.-256с.

 

Опубликовано: 24.01.2017