Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник аппликации

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Луцкая Яна Ивановна

Организация: МБОУ ЦО №18

Населенный пункт: Тульская область, г. Тула

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники  изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников, способствует развитию  у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительного восприятия и глазомера.

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представление о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках называемых схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазии, а наоборот, подавляют развитие личности. Новые подходы раскрепощают ребенка.

Тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Занятия нетрадиционной изодеятельностью позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес к учебным мероприятиям.  

С помощью аппликации можно изучать геометрические фигуры, понятия величины, пополнять словарный запас, делать открытки к празднику или украшения для группы. Кроме того создание аппликации – это целая серия последовательных действий, дети постоянно занимающиеся аппликацией, развивают следующие навыки: аккуратность, настойчивость, сосредоточенность, выдержку, самостоятельность.

Нетрадиционная аппликация – это аппликация с использованием нетрадиционных материалов и способов работы. 

Работая с детьми, обратила внимание на то, что дети испытывают:

  • неуверенность и скованность в действиях и ответах на вопросы;
  • растерянность при использовании способов нестандартного творчества и   экспериментирования с  материалами;
  • затруднения в проявлении творчества;

Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель ДОУ, педагог дополнительного образования, учитель. Организация данной работы не трудоемка при наличии материалов, образцов для аппликации, методической базы и соответствующей подготовке самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства-оборудование, цветной картон, различные виды цветной бумаги, разноцветные шерстяные нитки, разноцветные бумажные салфетки, конфетти, вата, ватные диски, кисти для клея, различные виды клея, матерчатые салфетки для прижимания, стэки, деревянные палочки;  фонотека, видеотека.

В процессе выполнения работы, у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Все дети любят аппликацию. Творчество для них - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

 

Список литературы

  1. Бойченко О., Старикова Е. Развитие творчества на занятиях по аппликации / Дошкольное воспитание – 1989г.
  2. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги. М., Просвещение – 1992г.
  3. Гусакова М. А. Деревья из ситца, или нескучное занятие для больших и маленьких / Дошкольное воспитание – 1993г.
  4. Григорьева Г. Использование игровых приемов в руководстве изобразительной деятельностью. / Дошкольное воспитание – 1991г.
  5. Гульянц Э. К. Базис И. Я. Что можно сделать из природного материала. М., Просвещение – 1984г.
  6. Комарова Т. Н. О способностях к изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. / Дошкольное воспитание – 1989г.
  7. Комарова Т. Н. Изобразительная деятельность взаимосвязь с игрой. / Дошкольное воспитание – 1991г.
  8. Плеханов А., Манасина М. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста. – 1994г.
  9. Сакулина Н. Г., Комарова Т. Е. Изобразительная деятельность в детском саду. М. Просвещение – 1989г.

 

 

 

                                                                                                    

 

Опубликовано: 25.01.2017