Развитие мелкой моторики у детей 4-6 лет посредством тестопластики

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Мельник Светлана Игоревна

Организация: МБОУ ЦО №18

Населенный пункт: Тульская область, г. Тула

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития являются игры с пальчиками. Почему важно для детей развитие мелкой моторики рук?

 Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и мелкие движения, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем и соседние отделы мозга, отвечающие за речь. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики и координации движений рук, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память и мышление.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды  изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками. На занятиях лепкой в детском саду, как правило, используют пластилин и глину, мы предлагаем  использовать нетрадиционный материал- соленое тесто.

 Методика проведения занятий по лепке из соленого теста мало отличается от лепки из таких традиционных материалов как пластилин и глина. Тем самым говоря о методике лепки из соленого теста можно говорить о методике лепки из пластилина и глины. Различие будет заключаться лишь в том, что лепка из соленого теста предполагает изготовление поделок не в трехмерном изображении (хотя это и возможно, при использовании каркасов), а в двумерном изображении, что в лепке из соленого теста более распространено, например, изображение панно, плоскостных фигур, брелоков и т.д.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества, при этом продукт создается руками ребенка, а значит, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не карандашом, ножницами или кисточкой. Лепка снимает излишнее эмоциональное напряжение, помогает ребенку расслабиться.

Предлагаю использовать на занятиях различные виды работы по развитию детского творчества:

  1. Совместная деятельность воспитателя с ребенком;
  2. Самостоятельная деятельность детей;
  3. НОД;
  4. Загадывание загадок;
  5. Разнообразные виды гимнастик;
  6. Рассматривание фотографий (по теме);
  7. Беседы по иллюстрациям и картинкам;
  8. Чтение рассказов, сказок, стихов;
  9. Пение песен;
  10. Дидактическая игра;
  11. Подвижная игра;
  12. Раскрашивание гуашью и красками.

Соленое тесто - очень удобный материал. Его всегда можно сделать в домашних условиях, он не оставляет жирных пятен на столе, на полу, не пачкает руки, может долго храниться в холодильнике.

Тесто можно сразу окрасить в различные цвета, добавляя при замешивании пищевые красители, можно раскрасить после высыхания.

Перед воспитателем стоят следующие задачи:

  1. Развитие точечных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук;
  2. Формирование сенсорных эталонов формы, цвета и величины, развитие тактильной чувствительности рук;
  3. Формирование у детей навыков лепки, композиции, побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и сюжетные композиции;
  4. Развитие творческих способностей и образного видения у детей, через занятия тестопластикой;
  5. Оказание помощи в раскрытии индивидуальных способностей дошкольников и  развитие наблюдательности; научить приемам изготовления изделий из соленого теста;
  6. Знакомство со свойствами материала;
  7. Обучение приемам лепки;
  8. Приобщение детей к народному искусству;
  9. Воспитание художественно-эстетического вкуса, трудолюбия, аккуратности;
  10. Приобщение детей к коллективной творческой деятельности, совместному труду, взаимопомощи;
  11. Создание условий для реализации творческого потенциала участием в выставках, конкурсах;
  12. Способствование развитию чувства эмпатии - сопереживания, желания нести радость окружающим;

В ходе проведения работы с детьми по лепке из солёного теста было найдено несколько общих правил. Их соблюдение воспитателем позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения. Самое главное — подходите к проведению этой работы творчески. Для этого:

  1. Учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций;
  2. Не сдерживайте инициативы детей;
  3. Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;
  4. Не спешите с вынесением суждений;
  5. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний.

Наша задача -  научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Большое значение в развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста имеет участие  родителей в данном виде деятельности. Перед воспитателем стоит задача  вовлечь их в процесс творческой деятельности, заинтересовать, объяснить как это необходимо для дальнейшего развития мелкой моторики детей и развития ребенка в целом. Тем более, занятия тестопластикой – интересное и увлекательное времяпровождение со своим ребенком.

Мы предлагаем различные формы работы с родителями:

1.Анкетирование родителей на тему: «Любит ли ваш ребёнок заниматься тестопластикой?»

С помощью анкеты можно выявить степень участия родителей в работе с тестом и в поддержании его познавательного интереса. По результатам анкетирования будет видно заинтересованы ли родители в развитии познавательного интереса детей, способствуют ли постоянному совершенствованию их художественного вкуса и навыков.

2.Привлечение к созданию познавательно – развивающей среды в группе.

Воспитатель предлагает родителям помочь в оборудовании уголка по изодеятельности, пополнении необходимыми материалами,

3. Оформление наглядной информации в родительском уголке.  

  • Консультация на тему: «Задачи воспитания и обучения детей 4-6 лет лепкой»;
  • Выставки работ родителей из солёного теста;
  • Оформление стенда «Наше творчество»;
  • Выставка литературы по изобразительному творчеству;
  • Рекомендации по теме: «Лепим дома  вместе с ребенком»;
  • Родительское собрание  в форме мастер - класс «Тесто это просто», цель которого - научить использовать возможности соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей.

Задачи, стоящие перед воспитателем в работе с родителями:

  • познакомить с историей возникновения соленого теста, технологическими возможностями этого материала;
  • заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми;
  • вызвать интерес к данному виду деятельности.

Для поддержания эмоционального отношения к выполнению задания воспитатель на занятиях внимательно наблюдает за поведением ребёнка и, если видит, что ребёнок потерял интерес к работе, выясняет причину потери интереса, успокаивает, поправляет неудачные места в работе или деликатно заменяет задание на посильное, всегда нацеленное на творческое развитие ребёнка. Отдельные темы занятий могут быть сокращены или увеличены по содержанию или по времени.

Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через лепку. При этом он раскрывает себя, постигает собственные возможности. На занятиях лепкой из соленого теста, ребенок как никогда имеет возможность реализовать свое творчество и фантазию, задача педагога, в данном случае, предложить наиболее доступные средства и материалы, для достижения положительного результата, а также дать невидимый толчок к развитию творческого полета. Ведь только находясь в атмосфере взаимопонимания между ребенком и взрослым можно заглянуть ребенку в душу, понять и почувствовать, то чего хочет он достичь. Если рассматривать лепку как средство развития детского творчества, то можно сказать, что главным моментом в достижении положительной динамики, будет выступать заинтересованность ребенка в начинаемой работе. Ребенок, удовлетворенный полученным результатом, будет стремиться снова и снова проявить себя, показать то, на сколько широко он может мыслить. Порой то, что человек не может передать словами, можно выразить в своем творчестве. Передать всю ту красоту, эстетичность и конечно же свое видение того или иного объекта, что и будет являться творческим продуктом, а значит это и будет проявлением творчества ребенка.

Для детей с повышенным или пониженным тонусом рук особенно полезна тестопластика – лепка из соленого теста, т. к. она способствует нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. При лепке задействованы все десять пальцев, а также обе ладони. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций) ; развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук, что играет положительную роль в развитии речи.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Именно лепка имеет уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребенка его интеллектуальных и творческих задатков. Практическая значимость творческого проекта состоит в разработке комплекса занятий, который является средством развития мелкой моторики детей дошкольного возраста,  а также формой организации педагогического процесса в ДОУ.

Список литературы:

  1. Гаврина, С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина.- Ярославль: Академия развития, 1998.- 86 с.
  2. Данилова, Е.А. Методика обучения лепке в детском саду [Текст]/ Е.А. Данилова. – М., 1971.- 180 с.
  3. Изольда Кискальт «Солёное тесто: увлекательное моделирование», профиздат, 2002.
  4. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст]/ Т.Г. Казакова. – М., 1982.- 274 с.
  5. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества», М., 1995.
  6. Комарова Т.С., Савенкова А.И. «Коллективное творчество детей», М., 2000.
  7. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М, 2005 г.
  8. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М., 2000.
  9. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. М., 2005.

 

 

Опубликовано: 25.01.2017