Развитие сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушение зрения

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Кулебякина Любовь Михайловна

Организация: МБОУ «Начальная школа – детский сад №1»

Населенный пункт: Московская область, г. Сергиев Посад

Установлено, что до 90% информации об окружающем мире человек получает через, зрительный анализатор. С самого рождения ребенка все его движения и предметно-практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения.

И.М.Сеченов (1947г.) указывал на возможность человека адекватно отражать окружающее его пространство и расположение в нем объекты благодаря зрительному различению таких признаков как цвет, форма, величина, удаленность, направление, телесность, покой и движение.

Не только в пространственной ориентировке, но в познавательной и трудовой деятельности человека зрение является ведущим а нал и затором.

Значение для жизнедеятельности человека не ограничивается его информативностью. Так, эстетические переживания человека, возникающие у него при зрительном восприятии разнообразия цветов, форм и линий окружающего мира, наполняют его жизнь положительными эмоциями.

Несомненно, что глубокое поражение зрения или полная слепота обуславливает значительные ограничения чувственного познания. Гак, как бы хорошо и подробно ни рассказывали о богатстве красок окружающего мира, слепой человек его не познает. Он может это представить себе только ассоциативно, соотнося с какими-то своими ощущениями. Как подтверждает опыт общения со слепыми, для этого их надо с раннего дошкольного возраста специально учить анализу своих ощущений и восприятий.

Необходимо обращаться к ощущениям детей от конкретных чувственно воспринимаемых предметов и явлений.

Такой прием должен применяться в коррекционной работе учителя-дефектолога (тифлопедагога) и воспитателей Тотально слепыми и детьми, имеющими остаточное зрение, а также со слабовидящими и дошкольниками с косоглазием и амблиопией. Так, голубой цвет соотносят с запахом снега, свежего воздуха, с ощущением прохладной воды; зеленый - с запахом листвы, травы, с ощущением бархатистости; белый - с запахом и ощущением накрахмаленного белья и т.д.

Формирование у слепых дошкольников представлений о цветовой гамме окружающего мира на основе ассоциаций имеет, на наш взгляд, огромное значение не только для их познавательной деятельности, но и для полноценного психического развития.

Опыт коррекционной работы со слепыми детьми показал, что, сталкиваясь с недоступностью для себя познания целого ряда вещей (в частности, цвета), дети тяжело переживают это. Причем, если у ребенка 5-ти - 7-ми лет это протекает уже на уровне постепенного осознания того, что он не такой как все, то маленький слепой ребенок (2-х - 4-х лет), не понимает того, что с ним происходит, также испытывает чувство глубокого душевного дискомфорта. Такое состояние ребенка нередко углубляется неправильными действиями взрослых, выражающих в его присутствии свою оценку ситуации, сокрушающихся по поводу не перспективности его будущего.

Слепой ребенок обращается к своим близким, к педагогам с вопросами: «Что такое цвет?», «Зачем нужны цвета?», «Какие они - цвета?», «Какой цвет самый красивый?», «Почему я не вижу?» и т.п. Ответить на них бывает трудно, особенно родителям. Следует постараться очень мягко, спокойно и постепенно объяснять ребенку, что он не может увидеть цвета с помощью глаз, зато может научиться понимать и представлять их себе, так как каждый цвет похож на что-то, что можно услышать, потрогать, понюхать.

Для детей, имеющих зрение, коррекционная работа, проводима по предложенной методике (основанной на обучении детей полисенсорному восприятию), является не менее важной, чем для слепых. Обусловлено это тем, что наблюдаемые у детей с нарушением зрения отставания в развитии мышления и памяти связаны именно с обедненным, ограниченным зрительным восприятием внешнего мира. Поэтому огромное значение приобретают коррекционные занятия, на которых детей учат зрительно выделять признаки окружающих предметов и явлений, анализировать и обобщать их, пользоваться своим зрением осознанно. Дополнение неполноценного зрительного восприятиями других модальностей значительно обогащает представления детей об окружающем мире, способствует развитию речи.

Многолетние наблюдения педагогов показали, что в результате таких занятий речь дошкольников с нарушением зрения наполняется конкретным содержанием, становится яркой и насыщенной образными сравнениями.

Вся система коррекционных занятий базируется на обучении детей получать информацию об окружающем их мире с привлечением всех анализаторов: нарушенного зрения и сохранных (осязание, слух, двигательно-тактильная, температурная и обонятельная чувствительность). В познании окружающего ребенком с глубоким поражением зрения осязание играет ведущую роль. Именно осязание дает ему возможность получить конкретные, реальные представления о ближайшем пространстве и находящихся в нем предметах.

С помощью осязания и двигательно-тактильной чувствительности ребенок с глубоким нарушением зрения может, освоить необходимые культурно-гигиенические и навыки самообслуживания (например, умение одеваться и раздеваться, есть и т.д.). Это является основой для формирования у него самостоятельности, которая позволит в дальнейшем обходиться без посторонней помощи, что необычайно важно не только с практической точки зрения, но и с точки зрения психологического комфорта.

Общение с взрослыми слепыми подтверждает огромное значение хорошо развитого полисенсорного восприятия для их повседневной жизни. Так, мы наблюдали, как взрослый слепой  узнал мало знакомого ему человека спустя много лет, причем, еще не слыша его голоса. Когда  спросили о том, как он смог сразу узнать гостя, тот ответил: «По форме руки, по силе пожатия; а когда он заговорил, то сомнений не осталось - это его голос. Да и кремом для бритья он пользуется все тем же. Я помню его запах». Этот случай является ярким примером формирования у слепых образов окружающего на основе целого комплекса восприятий, полученных с помощью всей анализаторной системы.

Роль слухового восприятия в познавательной деятельности и повседневной жизни человека с глубоким нарушением зрения также велика. В течении ряда лет общаясь с людьми, имеющими глубокие нарушения зрения (с незначительным остаточным зрением или полной слепотой), я не раз была свидетельницей того, как они могут но изменению интонации голоса, по особенностям речевого общения совершенно точно определить мое душевное состояние, понять, какое у меня настроение, как бы я ни старалась его скрыть.

Эти примеры так же свидетельствуют о том, что те сведения о внешнем мире, которые поступают к нормально видящему человеку через различные анализаторы - помимо зрения, не имеют значения для успешности его действий. В то время как для слепого или слабовидящего человека с очень низкой остротой зрения они приобретают сигнальное значение, помогая сориентироваться в окружающем пространстве и в ситуации.

В связи с выделенными особенностями познания окружающего мира человеком с зрительной патологией сделан вывод о необходимости с раннего дошкольного возраста целенаправленно развивать сенсорную сферу детей с нарушением зрения. Спонтанное овладение детьми умениями получать информацию об окружающем на полисенсорной основе практически невозможно либо потребует значительно большего времени. В этом мы убедились, наблюдая за слепыми и слабовидящими детьми, находящимися до шести семилетнего возраста дома. Эти дети, как правило, значительно отличаются от своих сверстников (с не менее тяжелой зрительной патологией), воспитывающихся в специализированных дошкольных учреждениях, где им оказывается квалифицированная коррекционная помощь.

Тифлопедагогическая практика доказала необходимость дифференцированного подхода в воспитании и обучении дошкольников с зрительной патологией различной степени тяжести (слепые, слабовидящие, дети с косоглазием и амблиопией) с учетом особенностей познания окружающего мира детьми каждой и в названных категорий, а также общих особенностей, присущих всем детям с нарушением зрения.

Одной из таких особенностей является та, что дети не имеют реальных представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Вследствие этого многие слова и выражения они усваивают механически, не понимая их смысла. Наблюдения показывают, что при достаточно большом словарном запасе у детей нет четких, конкретных представлений. Подтверждением этому является следующий пример.

Слабовидящий ребенок (с остротой зрения 0,08) семи лет в ответ на просьбу тифлопедагога перечислить птиц, которых он знает, назвал в их числе кошку. На вопрос тифлопедагога «Почему кошку ты относишь к птицам?», мальчик ответил: «Ну, как же с высокой крыши и с дерева прыгает', как все птицы». Совершенно очевидно, что нечеткое видение окружающих объектов, находящихся на расстоянии, невозможность полноценного зрительного восприятия, а также отсутствие целенаправленного коррекционного воздействия привело к непониманию ребенком смысла слов, обозначающих окружающие предметы и наблюдаемые явления, к неправильному употреблению этих слов.

Этот случай показал необходимость проведения серии коррекционных занятий учителя дефектолога (тифлопедагога) и воспитателя, включающих в себя:

1. Занятия по ознакомлению детей с птицами:

а) наблюдение за птицами, прилетающими на территорию дошкольного учреждения, на кормушку; наблюдение за птицами, живущими в группах: попугайчики, канарейки; наблюдение за птицами во время экскурсий в парк;

б) изучение разнообразных игрушек, изображающих птиц;

в) изучение разнообразного иллюстративного материала с изображением птиц.

2. Занятия по ознакомлению с кошкой:

а) наблюдение за .кошкой, живущей при дошкольном учреждении;

б) изучение разнообразных игрушек, изображающих кошек;

в) изучение разнообразного иллюстративного материала с изображением кошек.

3.Занятия по обучению детей составлению описательных рассказов о птицах и кошках.

Учитель дефектолог (тифлопедагог) и воспитатели поставили перед собой задачу научить детей наблюдать за окружающими их объектам и  явлениями, используя не только нарушенное зрение, но и все сохранные анализаторы. Так, при наблюдении за птицами на территории дошкольного учреждения, детей учили различать крики птиц; когда рассматривали птиц, живущих в группах (в клетках), давали детям осторожно потрогать их руками. На занятиях по ознакомлению с кошкой дети не только внимательно зрительно осязательно обследовали животное, но и играли с кошкой, кормили ее.

Используемые на коррекционных занятиях игрушки

передавали характерные признаки птиц или кошки. После, тщательного обследования этих игрушек дети с ними играли, придумывали сказки, рассказы, различные ситуации.

Картинки к занятиям подбирались не только с учетом общих требований, предъявляемых к иллюстративному материалу для работы с дошкольниками, имеющими нарушение зрения, но и дифференцированно - с учетом степени выраженности зрительной патологии. Например, слепым детям предъявляли рельефно ­точечные изображения, рассчитанные на осязательное восприятие. Слабовидящим - крупные, яркие с четким контуром изображения, предъявляемые на конкретном фоне, с хорошо выраженными (наиболее характерными) деталями изображенной птицы или кошки. Детям с амблиопией - изображения животных, выполненные в определенной цветовой гамме, с деталями определенного размера (раздражающие воздействующими на колбочковый аппарат сетчатки глаз), то есть тех, рассматривание которых способствует повышению остроты зрения амблиопичного глаза (T.A. Григорян, 1994 г.).

В процессе занятий объясняли, уточняли значение слов «летает» и «падает». Детям наглядно демонстрировали полет птиц прыжки кошки. Например, в группе показывали детям, как попугай перелетает с одного предмета на другой, как он взлетает вверх и слетает вниз. Наблюдая за воронами и голубями во время прогулки, на экскурсии в парк, смотрели, как они ходят, как перелетают с одного места на другое, слушали, как шумят их крылья при взлете. Организуя наблюдения детей за кошкой, показывали им, как кошка умеет красиво, легко и бесшумно спрыгивать с высоко расположенных предметов (например, со шкафа), как она ловко взбирается по деревьям, перепрыгивает с ветки на ветку. Тифлопедагог объяснял все, что наблюдали вместе с детьми, каждое действие сопровождалось его описанием. Дети рассказывали о своих впечатлениях. Вопросы и инструкции тифлопедагога помогали им составить связный, логичный рассказ,- дети учились внимательно слушать педагога и друг друга, дополнять рассказы своих товарищей.

Удачным приемом было использование на занятиях игровых моментов, когда дети на основе своих наблюдений за животными изображали их в различных ситуациях.

В результате проведенной коррекционной работы дошкольники с нарушением зрения подготовительной к школе группы научились составлять подробные описательные рассказы, отмечая в них мельчайшие детали особенностей внешнего вида и повадок птиц и кошек.

Важно то, что на подобных коррекционных занятиях решаются задачи не только развития познавательных возможностей детей и формирование у них компенсаторных способов восприятия окружающего, но и создается положительный эмоциональный настрой детей. Этому в значительной степени способствует то, что дети активно взаимодействуют друг с другом и педагогом. Кроме того, дети являются не только наблюдателями объектов и явлений, но и непосредственными участниками практических действий с ними, что дает им возможность чувствовать себя уверенно и комфортно.

Таким образом, практика показала, что необычайно велика роль коррекционного воспитания и обучения, основанного на полисенсорном восприятии при ознакомлении детей с реальными предметами и явлениями окружающей жизни (в различных вариантах и ситуациях).

Анализ своеобразия развития дошкольников с зрительной патологией, особенностей формирования их познавательной деятельности и практического опыта работы.

Коррекционная работа, проводимая с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, с учетом особенностей восприятия окружающего мира и потенциальных возможностей каждой категории детей, помогает достигнуть хороших результатов в их воспитании и обучении, создаст' основу начальной социальной адаптации, подготовки детей к жизни в обществе нормально видящих людей.

 

 

Литература

  1. Л.П. Григорьева «Развитие восприятия у ребёнка» - М., Школа - Пресс, 2001.
  2. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. - СПб., 1998.
  3. Малева З.П. Подготовка детей с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лече­нию. - М., 2009.
  4. Малева З.П. Развиваем зрительное восприятие в дидактических играх и упражнениях // Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии». 2009. №3. с. 16-32.
  5. Е.А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактиче­ских игр» - М., Владос, 2008.

 

Опубликовано: 25.01.2017