Роль национальных традиций в воспитании межнационального общения дошкольников

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Науменко Светлана Иннокентьевна

Организация: МОУ ШДС № 1

Населенный пункт: Иркутская область, г. Черемхово

Ключевые слова

Межнациональное общение, традиции, национальная культура.

Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной, ею всегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. В обществоведческой науке рассматриваются различные аспекты этой проблемы: социально-психологический, социально-политический, социологический, лингвистический и другие.

Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам.

Профессор Ф. С. Бабейко рассматривает межнациональное общение как «обусловленную социальной потребностью активную деятельность наций и народностей по взаимному познанию и выражению своего отношения к национальному». [4]

Воспитание межнационального общения необходимо начинать у детей уже в дошкольном возрасте. Ребенок должен постепенно в практике реального общения открывать для себя сходства и различия с другими людьми. Одним из приоритетных направлений образовательной организации является не только ознакомить детей с разными этнокультурами, но научить их жить в сообществе, где образуются новые сложные культурные взаимоотношения. [3]

Общетеоретические основы межнационального общения изложены в трудах Н.И.Белова, Ю.В.Бромлея, Л.А.Альшевской, Н.И.Болдырева, А.И.Холмогорова и других. [1]

Способами межнационального общения являются: навыки общения в многонациональном детском коллективе, умение пользоваться ими в совместной деятельности; уважительное отношение к национальному достоинству сверстников, к национальным культурам, традициям и обычаям.

Таким образом, содержание понятия "межнациональное общение" включает: симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, понимание и принятие обычаев и традиций разных народов.Традиции - это своеобразный способ накопления социального опыта людей, а также условие развития человеческой культуры. Они складываются на основе только тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную и личностную значимость. [2]

Широко и разнообразно практическое значение традиций разных народов. Они регулируют эмоциональное состояние людей, формируют и поддерживают чувство единения на уровне семьи, позволяют осознать свою этническую принадлежность, сохраняют ценностные ориентации.

Каждый человек, как взрослый, так и ребенок, должен соблюдать основные принципы межнационального общения:

1. Знания о традициях.

2. Такт в общении с людьми.

3. Уважительное отношение к традициям.

Установлено, что национальный состав детей в МОУ ШДС № 1 разнообразен. Помимо русских, у нас насчитывается 6 национальностей. Это армяне, азербайджанцы, буряты, татары, украинцы, кыргызы.

Анализ социометрической методики «Два домика» (автор Т. Д. Марцинковская) детей старшего дошкольного возраста показал, что у 20% воспитанников далеко не всегда удачно складывается характер отношения к сверстнику другой национальности.Поэтому одной из задач в работе с детским коллективом является своевременное определение проблемы в отношениях ребенка со сверстниками.

В рамках выявленной проблемы используем различные этнонаправленные технологии, составляющие основу возрождения национальных культурных традиций, общения, художественной литературы, фольклора, национальных кукол, игр, с использованием национальных атрибутов и других. [5]

Наилучшее воздействие на формирование дружеских чувств к детям других национальностей оказывает общение с ними в быту и детском саду. В тех случаях, когда нет условий для непосредственного общения, организуем совместные праздники, беседуем по серии картин «Наши маленькие друзья».

Огромную роль в познании ребенком окружающего мира, обогащении его представлений о добре и зле, пробуждении и развитии социальных чувств, углублении жизненного опыта, формировании первоначальных основ социальной активности играет детская художественная литература.

Эффективным средством воспитания межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста также являются сказки, которые знакомят детей не только с фольклором, но и дают представления о добре и зле, такие как «Колосок» (украинская сказка), «Сообразительная Зарнияр» (азербайджанская сказка), «Бай и новый чапан Апенди» (кыргызская сказка).

В работе с детьми старшего дошкольного возраста важную роль занимают пословицы и поговорки. Несмотря на их краткость, в них четко прослеживаются довольно полные рекомендации к поведению в кругу детей других национальностей. Причем эти рекомендации призывают к осторожности, деликатности, такту: «Не стучи в чужие ворота, и в твои стучаться не будут» (татарская). Постоянное обращение к русскому фольклору делает речь детей богаче, образнее. Через знакомство с фольклором дети видят разнообразие существующего мира, принимают его и не боятся быть отличными от других.

Воспитанию межнационального общения способствует национальная кукла. Ее ценность заключается в том, что с ее помощью можно в доступной форме ознакомить детей с бытом народов, пробудить в детских сердцах искреннюю дружбу и любовь к людям всех национальностей.

Национальные игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей (Иголка, нитка и узелок (Зун, утахн, зангилаа),Жмурки (Кузбайлаууены), Гуси-лебеди и другие). Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.

Изучение, соблюдение, использование элементов национальных традиций в воспитании межнационального общения детей старшего дошкольного возраста способствует возрастанию дружелюбности, эмоциональной вовлеченности ребенка в деятельность и сопереживание, умению видеть в партнере не только его игрушки, промахи или успехи, но и его желание, предпочтение, настроение. На сегодняшний день проблема межнационального общения продолжает оставаться актуальной. Отсутствие должного внимания приводит к социально-культурной нетерпимости и враждебности. В то же время лишь человек, глубоко уважающий и понимающий этническую самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.

Работа по воспитанию межнационального общения детей старшего дошкольного возраста, на наш взгляд,  проводится преимущественно через уважение к чужой национальной культуре, познание собственной национальной принадлежности и родной культуры.

 

 

 

 

 

Литература

1. Гасанов З.Т. О психологии формирования общенациональных ценностей//Педагогика. – 2009. – С.112-132.

2. Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения. Издательство «Сфера», 2007

3. Набок И.Г. Педагогика межнационального общения. ИЦ «Академия», М.– 2009.

4. http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogika-mezhnatsionalnogo-obscheniya

5. http://www.sociologyinweb.ru/spgs-1185-1.html

Опубликовано: 26.01.2017