Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии

Конференция: Современные технологии в обучении детей с ОВЗ

Автор: Марченко Ирина Викторовна

Организация: МБДОУ №30 «Белочка»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Набережные Челны

Музыка, музыкальное воспитание выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром,миром предметов и природы,самое главное миром человека ,его эмоций переживаний и  чувств.В тоже время оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильно подобранных приемов, дети преображаются: положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится их речь. Не зря, особенно в последние годы, музыкальное воспитание включено в систему, в комплекс методик артпедагогики и арттерапии в специальном образовании.

Задачи музыкального воспитания:

Музыкальное воспитание в детском саду я провожу по строго обдуманному плану на основании общепедагогических принципов : 1-принцип воспитывающего обучения,2-принцип доступности,3-принцип постепенности,последовательности,систематичности(5занятий в неделю)4-принцип наглядности,5-принцип сознательности,6-принцип прочности.Но с  учетом «симптомов», характерных признаков детей с речевыми нарушениями и направлено помимо решения музыкальных задач, на решение задач коррекционных, к которым относятся следующие:

  1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.
  2. Нормализация психических процессов и свойств; памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивает тренировку органов слуха. Первый помощник в этом – хорошо развитое музыкальное восприятие.
  3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата; развитие равновесия, свободы движений, снятие мышечного напряжения, улучшения ориентировки в пространстве, координация движений, развитие дыхания, воспитание правильной осанки и походки. Специалисты утверждают, что коррекция движений сказывается на речи (Р.Б.Стеркина, К.В.Тарасова, Г.П.Визель). По мнению Г.А.Волковой(«Логопедическая ритмика») «Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, поскольку речь воспроизводится из стремления к общению, к участию в игре, в двигательной импровизации».
  4. Исправление ряда речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания окончаний слов.

Виды музыкальной деятельности традиционные: это слушание музыки, исполнительство (включающее пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах), творчество. Обратим внимание на некоторые особенности в работе над этими видами деятельности с детьми, страдающими нарушениями речи.

Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других ее видов, т. е. по сути является ведущим. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяя их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом; оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач. У детей с нарушениями речи очень важно развивать музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти, т. е. способствовать решению важнейших коррекционных задач.  В детском саду я использую коррекционную игру «В каком направлении» Атрибут:можно использовать фортепиано,колокольчик,(верхний и низкий регистр),металлофон.Платок или другой какой либо предмет по выбору муз.руководителя или детей. Дети стоят по кругу.Когда звучит музыка в низком регистре платок передают по часовой стрелке,если звучит мелодия в верхнем регистре ,против часовой.Музыка продолжает звучать,и каждый раз,когда слышны высокие или низкие звуки направление платочка изменяеться.

Исполнительство: Значимость такого вида музыкальной деятельности, как игра на музыкальных инструментах очень велика. Научить детей с нарушением речи игре на детских музыкальных инструментах, игре в оркестре – это средство решения коррекционных задач:

  • развитие внимания и памяти;
  • развитие координации движений (бубен, барабан, металлофон, маракасы и др.);
  • развитие мелкой моторики пальцев рук (дудочка, металлофон, колокольчик и др.);
  • развитие дыхания при игре на духовых инструментах (триоллы, дудочки);
  • развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх типа «На каком инструменте я играю?»,  «Отгадай инструмент и сыграй как я», «Музыкальное лото»;
  • развитие координации пения с движением пальцев рук (неозвученое пианино);
  • развитие музыкально-ритмического чувства.

Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности. Пение давно используется как одно из реабиталитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет нарушения речи. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятного произношения, проглатывания окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствуют автоматизации звука, закреплению правильного произношения.Дети  детского сада «Белочка» с удовольствием играют  в музыкально-речевую игру «Имена»                                                        Дети располагаются по кругу и выполняют следующие игровые движения:        1-Каждый друг за другом называет своё имя. 2-Каждый называет своё имя,проговаривая чётко каждый слог.3-Затем проговаривая своё имя,каждый его слог отмечая хлопками.4-Проговариваем имя и шлёпаем по коленям на каждый слог.5-Закрыть глаза и произносить имя друг за другом.6-Как ещё можно произнести своё имя?(Шёпотом,тихо,громко,высоким голосом,низким,медленно,быстро и т.д.)                                                         

Музыкально-ритмические движения –  вид исполнительской деятельности, который включает упражнения, пляски, игры. Игра является основным видом деятельности дошкольников. С их помощью в интересной  и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи.С детьми нашего детского сада я использую «Коммуникативные» танцы, «Игры»  где дети выполняют соответствующие движения  с музыкой в тоже время подпевая слова.Дети после таких занятий уходят  в позитивном настроении.

Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха, развивают звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух, помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов.

«Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка»(В. Генералова). Даже если ребенок молчит, но движениями передает характер музыкального произведения, выражает свое отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога, – значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует.

Среди музыкально-ритмических движений большое место занимают музыкально-ритмические упражнения. Без них в логопедических группах не обойтись. Помимо упражнений, к музыкально-ритмическим движениям относятся и танцы: парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные. Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться в самостоятельной деятельности. В нашем детском саду  я использую Коммуникативные танцы  такие как: « Разноцветная игра», «Тетя» , «Дружба» «Помогатор», «Карусель», «Паровозик букашка» дети с большим удовольствием подпевают и выполняют соотвествующие движения.Результат этих игр уже виден после 5 занятий(дети держат круг,выполняют движения по тексту,различают правую и левую стороны)

Творчество – как один из видов музыкальной деятельности детей, предполагает развитие у них творческого воображения, активности, способности в импровизировании и пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, творчество является не самоцелью, а скорее всего средством коррекции, помогающим преодолеть стеснение, снимающим напряжение, а также развивающим воображение, внимание, память.

Логоритмика – одно из важнейших методических средств, направленных на решение коррекционных задач у детей с нарушением речи. Она связана с игротерапией, с психогимнастикой и с методикой музыкального воспитания в целом. «Главная задача логоритмики – воспитание и развитие чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи путем воспитания ритма речи» (З.Пунина, Л.Брозелло «Ритмика для детей с расстройством слуха и речи»).

Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, слова и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Нейродинамическая ритмопластика – это сочетание двух направлений: лечебной физкультуры и хореографии. Сочетание физических упражнений с речевыми производит двойной эффект. Непроизвольная дыхательная гимнастика помогает ликвидировать застойные явления в легких, укрепить и развить физиологическое и речевое дыхание. Регулярное выполнение игровых комбинированных упражнений способствует укреплению голоса и речевой моторики, что особенно важно в работе с детьми-дизартриками, имеющими парезы речевой мускулатуры. Стихотворно-ритмические творческие упражнения позволяют включать в работу множество анализаторов – слуховой, зрительный, кожно-тактильный, кинестетический.

 Занятия по ритмопластике способствуют:

  • речевому развитию;
  • укреплению здоровья, выработке правильной осанки;
  • укреплению и развитию мышечной системы;  
  • улучшению координации;
  • развитию чувства ритма;
  • коррекции и совершенствованию у ребенка психических процессов: восприятия, внимания, разных видов памяти; зрительно-, слухо- и тактильно-моторную координацию, сомато-пространственный и пространственный анализ и синтез.

В связи с особыми потребностями плохо говорящих детей, музыка для них является особым средством развития эмоционально-волевой сферы, двигательной, речевой и умственной деятельности. Влияние музыки на эмоционально-волевую сферу заключается в том, что она успокаивает (эмоционально), активизирует, побуждает к деятельности (например, рисование под музыку), объединяет (во время любой совместной деятельности, в танцах), расслабляет (физически), концентрирует (музыка звучит – играю на барабане, музыка закончилась – не играю).   Развитие координационных способностей происходит во время движений телом, частями тела под музыку (хлопки, притопы), во время исполнения танцевальных движений.Например так как сейчас сущствует доступная среда ,а в нашем саду есть такие дети(дети- инвалиды,ЗПР,ДЦП лёгкой формы ) через 5 занятий привыкают, успокаиваються и начинают выполнять соответсвующие движения,то-есть хлопки,притопы кружиться ,ходить в хороводе.

Развитие речи во время музыкальных занятий связано с развитием навыков произношения звуков, слогов, слов, фраз (при подпевании), с расширением пассивного и активного словаря (во время разучивания песен).

Развитие умственной деятельности происходит в процессе различения музыкальных параметров, узнавания музыки, распознавания музыкальных инструментов, осознанного выбора музыки, осознание содержания песен. В нашем детском саду я стараюсь добиваться оптимальных результатов, моя работы прослеживается. У детей происходит улучшение координации движений, концентрация внимания, улучшение эмоционально-волевой сферы что и приводит к речевой и  умственной деятельности.Таким образом,игровые методы и приёмы которые я использую в детском саду «Белочка»замечательны тем,что  весь процесс обучения происходит незаметно для детей и непроизвольно,они дарят детям радость и эмоциональный подъём.

 

Литература

  1. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика/ под ред.Е.А Медведевой.-М.,2002
  2. Логоритмика-занятия или игра? Программа коррекционно-развивающих занятий. Бабушкина Р.Л.,Грасюк И.В.,Кислякова О.М.-М.,2006
Опубликовано: 28.01.2017