Формы взаимодействия с родителями в течение года

Конференция: Современные формы работы с родителями в ДОУ

Автор: Фомина Надежда Васильевна

Организация: МАДОУ Большеалексеевский детский сад комбинированного вида «КАЛИНКА»

Населенный пункт: Московская область, c. Большое-Алексеевское

Мир начинается с улыбки.

Мать Тереза

 

В улыбающееся лицо стрелу не пускают.

Японская мудрость

 

Как показывает практика общения с родителями, любой разговор лучше начинать и заканчивать в позитивном, дружественном тоне. При обсуждении любой темы первое, что должны увидеть родители, - Вашу тёплую улыбку. Искренняя радость встречи сделает тон Вашего голоса располагающим и вдохновляющим.    

Примерный календарный план взаимодействия с родителями содержит перечень ключевых образовательных событий и праздников, организуемых в течение учебного года. На основе этого плана определяются формы взаимодействия с родителями. В настоящее время в детском саду используются самые разнообразные формы работы с родителями.

Выбор той или иной формы определяется задачами, поставленными на учебный год перед педагогическим коллективом. Однако важно учитывать. Что родители в любой из предложенных форм должны стать не «зрителями и слушателями», а активными участниками. Поэтому наиболее эффективными формами взаимодействия с родителями будут являться интерактивные мероприятия.

 

Предоставление информации родителям.

Разработка информационных листков.

Информацию можно разделить на несколько видов по различным критериям.

По способу восприятия информация для родителей, как правило, бывает визуальная (воспринимаемая органами зрения) и аудиальная (воспринимаемая органами слуха). Информацию для родителей можно представлять в различной форме.

Формы взаимодействия с родителями:

  1. День открытых дверей
  2. Мини-лекции
  3. Наглядная педагогическая пропаганда
  4. Обзоры педагогической литературы
  5. Вечера вопросов и ответов
  6. Книжная терапия
  7. Индивидуальное консультирование
  8. Групповое консультирование
  9. Родительский семинар-практикум
  10. Родительские конференции
  11. Тренинги
  12. Круглый стол
  13. Семейная гостиная
  14. Проектная деятельность

Текстовая информация передаётся в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка, например: «Как часто нам приходится слышать о том, что дети не умеют общаться. А ведь именно через общение мы познаём не только окружающий нас мир, но и самого себя. В действительности же, общение является одним из самых сложных процессов взаимодействия между людьми…».

Числовая информация передаётся в виде цифр и знаков, например: «Нарушение зрения составляет 25,5 % у дошкольников и 29,9 % у учащихся младших школы; заболевания дыхательной системы – 37,3 и 44,1 % соответственно…».

Графическая информация представляется в виде изображений, предметов, графиков.

При подготовке материалов следует учесть. Что легче воспринимается «прозрачный» текст. Поэтому при подготовке информационного текста следует учитывать рекомендации, представленные в таблице. 

 

Рекомендации по оформлению информации для родителей

 

Приём

Рекомендации

Использование абзацев

- Делите текст на абзацы,

- абзацы отделяются друг от друга дополнительным межстрочным интервалом,

- оптимальный размер абзацев: от трёх до шести строк,

- желательно, чтобы все абзацы текста имели один и тот же размер.

Использование буллетов

- Буллеты (маркированный список) отмечают в тексте опорные точки, ставят акценты, «затягивают» читателя в текст,

- на странице их должно быть от трёх до пяти,

- длинный список пугает читателя, для него лучше использовать цифры.

Использование выделения фраз

- Используйте выделение жирным шрифтом или подчёркиванием одно слово/несколько слов/целое предложение,

- используйте для выделения крупный шрифт,

- используйте подчёркивание,

- используйте ЗАГЛАВНЫЕ БУКВЫ.

 

 

Информация по назначению может быть массовой, специальной, секретной и личной.

Массовая информация содержит специфические сведения, необходимые и понятные узкой группе родителей. К такой информации относятся, например, рекомендации специалистов (логопедов, психологов, дефектологов), работающих с детьми с особенностями в развитии.

Личная (приватная) информация – это набор сведений, передаваемых только лично родителям конкретного ребёнка.

Какие же информационные темы будут актуальны? Мнения педагогов и родителей по этому вопросу могут отличаться. Поэтому рекомендуется, прежде чем приступать к разработке информационных листков, провести опрос среди родителей об актуальных для них темах. Приведем примеры тем консультаций и вопросов:

Возраст детей: 1-3 года

  • Особенности социального развития, кризис 3 лет.
  • Адаптация ребёнка к детскому саду.
  • Организация здорового образа жизни семьи.
  • Полезные и вредные привычки малышей.

Возраст детей: 3-5 лет

  • Поддержка и поощрение самостоятельности.
  • Причины детского непослушания.
  • Как правильно слушать ребёнка.
  • Игры, которые лечат.
  • Совместные игры с ребёнком.
  • Роль игры и сказки в жизни ребёнка.
  • Затруднения, которые учат.
  • Мальчики и девочки: два разных мира.
  • Роль бабушек и дедушек в формировании духовных ценностей.
  • Как развивать у ребёнка веру в свои силы.
  • Информационные технологии в жизни современной семьи.

Возраст детей: 5-7 лет

  • Вопросы о психофизиологической зрелости ребёнка и готовности его к школе.
  • О реалистичности родительских ожиданий от будущего первоклассника.
  • Как поддерживать познавательную активность ребёнка.
  • О дружбе ребёнка со сверстниками.
  • О важности бережного отношения к внутреннему миру ребёнка, поддержке в нём самоуважения и чувства собственного достоинства.
  • О том, как научиться самим и научить детей извлекать полезный опыт из ошибок и неудач.

К информационным материалам для родителей выдвигается требования:

  • доступный стиль изложения,
  • конкретность,
  • практическая ориентированность.

 

 

Опубликовано: 28.01.2017