Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через проектно- исследовательскую деятельность

Конференция: Современные подходы к реализации ФГОС ДО

Автор: Мухтарова Виктория Николаевна

Организация: ГБОУ «Школа №1631», ДО №1631

Населенный пункт: г. Москва

Дошкольный возраст является уникальным периодом становления и развития способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — это способность к познанию. В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития является развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. Продуманная организация деятельности по познавательному развитию детей, основанная на инновационных методах, позволит достичь целевых ориентиров, обозначенных во ФГОС ДО.

В ходе целенаправленной работы по познавательному развитию у дошкольников формируются познавательные интересы, повышается уровень познавательной активности, расширяется активный словарный запас, совершенствуются навыки группового взаимодействия и сотрудничества, дошкольники проживают ситуации успеха, уверенности в своих действиях, которые являются стимулом их личностного развития.

Разрабатывая модель организации познавательного интереса, мы поставили следующую цель:

формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию исследовательской деятельности.

Нами были поставлены следующие задачи:

  • создание развивающей предметно – пространственной среды в группе;
  • расширять представления детей об окружающем мире;
  • научить планированию, поиску и умению делать выводы;
  • —развивать связную речь;
  • создавать условия для свободного исследования и экспериментирования;
  • создавать благоприятные условия для формирования умения презентовать продукт своей творческой деятельности;
  • вовлекать родителей в совместную познавательно-исследовательскую деятельность.

За три года работы нами были разработаны совместные детско- взрослые проекты: «Дымковская игрушка», « Хлеб начинается с зёрнышка»,  «Юный путешественник», «Танец», «Семейные традиции», «Путешествие по городам России»; участие в заседании кафедры по изучению национально- культурного наследия «История семьи в истории страны» - проектно- исследовательские работы: «Мой первый грузовик», «Города - герои Великой Отечественной войны», «Пионеры - Герои Великой Отечественной войны»; театрализация сказки «Теремок», при реализации которых повысился познавательный интерес дошкольников, пополнилась образовательная среда группы, родители стали полноправными участниками образовательного процесса.

Хочу представить Вам один из наших проектов « Хлеб начинается с зёрнышка».

Актуальность этой темы состоит в том, что у современных детей нет понимания ценностного отношения, к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Дети перестали ценить хлеб, как главный продукт питания для русского человека. И чтобы его вырастить необходимо, приложить много сил и труда.

Во время беседы о том, как надо обращаться с хлебом у детей возник вопрос: «Откуда берется хлеб, как он попадает к нам на стол, кто его готовит – с чего все начинается?».

Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми.

Так и возник проект «Хлеб начинается с зёрнышка».

 Перед  реализацией  проекта «От зерна до каравая» было проведено родительское собрание, на котором родители ознакомились с основными направлениями нашей работы; изучена и подобрана методическая литература, дидактические игры, атрибуты для игр; разработаны рекомендации для родителей по данному проекту; определены этапы реализации проекта. Организована совместная деятельность с родителями.

В группе был оборудован  специальный уголок для детей, где были представлены пособия и  иллюстрации по теме, игры и атрибуты, колосья зерновых культур, разные виды муки, зёрна ржи, пшеницы, овса, кукурузы и т.д. В уголке экспериментирования дети наблюдали за ростом зерновых культур.

Оформлена выставка хлебобулочных изделий.   

В процессе работы над данным проектом дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Постарались привить уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Дети приобретали различные знания, уточняли и углубляли представления о хлебе. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность. Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего мира. Особый интерес дети проявили к продуктивной деятельности. Лепка из соленого теста настолько понравилась детям, что они вовлекли в это увлекательное дело своих родителей. С большим восторгом они рассказывали о своих хлебобулочных  изделиях сделанных совместно с родителями. В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения.

Проектно-исследовательская деятельность даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает его творческие способности, коммуникативные и познавательные навыки.  Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

В ходе совместной проектно-исследовательской деятельности жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.

Мы поняли, что существует масса нераскрытых возможностей для развития познавательных интересов детей. Чтобы у дошкольника развивалось логическое мышление, воображение, память, необходимо, чтобы он всегда чувствовал удивление и любопытство, интерес к новому и неизвестному.  А такая форма обучения как исследовательская проектная деятельность, построена на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

Мы хотим видеть всех наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, быть самостоятельными, творческими и успешными личностями. Поэтому, наша задача - поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия.

В дальнейшем  планируем  продолжить работу в этом направлении для того, чтобы более эффективно решать проблемы познавательно — исследовательского развития воспитанников  в соответствии с ФГОС ДО.

Спасибо за внимание!
 

 Ссылка : firo.ruwp-content/uploads/2014/02/Ot-rojdenia-do

 

 

 

 

Опубликовано: 29.01.2017