Анализ здоровьесберегающей работы в МБОУ

Конференция: Здоровьесберегающие технологии по ФГОС ДО

Автор: Зверева Татьяна Александровна

Организация: МБОУ «Начальная школа – детский сад № 1 компенсирующего вида»

Населенный пункт: Московская область, г. Сергиев Посад

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главныхстратегических задач развития страны.

Здоровье-это не только отсутствие болезней, это  состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Отсутствие у родителей и педагогов полной информации о здоровье ребенка крайне опасно, так как создает ложное впечатление о благополучии, которого на самом деле нет. Поэтому одним из приоритетных направлений развития детских садов является создание условий для физического развития и укрепления здоровья дошкольников.

От чего же зависит здоровье ребенка?

Исследования ученых показывают, что 20% зависит от наследственности, 20%-от окружающей среды, 10%-от системы здравоохранения, 50%-от образа жизни.

Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

 

Оздоровительная работа в детском саду.

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

  1. Охрана и укрепление здоровья детей.
  2. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств.
  3. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности .
  4. Воспитание потребности в здоровом образе жизни .
  5. Обеспечение физического и психического благополучия.

 

Какие же виды здоровьесберегающих технологий существуют в дошкольном образовании?

  • медико-профилактические
  • физкультурно-оздоровительные
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
  • здоровьесбержение и здоровьобогащение педагогов дошкольного образования
  • валеологическое просвещение родителей.

Рассмотрим каждую из технологий

1. Медико –профилактические технологии

Задачи: сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

Компоненты:

  • мониторинг здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья,
  • рациональное питание,
  • рациональный режим дня,
  • закаливание,
  • организация профилактических мероприятий в ДОУ,
  • контроль и помощь в обеспечении требований СанПин,
  • здоровьесберегающая среда в ДОУ.

2. Физкультурно-оздоровительные технологии.

Задачи направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:

  • развитие физических качеств,двигательной активности и становление
  • физической культуры дошкольников
  • профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки
  • воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Компоненты:

  • двигательный режим дошкольников
  • оздоровительный режим дошкольников
  • динамические паузы (комплексы физкультминуток, которые могут
  • включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастики, гимнастики для глаз и др.)
  • подвижные и спортивные игры
  • контрастная дорожка, тренажеры
  • утренняя гимнастика
  • физкультурные занятия
  • закаливание
  • спортивные развлечения, праздники
  • Дни здоровья
  • СМИ
  • стретчинг (ситуативные малые игры или ролевая имитационная игра–ребенок живет в мире образов)
  • ритмопластика
  • гимнастика бодрящая

3. Образовательные технологии.

Цель: становление осознанного отношения ребенка к своему здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитии умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасности поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской самопомощи и помощи.

Компоненты:

  • занятия из серии «Здоровье»
  • занятия из серии «Безопасность»
  • образовательные занятия по парциальным программам и методикам
  • личностно-ориентированная модель обучения дошкольников (построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка, способствовать его благополучию и здоровью)
  • игротренинги и игротерапия
  • самомассаж.

Каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие.

Выше названные технологии постоянно используются в практической деятельности ДОУ, так как без использования данных технологий не будет целиком реализован ФГОС ДО.

Структура внедрения здоровьесберегающих технологий

I. Вводный этап. Подготовительный.

1. Ознакомление с теоретическими основами методик, технологий - определение оздоровительной направленности и значимости для  ребенка - педагогико –психолого –медицинская оценка эффективности и прогноз результативности

2. Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки.

II.Основной этап. Практический.

3. Создание условий и оформление необходимого материала -включение технологии в педагогический процесс

III. Заключительный этап. Аналитический

4. Анализ результатов использования технологии:

  • мониторинг
  • опрос родителей, педагогов

5. Показ результатов:

  • открытые мероприятия
  • наглядный материал
  • выступления
  • выводы и предложения.

 

Далее мне бы хотелось остановиться на технологиях, которые мы используем в нашем детском саду.

Профилактика зрительных нарушений –актуальная тема.

Болезни глаз у детей –не только медицинская, но и социально-психологическая проблема, потому что около 90% информации ребенок получает через органы зрения. Вот почему для качественного восприятия окружающего мира так важно правильное формирование здорового зрения.

Здоровьесберегающие технологии по методике к.м.н. В.Ф. Базарного

Цель:

1.Формирование физически здоровой личности.

2.Обеспечение более благоприятных условий для развития личности обучающихся

Задачи:

  • сохранение и укрепление здоровья детей;
  • совершенствование воспитательного процесса, направив его на формирование и сохранение здоровья;
  • пропаганда здоровья;
  • формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • обеспечение физического и психического развития.

Занятия проводятся в режиме смены динамических поз.

Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы.

Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети в начале могут стоять не более 3-5 минут.

Затем длительность увеличивается до половины занятия.

Метка на стекле (по Аветисову) позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика.

Способствует профилактике близорукости. Ребенку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.

Пальминг (автор У.Бейтс) является разновидностью гимнастики для глаз и как раз таки помогает им отдохнуть. Этот метод используем на всех занятиях после зрительных нагрузок.

Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони –ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время педагог включает спокойную музыку или читает стихи по лексической теме.

Кинезеологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнений: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Лезгинка", "Лягушка", "Ухо-нос", "Замок".  А также упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

Ожидаемые результаты.

Воспитанники будут знать:

1. Способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений, соблюдения режима дня, гигиенических навыков, закаливания, самомассажа.

2. Комплексы упражнений, направленные на улучшение состояния опорно-двигательного аппарата (осанки и стоп), зрительного анализатора, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.

3. Правила здорового образа жизни, ответственность личности за свое здоровье.

Воспитанники будут уметь:

1. Применять средства, способствующие повышению уровня физического развития и степени его гармоничности, приемы формирования морально-волевых качеств.

2. Использовать приемы, снижающие утомляемость, гипервозбудимость, повышающие психические функции (память, внимание, наблюдательность, воображение).

3. Применять методики оздоровительного характера для укрепления своего здоровья.

Работа с родителями

  • Дни открытых дверей
  • спортивные праздники и развлечения «Мама, папа, я –спортивная семья», «Весёлые старты»
  • просвещение семьи по валеологическому направлению
  • оформление папок-передвижек по теме «Здоровье»-анкетирование
  • памятки –рекомендации по оздоровлению детей дома.

 

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия. В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия. В детском саду оборудован физкультурный зал для физкультурных занятий с разнообразным физкультурным оборудованием. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении. На территории детского сада имеется спортивная площадка с «полосами препятствий» (рукоходы, дуги, мишени для попадания в цель), гимнастическими стенками.

Наше образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

Так что же такое «здоровьесберегающая технология»?

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • Динамические паузы.
  • Подвижные и спортивные игры.
  • Релаксация.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Гимнастика для глаз.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Бодрящая гимнастика.
  • Утренняя гимнастика
  • Физкультурные занятия
  • Самомассаж
  • Активный отдых.
  • Коммуникативные игры
  • Проблемные-игровые игротренинги и игротерапия

Коррекционные технологии:

  • Технология музыкального воздействия.
  • Сказкотерапия
  • Технологии воздействия цветом
  • Психогимнастика

Дети должны быть здоровыми, а для этого надо не так уж много: привычку, систематичность и удовольствие от выполнения оздоровительных мероприятий. Мы стремимся к выполнению данных условий при реализации технологий сохранения и стимулирования здоровья наших воспитанников. Хочется надеяться, что все приложенные усилия не пройдут даром и наши воспитанники вырастут физически и психически здоровыми, активными, а здоровый образ жизни останется их «полезной привычкой» на долгие годы.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

 

Опубликовано: 06.02.2017