Из опыта работы воспитателя старшей группы компенсирующей направленности «Использование здоровьесберегающих технологий»

Конференция: Здоровьесберегающие технологии по ФГОС ДО

Автор: Арбузова Екатерина Юрьевна

Организация: МОУ ШДС № 1 г. Черемхово

Населенный пункт: Иркутская область, г. Черемхово

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны.

Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Поэтому одна из важнейших профессиональных функций педагога:

- обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей. Забота об укреплении здоровья (физического и психического)

- залог правильного воспитания в дошкольном возрасте, поскольку в этот период развитие ребенка очень зависит от его состояния, настроения, эмоциональных проявлений.

Например, у детей снижается восприимчивость к воспитательным воздействиям, когда они заболевают, испытывают обиду от грубого обращения, утомлены вследствие неполноценного сна, плохо организованного занятия, развлечения и т.д. Педагог должен быть внимателен к окружающей обстановке (в помещении детского сада, на участке), предвидеть любую мелочь, которая может быть опасна для жизни и здоровья детей.

В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина их — о здоровье»

Главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются:

  • создание оптимальных  условий для развития, обучения, оздоровления детей;

  • сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности;

  • создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.

Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него- эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

В течение всего дня работаем по здоровьесбережению детей.

Утренний приём нацелен на создание положительного эмоционального настроя у детей: я улыбаюсь, ласково называю ребѐнка по имени, восхищаюсь любой мелочью (красивым бантикам, новой рубашке…) Затем, изучив настроение ребѐнка, предлагаю совместную деятельность с педагогом, индивидуальную работу, включение в игру со сверстниками, чтение художественной литературы.

Утром в системе провожу пальчиковые игры с детьми, которые тренируют мелкую моторику, стимулируют речь, развивают пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Например:

«Здравствуйте» «Здравствуйте», - ты скажешь человеку! (правая рука вперёд открытой ладонью вверх) «Здравствуй», - улыбнётся он в ответ (левая рука накрывает правую, образуя «замочек») И, наверно, не пойдёт в аптеку, (руки «в замке», покачиваются влево-вправо) А здоровым будет много лет! (рисуем руками высокий и широкий полукруг над головой).

Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики») Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Губками «почмокали» («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)

Слова этих пальчиковых игр создают доброжелательного настрой на предстоящий день.

После пальчиковых игр мы проводим с детьми в игровой форме самомассаж. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха здоровьесбережения.

«Утро» (растираем пальчики) Утро настало, солнышко встало! Эй, братец Федя, разбуди соседей! Вставай, Большак! Вставай, Указка! Вставай, Серѐдка! Вставай, Сиротка! И ты, Крошка-Митрошка! Привет, ладошка!

«Черепаха» (Самомассаж тела)

Шла купаться черепаха (Дети выполняют легкое пощипывание пальцами рук, груди, ног).

И кусала всех со страха

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

Никого я не боюсь!

Самомассаж, выполняемый ребёнком, улучшает кровообращение, способствует физическому укреплению ребѐнка, профилактике простудных заболеваний. Самомассаж благоприятствует психоэмоциональной устойчивости, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Утренняя гимнастика создаёт положительный настрой на предстоящий день, а также у детей формируются ритмические умения и навыки, благодаря музыкальному сопровождению. Умывание водой комнатной температуры, своего рода закаливающая процедура и массаж ладошек, пальчиков. Завтрак, обед, полдник, любой приём пищи - это короткие беседы о пользе продуктов, из которых приготовлено блюдо и повторение правил этикета: «Овощи и фрукты – полезные продукты»; «Пейте, дети, молоко, будете здоровы»…

Полоскание каждым ребѐнком после приѐма пищи ротика водой комнатной температуры- профилактика кариеса.

Артикуляционная гимнастика. Простые игровые упражнения (с одновременным проговариванием стишков) для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

В ходе самостоятельной игры реализуются основные потребности детей в движении, игре и общении.

Физкультурные, музыкальные занятия также проходят в движении, в игровой форме. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребѐнка. Продуктивная деятельность способствует развитию навыков пальчиковой умелости, самостоятельности, мышления, внимания, уверенности в себе, в своих силах. Физминутки способствуют снятию усталости, напряжения, переключения на другой вид деятельности, расслабляют.

Общие игры: хороводные, игры малой подвижности укрепляют социальное здоровье. Прогулка способствует оздоровлению организма детей: свежий воздух, солнечные ванны, движение, общение друг с другом, общение с природой.

Одевание, раздевание – наработка навыков самостоятельности, аккуратности, самоутверждение: «Я могу, я умею», навыков взаимопомощи: «Можно я тебе помогу?», умения обратиться с просьбой, умения договариваться. Всѐ это способствует укреплению социального здоровья детей. Дневной сон способствует расслаблению, отдыху, сохранению, укреплению физического и психического здоровья. Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна. Проводим упражнения для профилактики плоскостопия, воспитания правильной осанки. Активно использую в работе сказкотерапию.

Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Для психического здоровья детей как раз необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Соблюдение гигиены в течение дня также способствует сбережению здоровья детей. Для профилактики простудных заболеваний и создания благоприятного эмоционального фона использую ароматерапию и фитотерапию в течении всего дня. Такие факторы, как выполнение санитарно-гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима питания, режима дня.

Предметно-пространственная развивающая среда физкультурного уголка (скакалки, гантели, кегли, кубики пластмассовые, мячи разных размеров, кольцеброс, массажёры, палочки, флажки, ленты, «снежки», воротики) также является средством сбережения здоровья детей, так как способствует развитию личности ребѐнка, является источником его индивидуальных знаний и социального опыта, обеспечивает физическую активность детей, является основой для их самостоятельной двигательной деятельности.

Общение с родителями в вечернее время. Дети радуют родителей своими работами по рисованию, аппликации, лепке, конструированию, делятся своими успехами. Одобрение родителей ещѐ один фактор эмоционального здоровья ребѐнка.

Информационная работа с родителями через папки раскладушки, папки-передвижки, информационные стенды, родительские собрания, консультации, беседы в течение утреннего приѐма и в вечернее время, также является здоровьесберегающим фактором.

Здоровый ребенок-это не чудо, а следствие, результат умелой, кропотливой, совместной работы воспитателя и родителей.

Опубликовано: 06.02.2017