«Вокально-хоровая работа в детском саду» (из опыта работы)

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Маркова Ольга Алексеевна

Организация: МБДОУ №15 «Ромашка»

Населенный пункт: Красноярский край, г. Шарыпово

В образовательной деятельности пению отвожу особое место.  Большое внимание в своей работе уделяю хоровому воспитанию детей. Песня - это оптимальное средство, которое позволяет всесторонне влиять на детей. В условиях ООД  песня носит развивающий характер и ориентирована на овладение детьми вокальными, двигательными и интеллектуальными умениями. Обязательно учитываю воздействие хорового искусства на организм ребенка в следующих аспектах:

1. Физиологический аспект. Взаимосвязь вокальной  музыки и ритмических движений, повышают жизненный тонус, развивают артикуляционный аппарат, регулируют деятельность сердечнососудистой, дыхательной и опорно-двигательной систем.

2. Психологический аспект. Песня благотворно воздействует на эмоционально - волевую и познавательную  сферу ребенка, на развитие коммуникативных навыков.

3. Педагогический аспект. Посредством исполнения песен у детей воспитываются способности эстетически воспринимать действительность, приобщать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.

 

Пение – это сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, то есть взаимодействие певческой интонации (не фальшивое звучание) и слухового мышечного ощущения. В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: голос, эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

Работа над приобретением детьми вокально-хоровых навыков происходит с помощью вокальных упражнений, которые присутствуют в образовательной деятельности. Вначале ООД  при проведении упражнений я даю четкую установку на определенные дидактические правила:

  • всегда ставлю перед детьми конкретную учебную задачу, объясняю, что они должны сделать;
  • показываю  способ выполнения действия, поясняю словесно, т. е. использую принцип «Делай, как я»;
  • неоднократно повторяю упражнения для усвоения умений, транспонируя его с этой целью по полутонам вверх и вниз или видоизменяя задачу;
  • постоянно контролирую выполнение детьми вокально-артикуляционных упражнений, чтобы дети приобрели навыки выполнения того или иного упражнения;
  • включаю вокально-хоровые упражнения в каждое ООД.

Приемы  вокально-хорового воспитания детей многообразны и сложны, так как объединяют познавательный процесс с практическим умением.  Способы обучения и приёмы,  с помощью которых выстраиваю свою работу,  являются результатом многолетнего опыта.

Детские голоса необходимо развивать очень постепенно и осторожно.

Работа в хоре начинается  с певческой установки. Под певческой установкой понимают положение, которое должен принять вокалист перед началом пения.

В течении ООД, увлекаясь пением, дети часто забывают о правильной осанке. Чтобы напомнить детям о правильном положении корпуса, использую упражнение «Сидит дед», или читаю стихотворение «Спинка-тростинка». Детям очень трудно сохранить правильную певческую установку в течении  всего занятия, тогда  на помощь приходят динамические паузы.

Дыхание - один из основных факторов голосообразования. Если в повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, то певческое дыхание требует волевых усилий. Оно состоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха. Овладеть навыком певческого дыхания детям помогают упражнения, которые подразделяются на дыхательные упражнения без звука, звуковые дыхательные упражнения, упражнения под музыку.

Рассмотрим каждое из видов упражнений:

Дыхательные упражнения без звука (объясняю детям, что при пении вдох нужно делать глубоким по сравнению с обычным дыханием, надо набрать столько воздуха, чтобы дыхания хватило на исполнение всей музыкальной фразы). Предлагаю несколько упражнений:

«Вдох и выдох»

«Быстро – медленно» (упр. для приобретения навыков спокойного и энергичного дыхания).

«Мороз» (упр. для равномерного выдоха).

Упражнения «Кошечка», «Тигрята», «Насос».

Звуковые дыхательные упражнения:

«Воздушный шар» (вдох, надуваем шарик, выдох на звуке «ш» «с»)

«Две собачки» (дети показывают, как  тяжело дышит большая собака, затем как маленькая)

«Петушок»

«Комарик» (дети, ставя руки на плечи «крылышки» произнося звук «з» в динамике от piano до forte через cresh. и обратно)

Произнесение на одном дыхании скороговорки.

Дыхательные упражнения под музыку:

«Тюшки -Тютюшки», « Музыкальное эхо»  и другие.

Звукообразование - извлечение певческого и речевого звука, результат голосового аппарата. Работа над правильным звукообразованием строится на развитии слуховых ощущений и умении использовать резонаторы. Назову некоторые упражнения помогающие в этом.

Пение с приставленной к уху ладонью. (Слегка согнутая ладонь, с прижатыми пальцами, образуют подобие раковины, которая ловит вибрации и помогает детям лучше услышать себя).

Пение с закрытым ртом.

Песни - распевки: Колокольчик», «Гуси», «Ветер» М. Картушиной. Для правильного формирования гласных  использую  авторские песни-распевки, чистоговорки, скороговорки исполненные на 2-3 примарных звуках. При исполнении таких упражнений напоминаю детям, что акцент делается в них на правильном положении рта при пении гласных.

Звуковедение - это способ исполнения звуков при пении. Способов звуковедения существует несколько. В основе звуковедения лежит связное пение legato,  при котором гласные звуки связаны между собой, а согласные произносятся максимально быстро, не нарушая единого звукового потока.

При пении non legato звуки разделяются кратковременной задержкой дыхания перед каждым звуком.

В пении staccato легкие короткие звуки следуют один за другим. Голос при этом должен звучать легко, упруго, но не громко.

Главная задача звуковедения это выработка кантиленного пения.

Чтобы научить петь детей напевно и красиво, стараюсь придерживаться следующих правил:

  • обучать навыку пения надо на материале простейших попевок;
  • необходимо приучать детей слышать себя, и слушать других;
  • сразу не разрешать громкое, крикливое звучание.

Дикция - ясность, разборчивость произношения текста.

Вокально-артикуляционные упражнения представляют собой специальные упражнения для развития подвижности моторики артикуляционного аппарата, для развития способности петь связано, при этом четко произносить слова.

Упражнение « Ручеек» (Быстрые движения вправо, влево кончиком языка по вытянутым губам, интонируя или один звук, или звуки тонического трезвучия, таким образом имитируя журчание веселого ручейка).

Упражнения «Мотоцикл» (Заводим мотор «Р! Р! Р!» Поехали на мотоцикле Р.Р.- пропевая  глиссандо вверх, вниз).

Музыкальные пальчиковые игры сочетают пение с активной артикуляцией и движения мелкой моторики.

Конечная цель обучения – добиться, чтобы дети пели свободно, полётным звуком, серебристым тембром, без всякого напряжения.

Работая  с детьми  над развитием  вокально-хоровых навыков,  использую адаптированный мною комплекс упражнений «Хоровое сольфеджио». Данный комплекс упражнений способствует развитию  звуковысотного слуха, формированию чистоты интонаций и расширению диапазона голоса.

С целью научить детей чисто интонировать использую  народные прибаутки,  песни, а так же  дидактические упражнения, развивающие у детей чистоту интонации, расширение диапазона голоса. Также использую методические разработки М. Картушиной  «Вокально-хоровая работа в детском саду». Мною составлена  « Модель вокальных упражнений»,  которая дает возможность регулировать обучение в игре постепенно от простого к сложному. Таким образом используя все эти упражнения, удается добиваться хороших результатов в исполнении вокально-хоровых произведений.

Творческие способности или творческие потен­циалы заложены и существуют в каждом ребенке, поэтому 100% детей независимо от уровня их развития, принимают участие в праздничных концертах, массовых праздничных мероприятиях ДОУ. 30 % детей участвуют в ежегодных городских фестивалях художественного творчества дошкольников, конкурсах, концертных программах на открытых площадках города, благотворительных концертах.

Многие мои выпускники продолжают свое обучение в Школе Искусств, в вокальных кружках ДЮЦа. Посещают фольклорный ансамбль «Берешка», принимают участие и занимают призовые места в конкурсе вокалистов «Рождественская звезда», «Звездочки СУЭКА», «Весенняя капель».

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Горбина Е.В. Лучшие попевки и песенки для музыкального развития малышей – Яросравль, 2007.
  2. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению – Санкт-Петербург, 2005
  3. Куликовскоя Т.А. забавные чистоговорки – Москва, 2005
  4. Шерементьев В. Хоровое пение в детском саду – Музыкальный руководитель , №5 2005, №1 2006
  5. Картушина М. «Вокально-хоровая работа в детском саду»

 

Опубликовано: 12.02.2017