Формирование навыков счета посредством использования дидактических игр у дошкольников

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Голикова Юлия Анатольевна

Организация: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12 «Красная шапочка»

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Бердск

Введение ФГОС в образовательные учреждения, существенные изменения программы начальной школы, в том числе по математике, повышают соответственно и требования к подготовке детей к школе в условиях дошкольного учреждения. Поэтому обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи и т.д.,

Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, логического мышления, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.

Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить ребенку, что такое число, цифра.

 

Многие психологи и педагоги (П.Я.Гальперин, А.Н.Леушина, Т.В.Тарунтаева и др.) считают, что формирование у детей математических представлений должно опираться на предметно – чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, т.е. приобрести прочную основу ориентировки в общих математических представлениях. Поэтому в течение ряда лет я работаю по теме: «Формирование навыков счета у дошкольников посредством использования дидактических игр».

Свою работу я начала с детьми средней группы.

К пятому году жизни в результате целенаправленного воспитания, обучения и обогащения детского опыта у детей накопился определенный запас конкретных представлений о количестве, величине и форме предметов окружающего мира. Дети способны выслушать объяснение, выполнить более сложное поручение, решить более сложную умственную задачу. Создаются предпосылки для систематизации некоторых математических представлений.

В средней группе закладываются основы счета. Знакомство с первым пятком-предпосылка к сознательному счету в пределах десяти.

В формировании математических представлений у детей средней группы большое значение имеют эмоциональный настрой и заинтересованность детей, поэтому на занятиях я использовала красочные наглядные пособия и дидактические материалы, а в повседневной жизни-хорошо знакомые предметы, назначение которых понятно детям.

Учитывая особенности возраста, быструю утомляемость, еще небольшой объем внимания, подвижность детей я строила занятия так, чтобы после показа и упражнений на мелком счетном материале, дети применяли счет в играх. В качестве счетного материала я использовала крупные игрушки, различные предметы, картинки. Кроме этого, в индивидуальное использование дети получали мелкие игрушки: кубики, палочки, шишки, камушки, колечки и другой мелкий счетный материал.

При обучении детей счету я использовала следующие дидактические игры:

  • «Найди столько же»
  • «Парные картинки»
  • «Стук-стук»
  • «Считай-не ошибись»

Игры на закрепление счета в пределе пяти

  • «Найди свой дом» (закрепление счета в пределе пяти)
  • «Динь-динь» (восприятие числа на слух и счет в пределе пяти)
  • «Машины» (закрепление представления о последовательности чисел)
  • Игра в мяч «Назови следующее число» (знать, какое число за каким следует)
  • Игра в мяч «Считай дальше» (уметь считать с любого числа до пяти)

Необходимо учитывать, что процесс применения математических знаний в дошкольном возрасте имеет свои особенности, а именно: связь с жизнью у маленьких детей ограничена их возможностями; их жизнь – это игра, труд, занятия. Опираясь на высказывания ученых и свои рассуждения, считаю, что дидактическая игра идеально подходит для формирования устойчивого познавательного интереса к исследовательской деятельности, к математическим представлениям. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.

При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

Хорошим средством воспитания у детей в дошкольном возрасте интереса к математике является занимательный математический материал. Поэтому в старшей группе я организовала в группе уголок занимательной математики. Задачей организации уголка является целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, а также формирование качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивостью и находчивость, самостоятельность. Воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми; стремления достичь того, чтобы занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы стал средством не только организации полезного досуга, но и становления творчества.

В уголок я поместила разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. Это настольно–печатные игры («Арифметическое домино», «Лото», «Домино фигур»), логические задачи и кубики, головоломки, а также материал из книг по математике, популярных сборников и других изданий.

В течение года, по мере освоения игр, я расширяла их ассортимент, внесла новые, более сложные, разнообразила виды игрового занимательного материала.

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.

Для успешного дальнейшего обучения у ребенка необходимо сформировать основные элементы познавательной деятельности:

  • Запас знаний, умений и навыков.
  • Основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).
  • Умение планировать, осуществлять самоконтроль и самооценку.
  • Способность к саморегуляции поведения и воли для выполнения поставленных задач.
  • Развитая мелкая моторика и зрительно – двигательная координация.

Для того, чтобы дети в старшей группе приобрели прочные практические навыки счета я начала использовать в работе следующие дидактические игры:

  • Игры на упражнения в количественном счете («Найди столько же», «Отгадай, какое число пропущено?», «Живые числа», «Какое число рядом?»).
  • Игры на упражнения в порядковом счете («Матрешки», «Встань на свое место», «Не ошибись», «Сосчитай правильно»).
  • Игры на различение порядкового и количественного счета («Которой игрушки не стало?», «Кто первый назовет?»).

Для закрепления навыков счета я использую разнообразные упражнения, например «Покажи столько же», «Найди, столько игрушек, сколько кружков на карточке», «Кто быстрее найдет, каких игрушек у нас 6 (7, 8, 9, 10)?» и т.д.

Активное участие детей в играх приводит к тому, что знания их не только закрепляются и уточняются, но и значительно расширяются. Так они начинают четко дифференцировать вопросы: сколько? на котором месте? какой предмет на восьмом (десятом) месте? и другие. В подготовительной группе главная задача в работе по формированию навыков счета у детей состоит в систематизации и уточнении накопленных детьми знаний. В дидактических играх закрепляется порядковый счет, состав числа, умение раскладывать число на два меньших. Дети любят эти игры, охотно играют в них в свободное время.

Работая с детьми, я использую индивидуальные задания, в процессе занятия. В этом случае, выполняя общую игровую задачу одновременно с другими детьми (отсчитать столько же игрушек, сколько предметов на карточке), ребенок выполняет индивидуальное задание, так как исходное условие (количество предметов на его карточке) у каждого участника игры будет персональным. Все выполняют единое задание с помощью одинаковых действий, но каждый выполняет эти действия на индивидуальном содержании, а поэтому получает результат, не похожий на результаты других детей (пересчитать предметы на своей картинке, отсчитать столько же игрушек, сколько предметов на этой карточке, обозначить количество отложенных игрушек соответствующей цифрой). Результаты определяются исходными условиями и правильностью выполнения каждого этапа игрового задания. Познавательная активность ребенка в этом случае направлена не на поиск «лазейки», подглядывания, заимствования у другого, что нередко можно наблюдать у детей, а на самостоятельное выполнение задания и получение ответа.

Дидактические игры, подобранные мною, являются эффективными для совершенствования навыков счета, развития познавательных процессов, формирования предпосылок учебной деятельности. Включение игр в занятия, усложнение их содержания, использование игр вне занятий я планирую в соответствии с возможностями и интересами детей.

Исходя из опыта работы по формированию навыков счета, можно сделать вывод о том, что математические и занимательные игры дают хороший результат по формированию навыков счета лишь в том случае, если воспитатель ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения. Знания, усвоенные и полученные с интересом, окрашенные собственным положительным отношением, помогают в последующем обучении детей.

Исходя из своего опыта работы в дошкольном учреждении, хочу подчеркнуть, что формирование навыков счета с помощью игровых приемов математике должно осуществляться не только на занятиях, но также в кружковой и индивидуальной работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Проведение такой работы по математике способствует умственному развитию детей, формированию памяти, внимания, мышления, а также накоплению навыков и опыта для обучения в школе.

Опубликовано: 17.02.2017