«Развитие творческих способностей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата посредством инновационных технологий работы с бумагой» (из опыта работы)

Конференция: Современные технологии в обучении детей с ОВЗ

Автор: Дмитренко Ольга Ивановна

Организация: МБДОУ «Детский сад №98 компенсирующего вида»

Населенный пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар

«Без творчества немыслимо познание человеком своих сил,

способностей, наклонностей, невозможно утверждение самоуважения…»

В.А Сухомлинский

 

Творчество-деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца.

Я работаю с детьми имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. У детей    отмечается общая физическая ослабленность, недостаточная сформированность двигательных навыков и физических качеств, низкая моторная обучаемость. Апатичное отношение к ограниченности своих двигательных возможностей  нередко вызывает  у дошкольников отсутствие инициативы в овладении движением и активного стремления к общению с окружающими, поэтому отсутствие адекватной коррекционной помощи детям с НОДА в сенситивные периоды дошкольного возраста приводит к возникновению вторичных нарушений в развитии — «социальных» (Л.С.Выготский).

Стремление к творчеству –замечательная черта человека, присущая ему с древнейших времен. Даже первобытные люди украшали культовые и бытовые предметы. Возникали и развивались художественные ремесла. Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художественно-творческая деятельность (продуктивная) выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает положительные эмоции.

В творчестве ребенок-развивается, строит социальные взаимоотношения, воспитывается. Поэтому так важно широкое включение в педагогический процесс в жизни ребенка разнообразных видов художественно творческой  деятельности.

Рассматривая задачи «Эстетического развития» ФГОС по коррекционному образованию я выделила основную-Формировать у детей эстетическое отношение к миру, накапливать эстетические представления и образы, развивать эстетический вкус, художественные способности, осваивать различные виды художественной деятельности.

Передо мной стоял вопрос. Как создать условия для динамики творческого роста и поддержки стремления ребенка узнать мир во всех его проявлениях. Развить его творческие способности. Именно эти вопросы поможет решить работа с бумагой.

Одно из величайших открытий-изобретение бумаги. Бумага-первый материал, из которого дети начинаю мастерить поделки, один из самых доступных, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Она дает простор для творчества. Все дети любят общение с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму.

При планировании работы учитывались индивидуальные особенности детей, их желания и возможности.

Начиная работу с детьми младшего дошкольного возраста я использовала игровой метод «Превращение бумаги» направленный на развитие технических умений (скатывание, обрывание, складывание,  скручивание).Знакомились с различными свойствами , предназначением бумаги,-цветная и белая, бархатная и глянцевая, картон и газетная. Развивались и познавательные способности. Вместе с родителями оформили пособие «Какая бывает бумага». Разработала

В работе использовала принцип от простого к сложному. Использовала форму сотрудничества и сотворчества . Взрослый и ребенок, ребенок- ребенок, создаем вместе. Детям полюбились персонажи «Пушистик», «Колючка», они жили в бумажных домиках, ходили в бумажный лес, любовались бумажными цветами , одевались в бумажные одежды и конечно дарили бумажные подарки.

В старшем дошкольном возрасте формировались обобщенные способы анализа действий , развивалось собственное творческое мышление, формировались способности к организации собственной самостоятельной деятельности.

Заинтересовавшись сама, опираясь на литературу и разработки в интернете я разработала игровые занятия, где знакомила детей с новыми техниками «Квиллинг», «Декупаж», «Айрисфолдинг»

Особенно понравилась детям работа в технике «Айрисфолдинг»-радужное скручивание. Технология работы заключается в выкладывание по схеме полос цветной бумаги и приклеивании к трафарету. Открытки в этой технике понравились и родителям и детям. Свои умения дети показывали на «Мастер-классе» по изготовлению открыток мамам, творческих конкурсах , где становились призерами.

Опыт показывает, что дети с ограниченными возможностями  талантливы, способны обучаться , любят узнавать новое, транслируют свои умения , гордятся что смогли выполнить работу сами и порадовать окружающих.

Инновационные технологии работы с бумагой помогли развить интерес к созидательному труду, способствовали развитию конструктивных умений, самостоятельности, творческого воображения ,расширили способность видеть необычное в обычном. Также повлияли на развитие мелкой моторики, способности анализировать, обобщать, сравнивать, сформировали предпосылки к учебной деятельности .

 

 

Литература:

1. Левченко И.Ю. «Технологии обучения и воспитания  детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.-М.2001г

2. Комарова Т.С. «Методика обучения изобразительной деятельности конструированию в детском саду»-М.1985г

3. И. Новикова «Работа с нетрадиционными материалами в детском саду»

4. Зайцева А.А. «Искусство квиллинга» -М. ЭКСПО 2009г

5. Пищикова Н.Г. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике» Скрипторий 2008г

Опубликовано: 19.02.2017