Организация и методы исследования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Гербер Юлия Сергеевна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 10»

Населенный пункт: Курганская область, г. Курган

Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо отлаженной машины…  Он переживает то, что с ним происходит и им свершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств или эмоций [10].

Эмоции - постоянный спутник человека, оказывающий  влияние на все его мысли и деятельность. Формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более понятному отношению человека к окружающему миру, природе и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности.

Эмоциональное развитие дошкольника является одним из главных условий, обеспечивающих результативность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку от рождения. Они появляются и формируются на протяжении всего детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания [2].

Возникающие проблемы эмоциональной сферы дошкольников крайне разнообразны. Одни дети чрезмерно возбудимы, несдержанны, легко дают вспышки гнева, раздражения, страха; они капризны и требовательны, суетливы и непоседливы, порой много говорят, жестикулируют, гримасничают. У них нередко отмечаются конфликты со сверстниками и взрослыми, они плохо ведут себя в группе, постоянно вертятся, задевают соседей, бурно реагируют на замечания. Другие, напротив, вялы, апатичны, замкнуты, быстро устают при малейших нагрузках, плохо спят днем. Они застенчивы, робки, пугливы, держатся особняком, в стороне, отличаются обостренной впечатлительностью [6].

В данной статье рассматривается методы диагностики следующих параметров эмоциональной сферы – тревожность, агрессивность, импульсивность – рефлексивность,  умение ребенка точно выполнять задания взрослого.

1. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо".

Эта методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.

Задача состоит в том, чтобы исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени.

При этом тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Последние заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность часто сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач и тем самым препятствует стремлению к достижению успеха [4].

Тревожность, испытываемая ребенком в одной ситуации, не обязательно будет так же проявляться в другом случае. Значимость ситуации зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребенком в этих ситуациях. Отрицательный эмоциональный опыт формирует тревожность как черту личности и соответствующее поведение ребенка [9,11].

Психодиагностический изобразительный материал в этой методике представлен серией рисунков. Каждый рисунок сюжетно представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка-дошкольника ситуацию.

Каждый из описанных рисунков выполнен в двух вариантах: для мальчиков (на рисунке изображён мальчик) и для девочек (на рисунке представлена девочка). В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребёнком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребёнка не прорисовано полностью, дан лишь общий контур его головы.

Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица ребёнка на рисунке. На одном из дополнительных изображений представлено улыбающееся лицо ребёнка, а на другом — печальное [4].

Предлагаемые рисунки изображают типичные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются дети-дошкольники и которые могут вызывать у них повышенную тревожность. Рисунки имеют двойной эмоциональный смысл, который может быть как положительным, так и отрицательным. Предполагается, что выбор ребёнком того или иного лица будет зависеть от его собственного психологического состояния в момент проведения тестирования.

Двусмысленные рисунки в методике имеют основную «проективную» нагрузку. То, какой смысл придаёт ребёнок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях [3, 5].

Выбор ребёнком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе.

Протоколы, полученные от каждого ребёнка, подвергаются далее анализу, который имеет две формы: количественную и качественную.

Далее представлена таблица 1.1 количественной и качественной оценки данных теста. При анализе данных следует учитывать как данные, приведенные в таблице, так и каждый ответ ребёнка. На основе такого анализа делаются выводы относительно эмоционального опыта общения ребёнка с окружающими людьми и того следа, который этот опыт оставил в душе ребёнка.

Таблица 1.1

Количественная и качественная оценка данных теста тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо"

Уровень

Баллы

%

Характеристика уровня

Высокий уровень

10

100 - 91%

Данные баллы отражают крайнее внутреннее напряжение, тревогу, страхи. Весь внутренний мир ребенка наполнен страхами и тревогами, он боится самостоятельно браться за что-либо, боится сделать шаг, демонстрирует параноидальные состояния. Высокий уровень внутренней напряженности, тревоги, проявляющейся в суетливых беспорядочных действиях, неадекватных эмоциональных и моторных реакциях (покачивания, тремор, истерики и пр.)

9

90-81%

8

80-71%

7

70-61%

6

60-51%

Средний уровень

5

50-41%

Отражают средний уровень тревожности, достаточную сбалансированность процессов возбуждения и торможения.

4

40-31%

3

30-21%

Низкий уровень

2

20-11%

Показывают спокойную миролюбивую натуру, сбалансированность внутренних процессов, адекватные эмоциональные реакции.

1

10-0%

 

2. Графическая методика М.А. Панфиловой "Кактус".

Графическая методика М.А. Панфиловой "Кактус" предназначена для работы с детьми старше 3 лет. Тест используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка.

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и цветные карандаши (восемь «люшеровских» цветов).

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно: пространственное положение, размер рисунка, характеристики линий, сила нажима на карандаш.

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

1. Характеристика «образа кактуса».

2. Характеристика манеры рисования

3. Характеристика иголок [7, 8].

Далее в таблице 1.2 представлена количественная и качественная оценка данных методики.

Таблица 1.2

Количественная и качественная оценка данных графической методики М.А. Панфиловой "Кактус"

Уровень

Баллы

Характеристика уровня

Высокий уровень

10-8

Характеризуют крайнюю агрессивность ребенка: он совершает только разрушительные действия по отношению к себе и другим.

Наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Отрывистые линии, сильный нажим. (Импульсивность)

Преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами. (Тревожность)

Использование в рисунке ярких, вызывающих и темных цветов.

На дополнительные вопросы ответы следующие: кактус дикий, его ни кому нельзя трогать, он сильно уколет, кактусу не нравится, когда за ним ухаживают, кактус живет с остальными кактусами.

Средний уровень

7-4

Отражают средний уровень агрессивности. Ребенок ситуативно задирает других, может драться или ругаться если его «задели». Однако, он довольно отходчив, может переключить свое внимание на что-то другое. Идет на сотрудничество и перемирие.

Кактус имеет небольшое количество иголок.

Использование таких цветов как темно-синий, зеленый, темно-

зеленый, оранжево-красный, лимонно-желтый, бордовый  в сочетаниях с темными цветами, такими как черный и коричневый.

На дополнительные вопросы ответы следующие: кактус домашний, но он может уколоть и его некоторым людям можно потрогать, кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают и удобряют, но что бы все было в меру, кактус живет с такими же кактусами и может жить и с растениями.

Низкий уровень

3-0

Характеризуют миролюбивость, покладистость, доброжелательность, Иногда могут наблюдаться ситуативные адекватные агрессивные проявления, вызванные неадекватными действиями окружающих.

Изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами (Оптимизм).

На дополнительные вопросы ответы следующие: кактус домашний, он почти не колется и его можно потрогать (пушистые, мягкие кактусы), кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают и удобряют, кактус живет с остальными растениями.

 

3. Тест «Найди такой же предмет» (тест Дж. Кагана);

Для диагностики уровня импульсивности – рефлексивности мы  применяли  методику,  которую  назвали  «Найди такой же предмет».  За  основу  методики  мы  взяли  идею теста «Сравнение похожих рисунков» (The Matching Familiar Figures Test, MFFT), разработанный Дж. Каганом, который и применяется для диагностики когнитивного стиля «импульсивность – рефлексивность».

Данный когнитивный стиль, в соответствии с первоначальным предположением Дж. Кагана, характеризует индивидуальные различия в склонности принимать решения быстро либо медленно [6]. Наиболее ярко это стилевое свойство проявляет себя в условиях неопределенности, когда требуется осуществить правильный выбор из некоторого множества альтернатив. Импульсивные испытуемые склонны быстро реагировать в ситуации множественного выбора, при этом гипотезы выдвигаются без анализа всех возможных альтернатив. Для рефлексивных испытуемых характерен замедленный темп реагирования в подобной ситуации, гипотезы проверяются и многократно уточняются, решение принимается на основе тщательного предварительного анализа признаков альтернативных объектов.

В данном случае нами был пересмотрен стимульный вариант. Ребенку предлагалось рассмотреть по очереди 6 картинок (В тесте «Сравнение похожих рисунков» испытуемому предъявляется 2 тренировочных, затем 12 основных листов). На каждой из них слева дан эталон какого-либо изображения (деревца, кошки, цветка, карандаша, бабочки, чашки), а справа — 6 вариантов похожих на него изображений. Среди них одна версия является точной копией эталона, а 5 других имеют малозаметные отличия. Ребенку предлагается найти одинаковое с образцом изображение [9].

Далее в таблице 1.3 представлена количественная и качественная оценка данных методики.

Таблица 1.3

Количественная и качественная оценка данных теста «Найди такой же предмет» (тест Дж. Кагана)

Уровень

Баллы

Время(сек.)

Характеристика уровня

Высокий уровень

10

0-20 с.

Соответствуют крайней импульсивности: внимание ребенка рассеянно, он не удерживает в памяти ни одного элемента задания, мгновенно переключается с одного на другое, не регулирует свое поведение, целиком подчиняется внутренним импульсам и причудам, проявляет неадекватные эмоциональные реакции и пр.

Крайняя неуправляемость, асоциальность ребенка.

9

21-40 с.

8

41-60 с.

Средний уровень

7

61-90 с.

Характеризуют «среднюю» степень импульсивности, внимание недолго удерживается на задании, забывание отдельных элементов задания, недостаточное внимание, иногда проявляются неадекватные эмоциональные реакции.

6

91-120 с.

5

121- 150 с.

4

151-180 с.

Низкий уровень

3

181-200 с.

Отражают достаточно выраженную рефлексивность: сосредоточенность, усидчивость, вдумчивость, направленность внимания вовнутрь, хорошую саморегуляцию поведения, глубокое восприятие, интровертированность.

2

201-220 с.

1

221-240 с.

 

4. Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина.

Методика позволяет определить умение ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

При анализе результатов выполнения задания необходимо порознь оценить действия под диктовку и правильность самостоятельного продолжения узора. Первый показатель свидетельствует об умении внимательно слушать и четко выполнять указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители, второй — о степени самостоятельности ребенка в учебной работе [1]. И в том и в другом случае можно ориентироваться на качественные и количественные показатели, приведенные  в таблице 1.4.

Таблица 1.4

Количественная и качественная оценка данных методики

«Графический диктант» Д. Б. Эльконина

 

Уровень

Баллы

Характеристика уровня

Высокий уровень

8-10

Точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются), либо воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии.

Ребенок умеет доводить дело до конца, получает удовлетворение от проделанной работы и результата.

Может выбирать оптимальную стратегию действий и поведения, не переключается с одной работы на другую, не закончив дела.

Высокий уровень самостоятельности ребенка, желание независимо действовать. Предложение своих творческих решений. Выполнение заданий теста без помощи педагога.

Средний уровень

4-7

Воспроизведение, содержащее несколько ошибок.

Средний уровень целенаправленности действий. Действия ребенка соответствуют цели задания только тогда, когда он очень заинтересован. В этом случае он даже может довести дело до конца.

Средний уровень самостоятельности ребенка, выполнение заданий при наличии поддержки и подсказки. Пробует выполнять задания самостоятельно при поддержке педагога.

Низкий уровень

0-3

Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором, либо отсутствие сходства.

Полное отсутствие целенаправленных действий, беспорядочность действий, «скользящее внимание». Либо беспорядочные, часто бесполезные действия, не соответствующие характеру и цели задания.

Беспомощность и несамостоятельность ребенка, постоянное ожидание помощи со стороны, отказ от самостоятельного выполнения задания.

 

Описанные выше методики позволяют выявить уровень эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Благодаря простоте применения, валидности и надежности результатов данные методики изучения тревожности, агрессивности, импульсивности – рефлексивности,  умения ребенка точно выполнять задания взрослого дают возможность в полной мере получить сведения об обследуемом.

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Справочник по психологической диагностике. Киев, 2005.- 85 с. 10

  2. Вайнер М.Э. Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика и критерии оценки//Коррекционно-развивающее образование. – 2008. - №4. – 164с.

  3. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика– М.: Генезис, 2001. - Ч.1. - 160 с. - Ч.2. - 128 с. 13

  4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с. 21

  5. Корепанова, М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников, М: Балас, 2005.- 144с. 31

  6. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: Линка – Пресс, 1997.- 167с. 35

  7. Памфилова М.А. Графическая методика «Кактус» Текст.: Обруч. -2000. №5.- 84с. 39

  8. Панфилова М.А. Такие разные кактусы // Школьный психолог. - 1998.№19.18с. 40

  9. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: НПО «МОДЭК», 2006. - 304 с. 41

  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – M.: Педагогика, 1989. – 460 с.

  11. Шалимова Г.А. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие / Г.А.Шалимова. - М.: АРКТИ, 2006. - 232 с.

Опубликовано: 10.03.2017