Формирование у детей экологической культуры посредством проектной деятельности в ДОУ
Конференция: Развитие детей дошкольного возраста
Автор: Мохова Галина Николаевна
Организация: МБДОУ «Детский сад №24»
Населенный пункт: Вологодская область, г. Череповец
Развитие и становление экологической культуры в современном мире – актуальнейшая задача. Основным приоритетом в ее решении является экологическое образование молодежи.
Я считаю, что целесообразность применения метода проектов в экологическом воспитании обусловлена не только тем, что позволяет сформировать природоведческие знания и экологическую культуру, но и дает уникальную возможность создать живую, творческую атмосферу деятельности, стимулировать развитие творческого потенциала, влиять на развитие нравственных качеств дошкольников и тем самым сформировать жизненную позицию, которая в дальнейшем определит грамотное отношение воспитанников к окружающему миру. Вся моя работа основывается на нормативно – правовой базе. В 2000 году в нашей стране разработан проект «Стратегии экологического образования в Российской Федерации», в котором дошкольникам посвящен отдельный раздел. В нем особо подчеркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь детей.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры через знакомство с природой родного края, в частности с заповедными зонами. Программа экологического развития детей дошкольного возраста предполагает использование разнообразных форм работы с детьми.
В нашем ДОУ в работе с дошкольниками широко используется проектный метод, который базируется на активной основе через организацию целесообразной деятельности. В результате этого подхода дети должны решить проблему, применив необходимые знания.
В преддверии 70- летия Дарвинского заповедника, мы с ребятами подготовительной группы реализовали экологический проект на тему «Дарвинскому заповеднику – 70 лет».
Вся информация о Дарвинском заповеднике была представлена детям в сжатом виде в форме мини-проектов, подготовленными воспитателем, детьми совместно с родителями.
Характеристика проекта:
Тип: познавательно – исследовательский, информационно - творческий
Вид: среднесрочный
Участники проекта – дети, воспитатель, родители подготовительной группы №9.
Сроки реализации: январь – февраль месяц 2015г.
Проблема – дети очень мало знают о Дарвинском заповеднике.
Объект исследования – животные и растения Дарвинского заповедника.
Цель проекта: формирование основ экологической культуры через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Дарвинским заповедником.
Задачи проекта:
1. Учить детей с помощью родителей собирать информацию о Дарвинском заповеднике.
2. Учить родителей воспитанников оформлять мини-проекты по данной теме.
3. Знакомить с растительным и животным миром заповедника.
4. Воспитывать чувство гордости за родной край, уважение к людям, которые защищают природу.
Реализация проекта.
Подготовительный этап.
1. Работа с родителями воспитанников по сбору информации о Дарвинском заповеднике, умению грамотно оформлять мини-проекты и способам их публичной защиты.
2. Работа с детьми по способам поиска информации и умению защищать свои мини-проекты совместно с родителями.
3. Составление плана работы.
Основной этап.
- сбор информации и иллюстраций, фотографий, рисунков о животных заповедника
- сбор информации и иллюстраций, фотографий, рисунков о растительном мире заповедника
- подготовка и защита мини-проектов о Дарвинском заповеднике
Заключительный этап.
- оформление выставки рисунков на тему «Дарвинскому заповеднику – 70 лет»
- публичные детские презентации мини-проектов по выбранным темам на уровне образовательной организации
- участие в региональном конкурсе по теме «Дарвинский заповедник глазами детей»
Список литературы:
- Вологодские просторы. Издательство «Планета». – М.: издательство «Планета», 1987 г.
- Заповедники СССР. Заповедники европейской части РСФСР. – М.: издательство «Мысль», 1988 г.
- Материалы Интернет-сайтов.