Интегрирование задач лексико-грамматического развития детей дошкольного возраста в учебную деятельность
Конференция: Развитие детей дошкольного возраста
Автор: Белова Любовь Николаевна
Организация: МДОУ № 34 «Красная шапочка»
Населенный пункт: Кемеровская область, г. Междуреченск
Автор: Понамарчук Виктория Львовна
Организация: МДОУ № 34 «Красная шапочка»
Населенный пункт: Кемеровская область, г. Междуреченск
Формирование грамматического строя речи у ребёнка-дошкольника включает в себя: работу над морфологией (изменение слов по родам, числам, падежам), словообразованием (образование одного слова на базе другого с помощью специальных средств) и синтаксисом (построение простых и сложных предложений).
Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы и усложняется с возрастом детей. Самое большое место занимают существительные и глаголы, однако, в процессе речевого развития растёт употребление и других частей речи: прилагательных, местоимений, наречий, числительных.
Д.Б. Эльконин подчёркивал, что овладение грамматическим строем языка активно происходит на основе диалогической речи ребёнка и взрослого, что овладение языком в раннем детстве служит основой для всего психического развития ребёнка.
А.В. Запорожец подчёркивал, что в отличие от школьника дошкольник не заучивает правила, а усваивает их практическим путём.
Исследователи детской речи отмечали, что начинается усвоение падежных окончаний, суффиксов, приставок в определённый период. Вначале детям легки и понятны так называемые образования по аналогии (молотком – пилом, котёнок – лошадёнок). Факты детского словотворчества детально осветил К.И. Чуковский, считая его (словотворчество) механизмом усвоения лексики, ведь ребёнок не только усваивает слова как готовые единицы, но и сам создаёт, конструирует их.
На занятиях посредством дидактических игр и упражнений с грамматическим содержанием мы обучаем дошкольников таким способам речевой деятельности, усвоение которых в условиях повседневного общения вызывает определённые трудности: согласование прилагательных и местоимений с существительными, особенно среднего рода или неизменяемыми в роде ( девочка была в новом пальто, очень быстрый кенгуру, детскому лото); образование трудных форм глагола в повелительном наклонении ( бежать – беги, везти – вези, плакать – плачь, стричь – стриги); форм существительных родительного падежа множественного числа и другие.
Для занятий языковой материал отбирается таким образом, чтобы ребёнок на практике смог овладеть правилами согласования, управления и примыкания слов в предложении.
Рассматривая произведения живописи, участвуя в беседе о прочитанном, ребёнок общается со взрослым, отвечает на разнообразные вопросы, побуждающие использовать разные части речи, различные конструкции предложений. Особенно важны так называемые проблемные вопросы ( почему, зачем, как?), побуждающие устанавливать причинно – следственные, временные и другие существенные связи.
Мы часто используем на занятиях и в образовательных ситуациях тематические ассоциации. Задаётся любое слово – существительное в именительном падеже. Это может быть человек, предмет, животное и т. д., и нужно придумать ассоциацию на действие этого предмета. Самое простое слово МАМА, ассоциация должна быть на действие предлагаемого слова, звучат различные слова: купила, взяла, сделала, принесла и др. Выбираем слово КУПИЛА. Получилось словосочетание - МАМА КУПИЛА. Поясняем это детям. Спрашиваем у детей: похоже это на предложение, дети отвечают, что нет. Почему? Дети отвечают, что не понятно, что же мама купила ? Продолжаем ассоциации. КУПИЛА, но что и какое это? И опять слышим ответы: вкусное мороженое, красивую игрушку, красные розы, красивые цветы, большого робота и т.д. Останавливаемся на БОЛЬШОМ РОБОТЕ. МАМА КУПИЛА БОЛЬШОГО РОБОТА – получилось предложение. Затем мы предлагаем добавить к уже готовому союз И, А, НО, а дети должны придумать, что же будет дальше , то есть те же ассоциации, но уже расширенные, потому что полученное предложение с добавлением союза – это огромное поле для детской фантазии.
Мы часто используем приём «письменной речи»: когда дети учатся составлять рассказы – наблюдения, рассказы из личного опыта, а воспитатель записывает за детьми. Здесь тоже происходит формирование сложных синтаксических конструкций, когда взрослый «записывает», а ребёнок «диктует», так как, придумывая и составляя эти сообщения, тексты могут быть повествовательными, вопросительными, восклицательными.
Обязательно подводим детей к образованию какого – либо слова на базе другого, однокоренного, которым оно мотивировано ( т. е. выводится из него по смыслу и по форме), с помощью окончаний, приставок и суффиксов (снег, снежинка, снежный, снеговик, подснежник, заснеженный; работа, рабочий, работящий, работник, заработал, уработался и т. д.)
Овладение разными способами словообразования происходит и на других занятиях. Например, на занятиях по разделу программы «Детство» «Ребёнок открывает мир», когда изучая различных животных, дети учатся правильно употреблять названия их детёнышей ( зайчонок, лисёнок, кукушонок, скворчонок, воробышек).
На занятиях по развитию движений, когда мы обучали езде на самокате, дети учились правильно использовать названия направления действий (ехал, поехал, выехал), во время беговых упражнений ( бежал, побежал, выбежал, забежал), и прыжков ( скакал, скакала, поскакала, наскакалась, и т.д.). При построении и расчёте для игры в «пионербол» дети пересчитываются по порядку на первый – второй, первый – четвёртый, при построении в колонну на первый – третий. А это уже морфология – дети учатся правильно употреблять порядковые числительные.
На занятиях по изобразительной деятельности и по ручному труду дети слышат и запоминают образование сослагательного наклонения ( взял бы, взяла бы, сделал бы, нарисовал бы, приклеил бы), повелительного наклонения ( нарисуй, намажь, вытри, сложи ). На этих же занятиях часто используются предлоги, когда объясняется, что можно нарисовать, где нарисовать, как расположить ( на, под, за, около, в и т.д.).
На занятиях по математике, например, происходит согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже (две лошадки, пять игрушек, двух глаз, два щенка, восемь кругов, семь кирпичей и т.д.).
Во время дежурства по столовой дети учатся правильно употреблять названия предметов посуды ( сахарница, салфетница, конфетница, перечница, но - маслёнка, солонка и просто блюдо для пирога или печенья).
Таким образом, во всех видах деятельности мы показываем детям разнообразные способы согласования существительного с прилагательным и глаголом, разные способы словообразования, учим составлять предложения и рассказы.
Комплексный подход к умственному и речевому воспитанию при правильном сочетании разных форм и методов работы с детьми как на занятиях, так и в повседневной жизни является важным условием для лексико - грамматического развития речи ребёнка – дошкольника.
Копилка игровых упражнений
- Развитие ассоциаций. Воспитатель называет слово, в ответ дети называют другие слова, которые вспомнят ( слова – предметы, слова – действия, слова – наречия и т. д.)
- Классификация предметов по картинкам. Детям дают картинки, которые надо разложить на две группы: овощи – фрукты, мебель – посуда и т.д.
- Найди лишний предмет.
- Назови лишнее слово.
- Назови одним словом.
- Пара к паре, по аналогии ( огурец – овощ, ромашка – цветок).
- Назови части целого.
- Объясни, что общего у предметов.
- Отгадай предмет по названию его частей.
- Скажи наоборот.
- Закончи предложение.
- Скажи по – другому.
- Подбери слово.
- Было – будет ( есть – я сижу, я читаю, мы рисуем, мы поём; буду – я буду петь, я буду рисовать; было – я рисовала, он играл, и т.д.).
- Бывает – не бывает. Назвать и показать мимикой и жестами ( злой волк – добрый медведь, глупый лягушонок – умный кролик и др.)
- Сравнения ( по размеру, по ширине, по высоте и т.д.)
- Исправь ошибку (будка маленькая, а дом каменный; волк злой, а медведь толстый и т.д.).