Познавательная мотивация, как показатель сформированной внутренней позиции будущего школьника

Конференция: Современные подходы к реализации ФГОС ДО

Автор: Овчинникова Ольга Владимировна

Организация: «ЦРР – детский сад №403»

Населенный пункт: Пермский край, г. Пермь

«Школьное обучение никогда не начинается

с пустого места, а всегда опирается на

определённую стадию развития, проделанную

ребёнком...»

Л.С.Выготский

 

Введение

Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные во ФГОС, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели современного выпускника ДОУ, у которого будут сформированны предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающие успешность обучения на последующих этапах образования.

Ключевым стратегическим приоритетом непрерывного образования является – формирование умения учиться, который включает в себя умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы. Решение данного направления отражается в ФГОС начального образования. Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развивать инициативу, самостоятельность, творческий потенциал.

Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательной мотивации в детском саду.

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста.

 

Основная часть.

Наблюдения и беседы с детьми во время проведения НОД, в совместной и самостоятельной деятельности, в игре, а также индивидуальное обследование психолога - показали, что на начало учебного года в нашей подготовительной группе преобладал игровой мотив, стремление к получению новых знаний было выражено не ярко, внутренняя позиция школьника у большей части детей не сформированна. Отсутствие познавательной мотивации может вызвать у детей трудности во время первого года обучения в школе, а в дальнейшем – стойкое нежелание учиться.

Следует отметить, что познавательная мотивация складывается во взаимодействии ребенка со взрослым и сверстниками. В современной системе ДО уровень и характер достижений ребёнка зависят от профессиональной компетенции педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально.

Сегодняшние дети очень сильно отличаются от своих сверстников 10–15 лет назад. Они более информированные, раскованные, общительные, инициативные, требуют активности в динамично изменяющейся образовательной среде. Соответственно воспитатель должен быть компетентен в области психологии современного дошкольника, новых технологий, организации игровой, творческой и познавательной деятельности детей, сотрудничества с воспитанниками.

При организации совместной деятельности, направленной на формирование предпосылок учебной деятельности, важными критериями для нас стали следующие показатели выраженности познавательной мотивации:

  1. Эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании, экспрессивно-мимические проявления интереса, положительный эмоциональный фон).
  2. Целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца).
  3. Степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).

 

В связи с этим нами были выбраны следующие методы и формы работы с детьми в данном направлении.

 

Метод экспериментирования.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
  • идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
  • развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
  • происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
  • детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
  • в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

В чем заключается роль взрослого в этом процессе? Не только в том, чтобы показать способ действия или руководить действиями ребенка, но и в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность. Исполнение этой роли предполагает показ специальных интригующих, загадочных объектов, обладающих скрытыми свойствами. Возможность оперировать ими, открывать их новые свойства стимулирует в свою очередь, самостоятельную поисковую активность.

Нами в группе были созданы все условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. «Мини-лаборатория», оснащённая специальным оборудованием, разнообразными материалами, создана для проведения исследований, наблюдений и опытов, где у каждого ребёнка есть возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Фиксация результата происходит в рисунках, в картинках-схемах, в моделях, календарях, дневниках наблюдениях; в рассказах воспитанников.

Таким образом, при правильном педагогическом подходе к организации совместной и самостоятельной поисково-исследовательской деятельности у детей возникают мотивы, идущие от самой деятельности, т.е. сама деятельность начинает побуждать ребёнка. При этом ребенок не только понимает и принимает цель этой деятельности, ему не только хочется достигнуть цели, но и хочется искать, узнавать, решать, достигать, что является показателем развития познавательного интереса ребёнка, который в свою очередь является необходимым условием в формировании познавательной мотивации.

 

 

Отметим, что дети 6–7-летнего возраста легко и с удовольствием включаются в процесс моделирования сказок с помощью заместителей ( методика О.М.Дьяченко, Л.А.Венгер).

На начальном этапе мы в совместной игровой деятельности использовали самые простые известные народные сказки: «Колобок», «Репка», но в данный момент наблюдаем, что дети стали самостоятельно переделывать сказки, используя совместно выбранные знаки и символы, а также предметы-заместители.

В сказке «Колобок» в качестве заместителей были выбраны геометрические фигуры. (также используются «блоки Дьенеша».)

Сказка «Колобок»

Ребята, сегодня будем учиться запоминать и рассказывать. Для этого вспомним знакомую сказку.

Жил-был дед. Усы у деда были вот такие, треугольные (выставляем на наборное полотно треугольник). Вместе с дедом жила баба, румяная, круглолицая, вот такая.. (выставляем круг).

Как-то дед попросил бабу: «Испеки-ка, баба, колобок, да необычный, а как звездочка на небе ясном».

Ребята, как вы думаете, почему дед попросил испечь необычный колобок? Правильно, чтобы не укатился он с подоконника и не съела его лиса (выставляем звездочку – ). Баба по амбару помела, по сусекам поскребла и набрала муки целую горстку (выставляем трапецию). Замесила баба тесто, сделала колобок, как дед просил, да и посадила в печь (выставляем прямоугольник). Вскоре колобок изжарился. Достала его баба да и положила на окошко (выставляем квадрат) остудить. Вот такая сказка вышла. Да только зашел в избу кот-шалунишка, всю историю и рассыпал. Ребята, помогите восстановить сказочную историю.

Примечание: сначала можно восстанавливать «дорожку» – коллективно, затем индивидуально или в паре. Дети, восстанавливая «дорожку» из геометрических фигур, рассказывают услышанную сказку.

В других сказках заместителями служили цифры, элементы разных видов конструкторов, разные виды инструментов, предметные картинки и т.д.

Организованная таким образом совместная творческая деятельность на основе моделирования сказок на этапе предшкольного образования позволяет, во-первых, создать благоприятный эмоциональный фон, во-вторых, каждому ребенку проявлять инициативность, строить конструктивное взаимодействие друг с другом и, наконец, расширять кругозор, закреплять знания из области познавательно-речевого развития. Педагогу же такая деятельность позволяет сбалансировать репродуктивную, исследовательскую, творческую формы работы, направленные на проявление как совместной, так и самостоятельной активности дошкольников. Именно так, как показывает практика, формируется познавательная мотивация.

Также при организации образовательного процесса мы широко использовали проектный метод, который несомненно позволяет развивать познавательный интерес у детей, формировать умения принимать и сохранять цели и задачи предполагаемой познавательно-исследовательской деятельности, искать способы их решения, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя детям успешно адаптироваться к школе.

В течение года у нас в группе прошли следующие проекты: «Про витамины и здоровье», «Чудесный мир театра!», «Герб моей семьи», «Школьные годы чудесные!».

В результате использования метода проектов дети в нашей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Конечно же нельзя не дооценивать роль предметно-развивающей среды в формировании познавательной мотивации дошкольников.

Поэтому мы постарались создать в группе предметно - пространственную развивающую среду, включающую в себя всё, что доступно непосредственному восприятию детей, развивающую у них любознательность, творчество, коммуникативные способности, вовлекающую в процесс познания окружающего мира.

Для познавательного развития имеются: - центр познания «Хочу всё знать!», центр природы, центр конструирования и центр экспериментирования.

Материалы, пособия, дидактические и развивающие игры, представленные в этих центрах, способствуют развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формированию познавательных действий, становлению сознания; развитию воображения и творческой активности.

Работа в центрах проходит малыми группами по интересам, что позволяет использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей.

Мы стремимся, чтобы каждый день наши воспитанники не только познавали и изучали окружающий мир, но и жили в гармонии с ним, получали удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания.

Родители, понимая всю важность перехода на новую ступень образования, являются активными участниками в развитии познавательных мотивов своих детей. Помогают нам в пополнении предметно-развивающей среды: создание коллекций, сбор экспонатов для музея, оформление тематических альбомов, плакатов, книг. Являются участниками проектов, помощниками в организации экскурсий и совместной деятельности и т.д.

 

Вывод.

Используя в течение года данные методы и формы работы, мы видим, что уровень познавательной мотивации наших детей существенно повысился.

На данный момент наших дошкольников привлекает учение как серьезная содержательная деятельность, имеющая социальное значение. У детей повысился интерес к познавательной деятельности, к овладению новыми знаниями и умениями, появилось чувство долга и ответственности. Мы видим предпосылки формирования у детей многих психологических особенностей, необходимых для успешного обучения в школе. Таким образом психологическим финалом нормального личностного развития старшего дошкольника является формирующаяся к концу этого периода «внутренняя позиция школьника»,

Внутренняя позиция школьника, начиная формирование в старшем дошкольном возрасте, будет интенсивно развиваться в течение всего младшего школьного возраста.

А закончить своё выступление хочу словами В.А.Сухомлинского

«....Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера... Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений...»

Литература:

  1. Котырло В.К., Дуткевич Т.В. Роль совместной деятельности в формировании познавательной активности дошкольников// Вопросы психологии 1991 № 2
  2. Виноградова Е.Л. «Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников».// Журнал прикладной психологии № 2 - М., 2003 г.
  3. Виноградова Е.Л. «Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6 лет».// Психологическая наука и образование. № 1 – М., 2004 г.
  4. Кузнецова Т. В. Проектно-исследовательская деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников // Науч.-пед. обозр. (Pedagogical Review). 2013.
  5. Вахитова Г. Х., Поздеева С. И. Приемы активизации речетворческой деятельности старших дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2012. № 3.
  6. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1989.
  7. Дьяченко О. М. Возможности развития умственных способностей дошкольников в процессе ознакомления со сказкой. // Дошкольное воспитание. 1993. № 11.

Интернет-ресурсы:

  1. http://te.zavantag.com/docs/778/index-18680.html
  2. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00383308_1.html
Опубликовано: 24.04.2017