Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой в логопедической группе

Конференция: Современные технологии в обучении детей с ОВЗ

Автор: Марчук Людмила Николаевна

Организация: МБДОУ № 249

Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

 

Игра – это ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития» ребёнка. Возникнув в раннем детстве игра на протяжении дошкольного периода становится для ребенка формой творческого отражения окружающей его жизни. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Социальная значимость игры заключается в том, что у ребенка формируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение. Структурными компонентами сюжетно-ролевой игры являются: правила, игровые действия, игровые и реальные отношения, предметы-заместители, роль, сюжет, воображаемая ситуация, партнер по игре.

Для дошкольников логопедических групп, игровая деятельность имеет особое значение для всестороннего развития интеллекта и личностных качеств. Недостатки всех компонентов речевой системы детей с ОНР, а так же особенности сенсорного и интеллектуального развития влияют на развитие игровой деятельности детей, порождают определенные особенности поведения в игре. Дошкольники с ОНР нередко отказываются от возможности совместной игровой деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Они быстро устают, что порождает прекращение игры или их сюжетную ограниченность. В некоторых случаях мешает синдром гиперактивности, в других преобладает заторможенность. У детей с ОНР игра развивается очень медленно, часто она ограничивается однообразными манипуляциями с игрушками, не имеющими игрового содержания. Наблюдается нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость. Дети не проявляют инициативы, творчества, не способны действовать в воображаемой ситуации и с предметами-заместителями. Снижена вариативность игр, ролей и игрушек. Дети с ОНР предпочитают знакомые, ранее проигранные роли, игры, часто используемые игрушки.

Воспитателем логопедических групп необходимо применять особые методы педагогического сопровождения игровой деятельности дошкольников. Известно, что между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Первым условием для развития сюжетно-ролевой игры в группе является подбор игровых материалов, в соответствии с основной тематикой, с учетом индивидуальных особенностей детей. При общем недоразвитии речи у ребенка затруднено применение предметов-заменителей. По мере овладения детьми навыками сюжетно-ролевой игры, взрослому следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо ножика, а стульчик вместо машины. Использование в игре заместителей ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий. Для обучения детей игровым действиям необходимо использовать игровые упражнения, такие как «Поздравления с праздником», «Вызываем скорую помощь».

Индивидуальные игры и игры в подгруппах позволяют воспитателю взять на себя главную роль, демонстрируя детям образец ролевого поведения и ролевого диалога. Речь педагога, служит первым образцом для подражания. В процессе игры воспитатель много разговаривают с детьми, в результате чего у не говорящего ребенка появляется потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки, вещи и т. д. Учитывая, что у детей с общим недоразвитием речи резко снижено понимание обращенной речи, необходимо следить за тем, насколько ребенок понимает взрослого. Для усвоения названий предметов и действий с ними большое значение имеет активное манипулирование ими самими детьми. Играя с игрушкой и одновременно слушая воспитателя, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая взрослому. С некоторыми детьми необходимо многократно повторять игровое упражнение, в алгоритмическом порядке, предлагая готовые формы поведения. в игры вовлекается все большее количество участников. Целесообразно использовать такие сюжеты: «День рождения Мишки", где все дети танцуют, готовят сюрпризы имениннику; "Автобус", где все дети –пассажиры, которые выходят на остановках по своим делам, и потом возвращаются обратно в автобус. В игре "Магазин игрушек" дети, "купив" игрушку, играют с ней; причем необходимо вежливо и правильно попросить ее у "продавца". Часто результатом игры у детей с ОНР становится ссора. Для предотвращения таких ситуаций нужно совместно с детьми установить универсальные для всех игр и понятные всем детям правила, постараться заучить их. Данные правила необходимо выполнять всем участникам игры. Можно изготовить памятку и поместить её в игровой центр.

Правила могут быть такими: Играй честно и дружно. Умей договариваться. Придумал новое - расскажи другим. Обидно, когда ты не получил желаемую роль, но не злись. Научи других тому, что умеешь сам. Учись у других. Для предотвращения ссор при распределении ролей, можно разучить с детьми считалку, проводить индивидуальные беседы, читать художественную литературу использовать пословицы и поговорки о дружбе.

Сюжетно-ролевая игра - это основная форма общения детей, способ понимания мира взрослых, проявление и условие нравственного и интеллектуального развития. Дети с ОНР часто отказываются вступать в игровые отношения со сверстниками, из-за лексико-грамматических и фонетических отклонений, а также из- за особенностей личностного и интеллектуального развития. Данные особенности детей с ОНР не проходят сами по себе. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы. Для детей с речевыми нарушениями игровая деятельность имеет особое значение, как необходимое условие развития и коррекции речи, познавательных процессов и личности в целом, но она становится возможной только в специально организованных условиях, под руководством педагога.

Список использованной литературы:

  1. Абрамян Л.А. Игра дошкольника. - М.: Просвещение, 1989.2. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 1996.
  2. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии, Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург: Союз, 2006.
  3. Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры» // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 4.
  4. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре, под ред.Т.А. Марковой, М.:Просвещение,1982.
  5. Социальная природа ролевой игры // Хрестоматия по возрастной психологии, под ред. Д.И. Бельдштейна. М., 1994.
  6. Соловьева Л.Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности // Дефектология. -- 1996. - № 6.
Опубликовано: 10.05.2017