Приемы активизации работы педагогов с родителями

Конференция: Современные формы работы с родителями в ДОУ

Автор: Кугергина Галина Анатольевна

Организация: МДОБУ «Руэмский детский сад «Лесная сказка»

Населенный пункт: Республика Марий Эл, п. Руэм

Цель: Расширение и уточнение знаний педагогов о современных формах работы с родителями в ДОУ.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» написано

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте»

Для мыслящих людей разных исторических эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Поэтому и педагогика нравственного воспитания подрастающих поколений имеет большую историю, истоки её идей кроются в трудах Конфуция ("Беседы и суждения"), Платона ("Государство"), Аристотеля ("Никомаховая этика").

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения. Но на нравственные качества человека сейчас мало обращают внимания. Главное – чего человек добился, а как он это сделал – лучше не знать… Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

Это всё - знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств - и составляет понятие нравственность. Без неё человек не может жить среди других людей.

Нравственное воспитание детей проблема очень важная и без поддержки родителей, ее решить невозможно.

Родители — именно те люди, которые первыми начинают обозначать малышу нормы и границы дозволенного и запретного, приемлемого и недопустимого. Поскольку начинаются эти процессы очень рано, когда ребенок впитывает как губка все, что увидел, услышал, пережил, родительское влияние в раннем возрасте невероятно сильно и глубоко оседает в детском опыте.

Как говорит народная мудрость: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

Эта работа очень сложная, но важная.

А получается ли так на самом деле?

  1. На мгновение представим себе следующую картину.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование, в котором мы обо всем рассказали. А педагоги могут ответить: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!»

Согласитесь, картина получилась безрадостная ... И конечно так не должно быть. Однако трудностей в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно или даже пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка.

Но ведь у педагогов и родителей одна цель, единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями и конечно же, хорошо воспитанными.

И многие из родителей хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.

Семья и детский сад в условиях реализации ФГОС ДО – два общественных института, которые стоят у источников нашего будущего, но зачастую, не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами, хочется, чтобы эти две стороны услышали и поняли друг друга.

В нашем детском саду много делается для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей. Детский сад для детей. А сделать так, чтобы детям было хорошо в нем – наша общая с родителями задача.

Конкурс на «Лучший участок» - наглядное подтверждение сотрудничества с родителями. На участках появились интересные постройки, сказочные персонажи,

Успех общения зависит от желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом, равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию.

Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Ведущая роль в организации такого продуктивного общения, конечно, принадлежит воспитателю.

И чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников».

В содержание профессиональной компетентности входят:

  • личностные качества и установки (личностный компонент);
  • знания (содержательный компонент);
  • умения и навыки (деятельностный компонент).

Составляющими личностного компонента являются:

  • Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность...
  • Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями
  • Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями
  • Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников.

 

Содержательный компонент включает в себя знания:

  • о семье, об особенностях семейного воспитания
  • о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания
  • о методах изучения семьи
  • о современных формах организации общения
  • о методах активизации родителей.

Составляющие деятельностного компонента – это:

  • Владение методами изучения семьи
  • Умение преодолевать психологические барьеры общения
  • Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье
  • Умение ориентироваться в информации
  • Умение конструировать программу деятельности с родителями
  • Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями
  • Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.

Иногда, конечно бывает, когда хочется просто сказать, люди, давайте будем добрее.

Формы работы с родителями: Традиционные и нетрадиционные.

К традиционным формам работы принято относить:

  • консультации
  • беседы (индивидуальные, подгрупповые, групповые)
  • групповые родительские собрания
  • общие родительские собрания
  • книжки-раскладушки и др.

 

Нетрадиционные формы работы с родителями:

  • тематические выставки
  • семейные встречи (секреты семейного воспитания)
  • деловые игры
  • КВНы, мастер-классы
  • круглый стол
  • конкурс семейных талантов
  • смотры-конкурсы
  • совместные прогулки, экскурсии
  • открытые мероприятия и др.

Наша задача – информировать родителей о педагогической и воспитательной работе, найти в них союзников и единомышленников и вместе идти к общей цели: создание условий для формирования всесторонне развитой, гармоничной личности ребенка-дошкольника.

Таким образом, педагог с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников – это

педагог который, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Но над профессиональной компетентностью педагога в общении с родителями нужно постоянно работать. Нужно уметь видеть причины возникающих затруднений – и не только в родителях, но и в себе.

Для примера предлагаю решить две педагогические ситуации.

Решение педагогических ситуаций. Ситуация 1

За Димой в детский сад пришла мама. Он радостно ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!»

Мама: Почему у тебя вся одежда мокрая?

Дима: Воспитательница сказала, что очень старался.

Мама: Сколько раз тебе говорить – клади штаны и варежки на батарею!

Дима: Я ещё дома попробую такую птичку сделать

Мама: Вот теперь пойдёшь в мокром.

Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться.

? В чём мама допускает ошибку? Как бы Вы поступили на её месте?

Решение. гаснет интерес, желание делиться своими переживаниями, не доводит до конца начатое дело; словесный стимул. Надо дать понять значимость его труда для других; заочное поощрение: я знаю, что ты сможешь; будьте рядом с ребёнком, а не над , объяснитесь с ним на равных)

 

Ситуация 2. Лена (3 года 5 мес) под руководством мамы учится одевать и раздевать куклу, укачивать и укладывать ее в кроватку. Девочка точно выполняет эти действия, но только по указанию мамы и в ее присутствии.

Мама Нины (3 года 6 мес), показывая девочке способы действия с куклой, обращает внимание дочери на то, какая мама заботливая, добрая, внимательная, как любит свою дочку. Она говорит, что так поступают все мамы. Предлагая Нине поиграть одной, она просит дочь уложить куклу в постель, как это делает заботливая мама.

?Рассмотрев данные ситуации, опр-те, у кого из детей скорее сформ-ся игра как деятельность.

Решение. У Нины формирование игры как деятельности будет проходить быстрее, так как у нее шло создание не только игровых действий, как таковых, но была вызвана потребность в доступной для нее форме выполнять функции мамы.

У Лены этого не произошло, так как требования мамы выполнялись строго под ее руководством. Действия не формировали образа мамы и не вызывали у девочки потребности играть “в маму”.

Порою привлечь родителей к какому-то вопросу или делу бывает сложно. Для этого есть некоторые приемы.

Упражнение для всей аудитории педагогов «Подбери аргумент».

Тема: «Убеждение папы для принятия участия в строительстве снежной горки»

Один из аргументов, который вы можете использовать – аргумент, дающий своего рода психологическое удовлетворение, поскольку он апеллирует к позитивным ожиданиям. Его часто используют продавцы одежды и косметики:

- Выйдите в этом платье, Вас никто не узнает или муж потеряет дар речи или все Вас будут путать с дочерью и т. п.

А теперь представьте, папа неохотно беседует с Вами на тему зимних построек. Вам необходимо его уговорить, описывая благополучный исход событий после его нелёгкого труда.

Пример:

- Сын будет гордиться Вами. Все папы другой группы обзавидуются. Мы с Вашей горкой ещё победим в конкурсе зимних построек. Дети всю зиму будут Вас вспоминать. Заведующая обязательно отметит Ваше участие достойной наградой и т. п.

За каждый предлагаемый вариант - буклет по работе с родителями.

Вопрос к аудитории:

- Какой метод Вашей активизации я использовала? (Стимулирования)

Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию.

Работа с группой коллег, у кого собственные дети посещают дошкольное учреждение.

Упражнение «Идеальный воспитатель».

Цель: разъяснить родителям, что главные и первые воспитатели – это они сами.

- Уважаемые родители, представьте себе идеального воспитателя для своего ребёнка. Какими важными качествами он должен обладать?

Все эти критерии изложите, пожалуйста, в списке столбиком.

У кого из Вас список будет полнее, тот получит приз. У Вас целая минута.

- Какой приём метода стимулирования я сейчас использую в работе с родителями? (соревнование)

Соревнование – это стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям.

Вручается приз тому, у кого полнее список.

Поощрение – сигнал о состоявшемся самоутверждении.

Зачитывается список призёра.

- Для ребёнка первые воспитатели - это родители. Вы сами соответствуете этим критериям?

Упражнение «Подтверди свою любовь к ребёнку».

Цель: побуждение к самоконтролю, активизация родителей к желанию помочь своему ребёнку.

- Уважаемые родители, Вы любите своего ребёнка? Прошу подтвердить это в своей расписке. После слова «расписка» нужно красиво и понятно написать «Я очень люблю своего ребёнка» левой рукой (музыка) .

- Какие ощущения возникли во время заполнения расписки?

Вывод: у ребёнка тоже есть несформированные навыки, также как и Вам, ему трудно учиться новому. Ему очень необходима Ваша помощь и поддержка.

Итог

- При использовании различных методов на практике могут быть очень полезными следующие выводы:

  1. Ни один отдельно взятый метод не может дать результата в полном объёме.
  2. Ни один из методов не является универсальным и, потому хороших результатов можно добиться при использовании не просто нескольких, а целого ряда методов.
  3. Каждому замочку нужен свой ключик. Методы убеждения и аргументы, сработавшие в разговоре с одними родителями, могут не привести к ожидаемому результату в разговоре с другими.

Не победить, а убедить – вот что достойно славы!

«Упражнения на развитие коммуникативной компетентности педагогов»

В общении с родителями важное значение имеет все: поза, жесты, мимика, интонация, умение слушать и главное слышать, правильно задать вопрос, передать сообщение.

Вашему вниманию предлагается упражнение «Произнесите текст: «Зайку бросила хозяйка…»

Нескольким участникам предлагается прочесть стихотворение «Зайку бросила хозяйка…» разными способами:

1. Шепотом.
2. С максимальной громкостью.
3. Мягким, успокаивающим голосом

4. Как будто у вас во рту горячая картошка.
5. Как маленькая девочка.

6. Властно, жестко.

После прочтения слушателям предлагается ответить на вопрос:

- Какое сообщение воспринималось вами легче? Почему? (по каким причинам)

Таким образом, правильно подобранная интонация положительно влияет на восприятие собеседником информации, и даже, по мнению психологов, способствует её запоминанию.

Для человека очень важно, чтобы его слушали, слышали и понимали, и если мы научимся быть хорошими слушателями, успех в общении нам обеспечен. Эффективность общения во многом зависит от умения правильно поставить вопрос.

Вопросы бывают открытые и закрытые.

Открытые
призваны помочь слушателю
прояснить ситуацию

Закрытые
лишь подразумевают ответы
“да” или “нет”

Как стоит задавать родителям вопросы? (индивидуальные? Вопросы для всех?) С какого обращения к взрослому человеку лучше начать?) Скажите пожалуйста.. Будьте так любезны ответьте. Извините, вы не могли бы нам помочь? (решить такую ситуацию) вы не подскажите, почему сегодня…

Ещё одну возможность познакомиться с семьей, установить контакт с родителями, выработать какие-то эффективные решения возможных проблем дают родительские собрания. Организованные в форме зачитывания каких-то непонятных большинству родителей научных докладов, они не представляют для них никакого интереса. Практика показывает, что более эффективными, и наиболее интересными для родителей, в последнее время становятся нетрадиционные родительские собрания. Но чтобы собрание стало полезным и интересным, педагоги могут использовать методы активизации внимания родителей к проблемам семейного воспитания.

Диспут, дискуссия, «круглый стол», «ток-шоу» предполагают обращение к проблемным темам, вызывающим противоречивые суждения родителей. Формулировки тем должны быть «острыми», «задевающими за живое». Например: «Бесконфликтное общение с ребенком миф или реальность?», «Всегда ли родитель прав?», «Почему ребенок лжет?». На подготовительном этапе формируются вопросы, список литературы, статьи из газет и журналов по теме обсуждения, хорошо провести интервьюирование, анкетирование.

Родительское собрание в форме деловой игры, аукциона предполагает формирование групп участников, распределение игровых ролей, поиск варианта решения проблемы, предъявление результатов, выявления наиболее продуктивных решений.

Родительские собрания- конференции, мастер-класс являются формой предъявления результатов семейного воспитания, где активными участниками становятся семьи, имеющий положительный опыт.

Собрание в форме семинара-практикума не только знакомит родителей с какими – то понятиями, но и обучает специальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике.

Собрания-конкурсы, собрания-КВН предполагают демонстрацию родителями своих успехов и достижений в различных областях посредством выполнения творческих заданий.

Литературная газета. Интересная форма работы, объединяющая семью и детский сад. Цель – показать творческие возможности педагогов, детей и родителей. Все участники пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, делают рисунки.

Какую бы форму организации работы с родителями вы не выбрали, наша основная цель – сделать ее нескучной, полезной, помогающей установить отношения сотрудничества между участниками воспитательно-образовательного процесса (педагогами и родителями).

Правильное нравственное воспитание ребенка немыслимо, если взрослые не интересуются его поведением, если они не осуждают дурных поступков и не поощряют хороших. В таких случаях нравственный опыт детей складывается с трудом, общепринятые нормы поведения усваиваются медленно, у детей нет стимула, побуждающего к хорошим поступкам.

Именно оценка взрослого помогает ребенку осознать, что хорошо в его поступках, а что плохо и почему. Оценка позволяет утвердиться в достигнутом и в следующий раз быть более внимательным, общительным, послушным, вежливым.

Оценивая поведение ребенка, вы всегда должны иметь в виду, прежде всего, конкретный поступок. Когда малыш ведет себя плохо, нельзя закрывать на это глаза, потому что в других случаях (и гораздо чаще) он совсем другой.

Но в целом следует помнить: только гуманный и оптимистический характер оценок помогает воспитать у детей доброжелательность, вежливость, симпатию друг к другу, к взрослым, бережное отношение к вещам, любовь к животным и многие другие ценные качества характера.

Слайд шоу. Из жизни детского сада

Спасибо за внимание и всего доброго!
 

Используемая литература:

  1. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. Изд. Творческий центр «Сфера», М., 2004.
  1. Волобуева Л.М., Мирко И.А. Активные методы обучения в методической работе. / Управление ДОУ, № 6, 2006.
  2. Голицына Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном учреждении. Изд. «Скрипторий 2003», М., 2005.
  3. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. Изд. «Новая школа», М., 1995.
  4. Зебзеева В., Байкова Г., Мартынова С. Активные методы обучения на методических объединениях. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2008.

 

Опубликовано: 16.05.2017