Физкультурное развитие и оздоровление детей в условиях реализации ФГОС ДО

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Кушнова Жанна Петровна

Организация: МБДОУ ЦРР-ДС №15 «Берёзка»

Населенный пункт: Краснодарский край, пгт. Ильского МО Северский район

Современные условия жизни требуют от человека мобильности, гибкости, быстрой адаптации в изменяющихся условиях жизнедеятельности, насыщенных стрессовыми и кризисными ситуациями, для чего необходим повышенный уровень психических, интеллектуальных и физических возможностей, четкая система ценностных ориентаций, т.е. наличие в достаточной степени всех компонентов здоровья: нравственного, психического и физического.

В этой связи роль физического развития, оздоровление, сохранение и укрепление здоровья наиболее значимы. И детский сад как первая ступень общего образования также определяет эти задачи приоритетными.

Мы хотим представить вам систему организации работы по физическому развитию и оздоровлению детей в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), сложившуюся в нашей дошкольной организации.

Одним из важнейших компонентов реализации стандарта является создание оптимальных и комфортных условий пребывания воспитанников дошкольной организации, создание развивающей предметно-пространственной среды: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и конечно безопасной.

В нашей организации создана комфортная, здоровьесберегающая и игровая среда, как в помещении, так и на территории, в которой каждый участник педагогического процесса может реализовать свои возможности: сохранять свое здоровье, заниматься физкультурой и спортом, развивать индивидуальные способности, склонности, самостоятельность.

Созданные условия, отвечают современным требованиям технической оснащенности и безопасной эксплуатации оборудования. Физкультурно- оздоровительный блок нашей дошкольной организации включает:

  • физкультурный зал, где проводятся занятия с детьми общей физкультурной группы;
  • физкультурный зал для занятий корригирующей гимнастикой и занятий с использованием тренажеров с детьми подготовительной физкультурной группы;
  • комната психологической разгрузки и релаксации;

Разнообразное современное стандартное спортивное оборудование дополняет нетрадиционное, выполненное руками педагогов, родителей и детей, что помогает разнообразить учебную деятельность, активизировать и стимулировать детей.

На территории имеется:

  • стадион, общей площадью 300 кв.м., оборудованный беговой дорожкой с полиуретановым покрытием;
  • спортивный комплекс, маты для страховки;
  • щиты для метания,
  • прыжковая яма;
  • бумы с разной шириной доски;
  • баскетбольные кольца;
  • футбольные ворота;
  • волейбольная сетка;
  • мячи к спортивным играм;
  • крытый спортивный теневик позволяет проводить занятия в любое время года с учетом региональных особенностей Краснодарского края, который также укомплектован всем необходимым оборудованием.

Спортивные атрибуты мобильные, переносные, это позволяет использовать их как в зале, так и на улице.

Одной из важнейших задач стандарта дошкольного образования является повышение уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций и повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Эффективность образовательного процесса по физической культуре определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в дошкольном учреждении, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и взаимодействием всех субъектов образовательного процесса: инструктора по физическому воспитанию, воспитателей, специалистов, ребенка, родителей.

Наши специалисты, осуществляющие работу по физическому воспитанию и оздоровлению детей, владеют достаточно большим объемом психологических знаний и обладают теми компетенциями, которые заложены в данном стандарте. Педагоги сосредоточены на ребенке, независимо от особенностей его развития, здоровья, мировосприятия и т.п. При взаимодействии с детьми, мы стараемся занять роль посредника и намеренно приглушаем свою субъективность в пользу ребенка. Поддерживаем самостоятельность, поощряем активность, любознательность, инициативность детей, все эти условия помогают нам построить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями.

Непосредственно-образовательную деятельность по физическому воспитанию мы строим на принципах демократизации, гуманизации, педагогики сотрудничества, личностного и деятельностного подходов, оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Учитывая, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры (дошкольник- ребёнок играющий), мы

не допускаем переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь наших воспитанников.

В стандарте в качестве ведущих мы выделили следующие задачи:

  • сохранение здоровья воспитанников;
  • оптимизация учебного процесса;
  • разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий;
  • формирование ценности здоровья и здорового образа жизни с раннего возраста.

Так как, у дошкольников ведущий вид деятельности – игра, поэтому использование игровых технологий в приоритете организации занятий.

С помощью игровых технологий мы формируем у детей устойчивый интерес к движению, а также добиваемся высокого уровня двигательной активности каждого ребенка на физкультурном занятии, даем возможность детям самореализоваться, проявить двигательное творчество. Все это помогает сохранить и укрепить здоровье дошкольников.

Решая задачи по использованию игровых технологий в непосредственно – образовательной деятельности по физкультуре, мы

  • разработали алгоритм физкультурных занятий с использованием игровых технологий;
  • определили наиболее оптимальные педагогические условия для реализации игровых технологий в НОД по физкультуре;
  • экспериментально проверили эффективность применения игровой технологии в физическом воспитании.

Сначала мы изучили методическую литературу по теме, проанализировали программы и технологии по физическому воспитанию, здоровьесберегающую среду, определили перспективы работы.

Далее мы

  1. Разработали перспективный план и конспекты физкультурных занятий с использованием игровых технологий.
  2. Апробировали разработанные занятия с детьми (традиционные и с использованием игровой технологии на заданную тематику).
  3. Провели медико-педагогический контроль проведенной НОД по физической культуре.

Проведя сравнительный анализ традиционных и новых разработанных занятий, мы определили перспективу работы в дальнейшем.

Благодаря тесному взаимодействию с воспитателями групп, которые организуют работу в повседневной жизни, осуществляем индивидуально-дифференцированный подход к детям: как к имеющим проблемы в здоровье и развитии, так и к одаренным. Без такого взаимосотрудничества немыслимо проведение физкультурных занятий с использованием игровых технологий в целях здоровьесбережения.

На занятиях нового типа при выполнении заданий вводной части команды сопровождаются художественным словом (речь педагога или аудиозаписи), вместо общеразвивающих упражнений используется ритмическая гимнастика под музыку или игровые упражнения с нетрадиционным физкультурным оборудованием, игровой стрейтчинг.

Сюрпризный момент, по нашему мнению, является обязательным приемом на таких занятиях и создает радостную и позитивную атмосферу.

В заключительной части мы активно используем корригирующую гимнастику, игровой массаж или самомассаж, гимнастику для глаз или дыхательную гимнастику, релаксацию, это снимает напряжение и тревожность у детей, тем самым осуществляется психологический комфорт.

Использование карточек-схем или мнематаблиц воспитывает самостоятельность и проявление детьми двигательного творчества.
Данные занятия способствуют привлечению детей к оценочной деятельности - самоанализу выполненных заданий с помощью фишек.

Прием рефлексии обеспечивает самооценку состояния ребенка после занятия. Если ребенок приносит грустный смайлик, то после физкультурного занятия обязательно выясняется причина этого и намечается коррекционная работа с ним.

Отличием данных занятий от традиционных является:

  • выбор основных видов движений самим ребенком (зависит от пола ребенка, от уровня его двигательной активности и предпочтений);
  • способ организации детей – индивидуальный, возможно подгрупповой или с учётом гендерного подхода;
  • дозировка регулируется самим ребенком, но под контролем педагога.

Преимущества ООД с использованием игровых технологий в целях здоровьесбережения по сравнению с традиционными занятиями состоят в том, что:

  • повышается двигательная активность и степень участия в занятии каждого ребенка;
  • у старших дошкольников формируется устойчивый интерес к двигательной активности, развивается двигательное творчество;
  • ненавязчиво формируется культура здоровья, которая позволяет ребёнку творить самого себя в той деятельности, которая приносит ему наибольшее удовлетворение и удовольствие;
  • физическая нагрузка воспринимается детьми легко и с интересом (они не испытывают усталости);
  • создается и поддерживается оптимальный психологический комфорт, воспитывается чувство коллективизма.

ООД с использованием игровой технологии обеспечивает:

  • гарантированность и успешность результатов разных детей;
  • оздоровление детского организма и психологический комфорт;
  • обогащение здоровьесберегающей среды и пространства;
  • большую подготовку и предварительную работу с детьми;
  • высокую активность родителей в вопросах физического воспитания;

Это доказывает, что применение игровых технологий в физическом воспитании как средства здоровьесбережения неоспоримо, т.к. оказывает благотворное влияние на оздоровление детского организма.

Одной из организованных форм проведения ООД по физической культуре, которая способствует воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений, по нашему мнению, являются сюжетные занятия.

В отличие от занятий, проводимых в традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены сюжету. Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения движений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.

Идея сюжетного занятия в принципе не нова. Однако, к недостаткам многих сюжетных занятий, можно отнести низкую моторную плотность, излишнее подчинение упражнений сюжету. Поэтому при разработке сюжетных физкультурных занятий мы стараемся избежать отмеченных выше недостатков.

Разработанные нами занятия направлены на решение следующих задач:

  • укрепление здоровья детей;
  • совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств;
  • повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности;
  • развитие психических способностей и эмоциональной сферы;
  • развитие коммуникативных свойств личности.

Структуру занятия, мы строим в соответствии с функциональными возможностями каждого ребенка, особенностями его внимания, памяти, утомляемости, с индивидуальными потребностями. Дошкольник не может сразу включиться в деятельность, как, впрочем, и сразу выйти из нее, переключиться на игру или что- то иное. Ему нужно время, чтобы понять, настроиться и войти в рабочее состояние, поэтому занятия мы проводим преимущественно в игровой форме. Применяя методику использования сюжетно – игровых занятий в развитии основных движений и формировании привычки к здоровому образу жизни позволяет значительно повысить эффективность процесса физического и психологического развития детей.

Мы используем сюжетное занятие как одну из организованных форм оздоровительной работы, которая способствует воспитанию интереса у детей к процессу выполнения физических упражнений. Использование приемов имитации, вкрапление эвристического образа, и подражания, образных сравнений, которые соответствуют психическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения движений, способствует индивидуальному и творческому раскрытию ребенка, развивает воображение, мышление, познавательную активность, главное, значительно увеличивает мотивацию к выполнению задания и обеспечивает успешность. В процессе игровых занятий, путешествуя с героями сказок и мультфильмов, перевоплощаясь в зверушек, птичек, играя и наслаждаясь движениями, дошкольники приобретают привычку вести здоровый образ жизни и овладевают основными умениями.

Для ребенка нужны игры, через которые он сможет учиться и знакомиться с окружающим миром.

В завершении занятия мы проводим упражнения на развитие эмоционально – личностной сферы ребенка, повышение самооценки и обучение детей навыкам самоконтроля своей деятельности и умений.

Тесное взаимодействие со всеми специалистами нашей дошкольной организации, через разнообразные виды деятельности, помогают нашим воспитанникам расширить возможности развития личностного потенциала.

Совместные занятия с учителем – логопедом помогают детям разучить пальчиковую гимнастику, дыхательные упражнения, развивать мелкую моторику, согласованность речи и движений.

Физкультурно – музыкальные мероприятия позволяют развивать творческий потенциал, приобщают к семейным традициям, формируют нравственно – патриотические чувства.

Занятия с педагогом – психологом помогает адаптироваться к условиям детского сада, минимизировать риски кризисов возрастного развития ребенка.

Одним из самых важных и ближайших партнеров являются родители наших воспитанников. Семье по праву отводится особая роль в воспитании и развитии ребенка. Именно в семье создается особый микроклимат, благодаря которому у ребенка с первых лет жизни формируются отношения к себе, к своему здоровью.

Детский сад и семья - две основные социальные структуры, которые в основном и определяют состояние здоровья ребенка.

Активное привлечение родителей к участию в совместном отдыхе формирует интерес и положительное отношение дошкольников к регулярным занятиям физкультурой и спортом, прививает правила культуры поведения и межличностного общения, воспитывает бережное отношение к здоровью, способствует формированию спортивных семейных традиций. Такое сотрудничество дает нам возможность дополнять и оптимизировать усилия родителей по физическому воспитанию и развитию детей. Ведь ни одна физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если не реализуется совместно с семьей, если не создано детско - взрослое сообщество (дети-родители-педагоги).

Мы подробно знакомим родителей с мероприятиями по формированию здорового образа жизни детей, проводимыми в детском саду, показываем условия детского сада для проведения физкультурно- оздоровительной работы. На родительских собраниях, совместно со специалистами, обсуждаем вопросы о важности движения, правильного питания, сна, о специальных процедурах, чтобы повысить устойчивость организма к заболеваниям, к неблагоприятным факторам и повысить иммунитет организма ребенка.

Конечно же, ничто так не сближает родителей, детей и педагогов, как совместные праздники. Поэтому мы проводим различные физкультурно-спортивные мероприятия. Всегда весело и задорно проходят развлечения, веселые соревнования, досуги и игры. Эти мероприятия помогают взрослым раскрепоститься, более непринужденно общаться между собой и с воспитателями. Родители имеют возможность наблюдать своего ребенка среди сверстников. Дети же испытывают радость и гордость от того, что их мамы и папы пришли на праздник не просто посмотреть, но и повеселиться вместе с ними.

Совместные досуги и праздники дают всем положительные эмоции и приятные воспоминания.

В нашей работе мы активно применяем проектную деятельность, как современный способ организации образовательного процесса, в котором задействованы все участники этого процесса (дети, родители, педагоги, сотрудники ДО).

Успешно реализованы такие проекты как: «Мама и я – лучшие друзья», «Вперед к Олимпиаде», «К космическим просторам», «Папа, мама, я - спортивная семья», «Спортивные мероприятия, посвященные Дню семьи, любви и верности «СИМВОЛ СЕМЬИ - ЛЮБОВЬ»».

И дети, и родители активные участники проектов, они вместе с инструктором по ФК тренируются: развивают силу, ловкость, выносливость, знакомятся с видами спорта, участвуют в соревнованиях. Вместе с воспитателями проводят беседы, диспуты, круглые столы, участвуют в создании презентаций. С родителями выполняют утреннюю гимнастику, ходят в походы, изготавливают атрибуты, поделки, рисуют плакаты, листовки, т. п. Выстроенная единая система работы, способствует всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков и умений наших детей.

Так как требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования, у наших выпускников сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Дети самостоятельно выполняют доступные его возрасту гигиенические процедуры, соблюдают элементарные правила здорового образа жизни.

Мы педагоги, специалисты строим воспитательно-образовательный процесс в нашем детском саду с учетом новых передовых технологий, потому что современная система дошкольного образования работает в режиме инноваций. И сегодня перед нами стоит нелегкая задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

Осознавая всю сложность поставленных задач, мы оптимистично прогнозируемрезультаты совместных усилий и надеемся, что наша работа поможет специалистам дошкольных образовательных учреждений совместно с родителями растить детей умными и здоровыми.

 

Литература:

Интернет - ресурсы

 

 

 

 

Опубликовано: 10.06.2017