Влияние современных интерактивных технологий на развитие познавательной активности дошкольников

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Цалко Милана Алексеевна

Организация: МАДОУ ЦРР- детский сад №71

Населенный пункт: Московская область, г. Одинцово

Введение

Повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет иначе рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 20) говорится, что в образовательных организациях осуществляется инновационная деятельность «в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики РФ в сфере образования». Инновационная деятельность в образовательной организации направлена на «разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий». Поэтому актуальным на сегодняшний день становится эффективное использование интерактивных технологий в детских садах.

Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение интерактивных технологий в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение интерактивных технологий в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные интерактивные технологии, повышая качество обучения, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.

В-третьих, активное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания обновленной системы образования и процессу реформирования традиционной системы воспитания и обучения дошкольников. В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и производства без интерактивных технологий. К набору существенных преимуществ использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями необходимо отнести следующее:

1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука позволяет воссоздавать реальный предмет или явление;

2. Использование компьютера позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению;

3. ИКТ вовлекают детей в воспитательно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности;

4. Обучение с применением компьютера способствует формированию у детей рефлексии.

Цель: использование интерактивных технологий для активизации познавательной активности и развития психических познавательных процессов детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Повышать познавательную активность детей.
  2. Способствовать развитию психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, разных видов мышления.
  3. Формировать основы информационной культуры личности
  4. Повышать мотивацию детей во время НОД.

 

 

 

  1. Интерактивные технологии в образовательном процессе

Использование интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОО предполагает наличие интерактивного оборудования. В нашем дошкольном образовательном учреждении интерактивное оборудование представлено компьютерами, интерактивными досками, мультимедийным оборудованием.

Интерактивная доска – универсальный инструмент, позволяющий сделать занятие с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными.

К преимуществам интерактивного оборудования в ДОО можно также отнести:

Интерактивные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под этим подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин — «компьютерная технология обучения». Целью компьютерных технологий является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

При применении информационно-коммуникационных технологий нельзя забывать о здоровьесберегающих технологиях, использование технических средств воспитания надо ограничивать временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей.

 

2 . Роль педагога в проектировании образовательных интерактивных технологий

Внедрение интерактивных технологий в учебно-воспитательный процесс влечет за собой необходимость формирования ИКТ - компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль воспитуемого.

Материал для работы с интерактивным оборудованием тщательно подбирается педагогами в соответствии с возрастом детей и выстраивается по перспективному тематическому плану.

Для создания интерактивных игр достаточно владеть элементами компьютерной грамотности: начальными знаниями устройства компьютера, умением работать в программах: Word, PowerPoint, практикой работы в Интернете (для поиска изображений и обучающих программ).

Для того, чтобы эффективно проводить занятия с использованием интерактивной доски нами был разработан алгоритм, следуя которому воспитатель может успешно подготовиться к занятию с использованием интерактивной доски.

Алгоритм создания интерактивных игр:

Поэтому мы решили использовать интерактивные технологии на занятиях с детьми дошкольного возраста для повышения познавательной активности.

Для реализации поставленных задач определили основные направления работы с детьми дошкольного возраста по применению интерактивных технологий:

  1. Первичная диагностика уровня сформированности познавательной активности и развития психических познавательных процессов детей дошкольного возраста.
  2. Использование проектора и экрана для показа презентаций, слайдов, клипов и видеофрагментов во время НОД.
  3. Использование интерактивной доски.
  4. Повторная диагностика уровня познавательной активности и развития психических познавательных процессов детей дошкольного возраста.

При организации и проведении непосредственно образовательной и совместной деятельности с использованием интерактивных технологий в развитии детей дошкольного возраста существуют несколько методических и технологических особенностей:

  1. Этап – погружение ребенка в сюжет непосредственно образовательной деятельности путем создания игровой мотивации, период подготовки — через развивающие беседы, которые помогут справиться с поставленной задачей;
  2. Этап – основной. Психические процессы у ребенка включаются в деятельность: восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение;
  3. Этап – заключительный: необходим для снятия зрительного напряжения. Гимнастика для глаз, упражнения для снятия мышечного и нервного напряжений (физкультурные минутки, точечный массаж, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

Игры с применением интерактивного оборудования снимают проблему перехода от игровой деятельности к учебной, повышают мотивацию к процессу познания, развивают творческие способности, создают благоприятный эмоциональный фон. Интерактивная дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Интерактивные дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, который направляет активность детей в определенное русло.

Интерактивная дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной задачи и дает дошкольникам моральное и умственное удовлетворение. Для педагога результат игры всегда является показателем уровня достижений детей, или усвоения знаний, или их применения.

Первые опыты применения интерактивных технологий в практике работы позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников данный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:

Построение занятий с применением ситуаций с целью поддержания познавательной инициативы ребенка, ведет к развитию его познавательной активности.

Наиболее адекватными для развития всех компонентов познавательной активности являются занятия с ситуациями, в которых взрослый показывает ребенку различные способы обращения с материалом и стимулирует его к поиску новых возможностей действия.

Таким образом, используя различные формы занятий с применением интерактивных технологий, можно целенаправленно развивать познавательную активность у детей дошкольного возраста.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интерактивное оборудование является эффективным техническим средством, с помощью которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие дети охотно играют.

Эффективность обучения ИКТ в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.

Таким образом, использование современных информационных технологий дошкольниками является эффективным средством воспитания и развития у них творческих способностей, формирования их личности, обогащения интеллектуальной сферы, развития познавательных процессов.

Основываясь на личном опыте можно сказать, что применение интерактивных технологий в коррекционно-образовательном процессе в сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ. Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение интерактивных технологий активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста. Это подтверждают результаты итоговой диагностики.

 

Список литературы

  1. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. А. Панкова. М.: Айрис-пресс, 2008 — 208с.
  2. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст]: Учеб. — метод. пособие / Киселева Л.С. 2010 — 242с.
  3. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст]: Учеб.— метод. пособие / Горвиц Ю.М. М, 1998 — 12с. 4. Комарова Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании [Текст]: Учеб.—метод. пособие / Комарова Т.С. М, 2011 — 44с.
  4. Новосёлова С. Л. Компьютерный мир дошкольника [Текст]: учеб. для вузов / Новосёлова С. Л. М.: Новая школа, 1997 — с. 39-41
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: ФГОС ДО—2013.Введ.2013—17—10—М.: Изд-во «Просвещение», 2013.

 

Опубликовано: 16.10.2017