Сказка как одно из эффективных средств развития речи дошкольников

Конференция: Современные технологии в обучении детей с ОВЗ

Автор: Янышевская Ирина Владимировна

Организация: ГБОУ «Школа № 1353»

Населенный пункт: г. Москва

Одним из средств эффективного развития речи детей мы можем назвать сказку. Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказку как средство развития  речи детей дошкольного возраста. Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.

Крупнейший исследователь и собиратель сказки А.И. Никифоров написал несколько интересных работ, посвященных сказке как форме. Определение, данное Никифоровым, гласит: «Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением».

Это определение есть результат научного понимания сказки, выраженный в кратчайшей формуле. Здесь даны все основные признаки, характеризующие сказку.

Другой признак, установленный Никифоровым, состоит в том, что сказка рассказывается с целью развлечения. Она принадлежит к развлекательным жанрам. Сказка имеет преимущественно эстетические функции, она – художественный жанр по своим целям и отличается этим от всех видов обрядовой поэзии, которая имеет прикладное значение.

Признак развлекательности находится в связи с другим признаком сказки, выдвигаемым Никифоровым, а именно необычайностью события, составляющего содержание сказки. Необычайность понимается не только как необычайность фантастическая, но и как необычайность житейская, что дает возможность подводить под это определение и новеллистические сказки.

Последний признак, выдвигаемый Никифоровым, - специальное композиционно-стилистическое построение. Стиль и композицию мы можем объединить общим понятием поэтики и сказать, что сказка отличается специфической для нее поэтикой.

В.Я. Пропп сказал про сказку: «Универсальность сказки, ее повсюдность, столь же поразительна, как и ее бессмертие. Все виды литературы когда-нибудь отмирают. Между тем сказку понимают решительно все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы от одного народа к другому, и сохраняется в живом виде тысячелетиями. Это происходит потому, что сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности. Сказка поэтична, задушевна, красива и глубока ее правдивость, веселость, жизненность, сверкающее остроумие; в ней сочетается детская наивность с глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь».

Л.С. Выготский подчёркивает, что сказка помогает ребёнку понять сложные жизненные отношения; сказочные персонажи как бы освещают житейскую проблему своим образным и эмоциональным языком.

Сказка не оставляет равнодушным ни одного человека, а тайну, заключенную в сказке, ребенок чувствует. Сказка служит проводником, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

Сказка привносит разнообразие в жизнь детей, дарит им радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учиться играя.

Как показывает практика, на сегодняшний день у многих дошкольников к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует возрастной норме. В данном случае сказка является эффективным средством для устранения речевых проблемы. Сам процесс игры в сказку тесно связан со всеми разделами программы, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Игра в сказку - способствует активизации всех сторон речи детей: обогащения словаря, развития грамматического строя предложений, диалогической и монологической речи, совершенствованию звуковой стороны речи.

Работа со сказками может проводиться с использованием разнообразных организационных форм. Кроме чтения сказок, это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания.

Перед началом чтения детям сказки, с помощью музыки необходимо создать эмоциональный фон, выбирать комфортное место, вынести необычный предмет, создать соответствующую атмосферу. Сказка обязательно должна прочитана или рассказана эмоционально, после прочтения хорошо задать детям проблемные вопросы, дать творческие задания. Таким образом после прослушивания сказки вовлечь детей в действие, в игру, которые сопровождаются детскими высказываниями.

Дети, вспомнив знакомую сказку, ее героев, их проблемы, испытывают потребность играть в сказку, создавать с помощью подручных средств задуманный образ и выражать его вербальными и невербальными средствами.

Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий, развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками, обогащает словарь, активизирует речь, воздействует на все органы чувств.

Использование проблемных ситуаций побуждают дошкольников найти и использовать новые для себя средства и способы деятельности, учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения.

Творческие задания после прослушивания сказки   могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки).

Примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Репка".

Рассказать знакомую сказку по кругу.

Разыграть сказку. Дети распределяют роли.

Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.

Придумывание своей сказки "Капуста" (по аналогии).

Оформление книги "Наши сказки" (обложка, иллюстрации).

Изготовление из подручных материалов атрибутов для  игры.

Инсценировка придуманных сказок.

Продолжи сказку. Вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.

Нарисуй сказку. Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому).

Развитие  речи детей дошкольного возраста с использованием сказки, на наш взгляд должно занимать в дошкольном отделении одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.

Возможности сказки не ограничены и это позволяет «сказочно» развивать речь дошкольников разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

 

 

Список литературы

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: изд. центр «Академия», 2005. – 400с.- 30000 экз. – ISBN 576950521-4

2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: изд. центр «Академия», 2003. – 158с.- 30000 экз. – ISBN 5-7695-0391-2

3. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада [Текст] / В.В.Гербова.-М.: Просвещение, 2006. - 175с.- 10000 экз.

4. Комарова Т.С., Соломенникова О.А. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.- 96с.

5. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н.С. Карпинская.– М.: Педагогика, 2008.-400с.-300000экз.

6. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:  Просвещение,2002. -128 с., ил.

7. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. – М.: Просвещение, 2003.

8. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 2009.

9. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка [Текст] / М.Р.Львов.– М.: Просвещение,- 2009.-10000 экз.

10. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. – М., 2010.

11. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст] / А.И.Максаков.-– М.: Просвещение,- 2011. – 159с.

12. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М., 2005.

13.  Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / В.И.Рождественская, Е.И.Радина – М.: Просвещение, 2007.-432с.-20000 экз.

14. Сохин Ф.А. Психолого – педагогические основы развития речи дошкольников. Учебное пособие/ - 2- е изд.- М.:  Издательство Московского психолого- социального института: Воронеж: Издательство НПО « МОДЭК» 2009. – 224с

15. Метод научной педагогики Марии Монтессори. – Киев, 2011.

16. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст] / Н.В. Новоторцева.- Ярославль.: ТОО “Гринго”, 2005.- 240с.-35000 экз.- ISBN 5-88723-009-6

17. Петрова, Т.И. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду [Текст] / Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова.- М.: Школьная пресса, 2008.- 128с.- 15000 экз.- ISBN 5-9219-0142-3

18. Запорожца А.В. и Лисиной М.И.. Развитие общения у дошкольников (характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет) [Текст] / – М.: Педагогика, 2004.-336с.-20000 экз.

19. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 2000. – 223с.

20. Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / В.И.Рождественская, Е.И.Радина – М.: Просвещение, 2006.-432с.-20000 экз.

21. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду [Текст] / О.И.Соловьева.– М.: Просвещение, 2006.-176с.- 200000 экз.

22. Усова, А.П. Обучение в детском саду [Текст] / Под ред. А.В.Запорожца. – М.: Просвещение, 2011.- 400с.-30000экз.

23. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.-М.: Владос, 2004.- 288с.-10000 экз.- ISBN 5-691-00871-4

24. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста.[Текст] / Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев. – М.: Просвещение, 2004.-323с.-10000 экз.

25. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 2001.

26.  Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / Сост. Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская. – М.: Просвещение, 2001.-234 с.-10000 экз.

27. Хрестоматия по детской литературе / Сост. А.Л. Табенкина. – М.: Просвещение, 2002.

28. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.[Текст] / Под ред. В.В.Гербовой. – М.: Просвещение, 2011.-234с.

Опубликовано: 02.02.2018