Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Конференция: Здоровьесберегающие технологии по ФГОС ДО

Автор: Роганова Галина Николаевна

Организация: МБДОУ Детский сад №114

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Дзержинск

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Достигнуть высокого уровня всех видов здоровья значительно легче, если оно заложено в дошкольном детстве. Добиться решения этих задач позволяет активное использование в образовательном процессе ДОУ здоровьесберегающих технологий.

Современная система образования претерпела целый ряд изменений, выражающихся в пересмотре требований к содержанию образовательного процесса, применении новых педагогических инноваций , в том числе и здоровьесберегающих. Это требует от педагогов- дошкольников широты эрудиции, мобильности и активности, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям.

В настоящее время идет постоянный поиск новых и совершенствование старых форм, средств и методов оздоровления детей дошкольного возраста в условиях организованных детских коллективов. Роль детского сада на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми и сотрудничества с семьей дошкольное учреждение обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Цель здоровьесберегающих технологий — это становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно- ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

Естественно, основной целью образовательной работы в детском саду является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Для достижения данной цели коллективом нашего детского сада были определены следующие задачи:

  • создание здоровьесохранной развивающей среды в ДОУ;
  • повышение физической подготовленности детей через оптимизацию двигательной активности;
  • формирование у воспитанников, родителей, педагогов валеологической культуры, предпосылок здорового образа жизни;
  • формирование знаний основ безопасности жизнедеятельности, ответственности в деле сохранения собственного здоровья;
  • осуществление индивидуально‐дифференцированного подхода к организации лечебно‐профилактической и физкультурно‐оздоровительной работы.

Всю работу по решению данных задач мы разделили на лечебно‐профилактическую, физкультурно‐оздоровительную, познавательно‐валеологическую.

Лечебно‐профилактическая работа осуществляется через:

  • диагностику состояния здоровья.
  • организацию рационального питания (строгое выполнение натуральных норм питания, ежедневное введение в рацион овощей и фруктов, соблюдение питьевого режима, организация второго завтрака в летний оздоровительный период, гигиена питания, индивидуальный подход к детям во время приема пищи);
  • организацию оздоровительного режима (режим на теплое, холодное время года, на адаптационный период, на период каникул);
  • систему закаливающих мероприятий (облегченная одежда детей, воздушные и солнечные ванны, обширное умывание, обтирание, хождение по йодносолевой и рефлексогенной дорожке, босохождение);
  • вакцинопрофилактику (ежегодно проводится вакцинация против гриппа, туберкулеза);
  • строгое соблюдение санитарно‐гигиенических правил и норм, поддержание оптимального температурно‐влажностного режима, регулярное проветривание и кварцевание помещений;

Физкультурно‐оздоровительная работа с детьми в детском саду осуществляется в процессе:

  • диагностики уровня физического и психического развития детей;
  • физкультурных и музыкальных занятий;
  • физкультурных, музыкальных праздников, досугов;
  • подвижных игр;
  • экскурсий и прогулок, пеших походов;
  • оздоровительного бега;
  • различных видов гимнастики;
  • физкультминуток и динамических пауз на занятии;
  • приема на воздухе в теплое время года;
  • общественно‐полезного труда;
  • самостоятельной двигательной деятельности детей;
  • проведение совместных мероприятий с родителями.

Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.

Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни. Родители знают и понимают важность оздоровительных мероприятий, но более 80% не делают утреннюю гимнастику, не имеют дома элементарных спортивных снарядов, не посещают в выходные дни спортивные учреждения. Более 60% не соблюдают режим дня и питания. Основным профилактическим мероприятием в семье является вакцинация. Данное отношение родителей к вопросам здоровьесбережения напрямую влияет на здоровье детей. Знания родителей дошкольников о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями и в этой связи не реализуются в повседневной жизнедеятельности.

Для повышения грамотности родителей по сохранению здоровья детей мы поставили такие задачи:

  • обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-психологического климата;
  • оказать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка;
  • учесть пожелания родителей при составлении программ индивидуальной работы;
  • привлечь родителей к осуществлению воспитательного процесса, созданию здоровой среды;

Таким образом, организованная система работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников предполагает высокий уровень профессиональной компетенции педагогов детского сада. Так, в течение ряда лет в детском саду мы проводим методическую работу, включающую в себя различные формы. Это:

  • педсоветы («Укрепление здоровья детей», «Обеспечение безопасности жизнедеятельности педагогического и детского коллективов дошкольного образовательного учреждения»);
  • медико‐педагогические совещания («Формирование культурно‐гигиенических навыков – основа здоровья», «Организация двигательной активности детей раннего возраста»);
  • семинары («Формы и методы оздоровления детей в детском саду»);
  • консультации («Индивидуально‐диференцированный подход к развитию движений у детей младшего дошкольного возраста», «Режим – путь к здоровью» «Детям – о заболеваниях и их профилактике» и др.);
  • деловые игры («Правила поведения за столом»)
  • открытые просмотры режимных моментов с привлечением родителей (занятия: «Что такое хорошо, и что такое плохо?», «Правила поведения в природе», «Путешествие в страну здоровья», «Приключения в стране «Здоровье»» и др.).

Педагогический коллектив нашего детского сада ведет постоянный поиск новых и совершенствует старые формы, средства и методы оздоровления детей дошкольного возраста. Стало ежегодной традицией проводить в дни весенних каникул Неделю здоровья в детском саду. В ней принимают активное участие дети, родители, педагоги детского сада. В эти дни они с удовольствием принимают участие в спортивных праздниках, выставках, коллективных трудовых акциях, тематических беседах, играх; сопереживают героям кукольных спектаклей, демонстрируют свои знания в викторинах и конкурсах, расширяют свои знания по правилам безопасного поведения в быту и дорожного движения, заряжаются позитивной энергией .

Мы надеемся, что отлаженная система оздоровительной работы всего коллектива детского сада, поможет вырастить наших детей здоровыми, выносливыми, физически крепкими, а значит и основательно подготовленными ко второй ступени в жизни ребенка, т.е. к поступлению в первый класс.

Список литературы

  1. Авт.‐сост. А.К. Сундукова, Г.Н. Калатайнова, Е.В. Майгурова. Практический опыт здоровьесберегающей деятельности в ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008.
  2. Банникова Л.П. Программа оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / сост. Крылова Н.И. – Волгоград. Учитель, 2009.
  4. Под ред. Л.В. Кочетковой. Оздоровление детей в условиях детского сада – М.: ТЦ Сфера, 2007. Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3–7 лет: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая технология Под ред.В. В. Давыдова М, Педагогика, 2007г с.87
  6. Сан-Пин - редакция - "Санитарные правила и нормы". От 20.12 2010г. №164.
  7. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2007. с.96, 98,100.
  8. Волосникова Т. В. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения и родителей по оздоровлению детей // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - Т. 71. - № 1. - С. 31-35
  9. Ушакова В. Т. Сотрудничество с семьей в вопросах оздоровления дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2010. - N 8. - С. 55-56.
  10. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до школы». «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2015.

 

Опубликовано: 13.03.2018