Доклад на тему: «Современные подходы к проведению праздников в ДОУ»

Конференция: Современные подходы к реализации ФГОС ДО

Автор: Солодягина Надежда Сергеевна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 114»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Дзержинск

Введение

Какого события в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Все, что приносит радость, может стать праздником для ребенка.

В детстве, когда закладывается фундамент физического и психического здоровья, формируется внутренний мир личности , так важно, чтобы ребенок воспринимал и познавал мир сквозь призму радости, положительных эмоций, которые повышают его активность и любознательность, способствуют духовному росту.

Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Он должен войти в жизнь ребенка ярким событием и остаться в памяти надолго. Недаром говорят, что впечатления раннего детства самые сильные, незабываемые. Пожалуй, каждый, перелистывая страницы своей жизни в зрелом возрасте, не может не вспоминать радостного волнения, ожидание чего-то необычного, значительного и сказочного в преддверии детского праздника. Живут в памяти: смех, веселье, игры, песни, яркие костюмы, подарки . Многие унесли из детства любимую песню, игру, память о совместных переживаниях с друзьями, воспитателями, родными.

Праздники — это яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать...».

Кроме того, праздник – важное средство художественного воспитания. Здесь формируется вкус детей. Художественный музыкально-литературный материал, красочное оформление помещения, костюмов, способствует развитию у детей чувства прекрасного, красивого. Праздник – это торжество, которое объединяет людей общностью переживаний, эмоциональным настроем, создает то особое ощущение, которое мы называем праздничным.

Праздник — это нечто особенное и завораживающее для каждого ребенка. Дети ждут любого праздника с замиранием сердца, ведь праздник — это, прежде всего, торжество. Малыши не только с радостью наблюдают за происходящими празднествами, но и сами охотно принимают в них участие. Они активно развиваются, чувствуют свою причастность к празднику, налаживают дружеские отношения с коллективом и воспитателями, у детей развивается и укрепляется командный дух, появляется ощущение сплоченности коллектива. Именно здесь они узнают, как сочетать собственные удовольствия с выполнением обязательств, научатся совместной творческой деятельности, получат представления о том, что такое сценарии и правила, и, возможно, впервые проявят свои интересы и способности.

Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания. У дошкольников формируется дисциплинированность, культура поведения.

Разучивая песни, стихи, танцы у детей расширяется кругозор, развивается память, речь, воображение. Укрепляется и развивается детский организм, улучшается координация движений. Подготовка к праздникам и осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада.

Цель: создать условия для проведения праздников в ДОУ используя современные подходы.

Задачи:

  • проанализировать имеющуюся литературу по проблеме;
  • выявить значение праздников для развития детей;
  • определить особенности процесса подготовки и проведения праздников;
  • определить основные виды праздников в ДОУ
  • проследить взаимосвязь образовательных областей
  • провести работу с родителями по организации праздников

Предполагается использовать следующие методы исследования:

  • Анализ литературы по проблеме;
  • Наблюдение за процессом проведения праздника;
  • Беседы с воспитателями, родителями;
  • анкетирование родителей

I Праздник в детском саду.

    1. Значение и роль праздника в жизни ребенка.

Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Занимаясь его подготовкой, педагоги и родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого ребенка. И главный критерий подбора материала здесь – зрелищность, яркость и веселость.

Праздник – это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Он раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. Это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.

В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, импровизируют. Они учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх.

Зачем нужны праздники в детском саду?

Во-первых, подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на различных занятиях. Малышы разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. А когда у малыша есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее.

Во-вторых, детский утренник – это своего рода отчет воспитателей и музыкального руководителя перед родителями о проделанной работе. Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько месяцев посещения садика. Кроме того, это возможность для родителей получить представления о том, какие у ребенка взаимоотношения с колективом и с другими детьми.

В-третьих, праздник в детском саду позволяет родителям сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома. Помимо этого родители могут оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплирован.

Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие.

    1. Методика построения праздника.

О чем мечтает круглый год каждый ребенок? Конечно о празднике - красивых и ярких подарках, веселых хороводах, красочном карнавале, задорных шутках и веселье!

Сделать детский праздник не забываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, волшебных звуков и красок, оставить яркий след в душе ребенка – задача педагогов и родителей!

Праздник в детском саду – это день, который отличается от других оформлением помещений, нарядной одеждой взрослых и детей, приглашением гостей, сюрпризами и подарками.

Организация любого праздника включает в себя следующую предварительную работу:

  • тщательный отбор сценария и актеров;
  • выбор музыкально-литературного материала соответстветствующего теме праздника, возрастным особенностям детей;
  • разучивание музыкально-литературного материала с детьми и педагогами;
  • проведение репетиций;
  • изготовление костюмов и декораций;
  • подбор фонограмм; спец. эффектов (свет; звук т.д.);

Сценарий пишется музыкальным руководителем и предоставляется на обсуждение педагогам за полтора – два месяца до предстоящего события, что позволяет качественно и без спешки подготовится к празднику. Воспитатели не только знакомятся со сценарием, но и распределяют между собой роли. В организации торжества участвует весь педагогический коллектив, а для оформления музыкального зала, изготовления декораций и костюмов можно привлечь родителей. Музыкальный руководитель отслеживает и координирует все этапы подготовки мероприятия, как с детьми, с педагогами так и с родителями.

В основе каждого праздника, лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы. При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. Праздники проводятся как в утренние, так и в вечерние часы, а их продолжительность регламентируется возрастом и санитарными требованиями. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20—30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45—55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.

Построение утренников для малышей отличается своеобразными чертами. Здесь используется материал, пройденный на музыкальных занятиях и хорошо усвоенный. Поэтому, попадая и в новую, необычную обстановку, дети чувствуют себя естественно и непринужденно, хорошо поют, танцуют, проявляют активность, выполняя знакомые действия. Интерес вызывают и различные зрелищные моменты, которые чередуются детским исполнением. Для самых маленьких простейшим выражением их являются показ и обыгрывание красочных атрибутов, игрушки. Часто в сценариях для малышей появляются персонажи кукольного театра. В ясельных и младших группах ведущую роль играет взрослый. Он постоянно руководит не только действиями малышей, но и их восприятием. Взрослый фиксирует детское внимание на появлении новых персонажей, позволяет хорошо рассмотреть их, затем приступает к действиям: вместе со всеми поет, танцует, играет, что вызывает у малышей уверенность в действиях. На празднике для II младшей или средней групп, вводится небольшая торжественная часть. Дети поют песни, играют, в конце проводится сюрпризный момент. В средней группе у ребят появляется больше возможностей проявить себя в индивидуальных выступлениях, причем это может быть не только чтение стихотворений, но и показ несложных инсценировок, маленьких танцев, исполнение на музыкальных инструментах и т.п. Дети этих групп во многом самостоятельны, у них уже есть некоторый опыт поведения на праздниках, однако и им необходима помощь взрослого; пляски и игры проводятся по показу, песни они поют вместе с воспитателем.

Для детей старших и подготовительных групп характерна большая активность в исполнительской деятельности. Красочное убранство помещения, различные атрибуты, костюмы персонажей – все это привлекает внимание ребят. Они сами замечают детали оформления и т.д. На утренниках дети этих групп во многом действуют самостоятельно, без помощи воспитателя, уверенно проводят знакомые игры, пляски, участвуют в инсценировках. Они свободно ориентируются в коллективе, следят за правильным выполнением действий своих товарищей.

Вместе с тем всегда в группе есть дети, которые легче и быстрее других усваивают программный материал, и дальнейшее их развитие требует применение более сложных произведений. Таким детям можно поручать роли посложнее, построенные на исполнении песен, танцев, позволяющие им полнее проявить свои способности.

Музыкальный репертуар, входящий в состав сценариев разучивается на обычных музыкальных занятиях. Подбирая музыкальный материал, следует руководствоваться следующими критериями:

  • выбор высокохудожественного музыкального материала и его полноценное исполнение (нельзя искажать темы, нюансировку и т.д.);
  • соблюдение норм звуковой нагрузки при использовании фонограмм, шумовых эффектов;
  • соответствие музыкальных иллюстраций общему характеру и отдельным моментам утренника

Праздничный репертуар можно использовать как рекомендованный «Программой» так и дополнительный. Важно, чтобы он был художественным и соответствовал программным требованиям. Часто в программы утренника включается выступление детского оркестра. Игра на детских музыкальных инструментах имеет большое воспитательное и образовательное значение, развивает слух, музыкальную память, чувство ритма, воспитывает в детях ответственность, организованность, внимание. Но детский оркестр – не самоцель. Это итог большой работы, и, конечно, игра на музыкальных инструментах включается в программу не каждого утренника. В начале года, когда у детей еще нет навыков игры на инструментах, нет выученного репертуара, сыгранности, оркестр включать в сценарий не следует, т.к. участие в этом выступлении будет сопровождаться для ребят напряженностью, неуверенностью в себе.

Инсценировки, подгрупповые танцы, сольные песни разучиваются индивидуально. Такие занятия не длительны и проводятся во второй половине дня.

Дети любят исполнять стихи на праздничном утреннике. Но удовлетворять всех желающих в один день невозможно. Поэтому нужно назначать выступление ребят, незанятых в других номерах праздничной программы. Программу утренника следует строить так, чтобы дети имели возможность видеть весь праздник, участвовать в общем веселье.

В течение года ответственные, ведущие роли необходимо поручать разным детям, согласуя это с их возможностями и характером. Многократное выступление одних приводит к чрезмерным волнениям, утомляет их нервную систему. У детей же не участвующих в общей радости, пропадает интерес к празднику: они переживают, теряют веру в свои силы и еще больше замыкаются в себе. Для каждого ребенка должна найтись, пусть незначительная, маленькая, но роль в сценарии. Слова ведущего, поздравления, выступления детей другой группы, сюрпризные моменты, ребята должны увидеть и услышать только на празднике. Тогда этот материал вызывает у них интерес, внимание, желание принять участие в празднике.

Для сохранения свежести и яркости восприятия праздника не обязательно проводить с детьми общих репетиций, нужно постараться вообще избегать какой-либо “тренировки” и многократных повторений репертуара.

Немаловажную роль при организации праздничных мероприятий имеет оформление музыкального зала. К украшению музыкального зала детского сада предъявляются следующие требования:

  • безопасность;
  • соответствие теме и содержанию сценария, возрастным возможностям детей;
  • эстетичность, мобильность.

Для оформления используются:

  • плоскостные модели (рисунки, аппликации т.д.);
  • объемные декорации (деревья, гирлянды, домики и т.д.);
  • драпировки из тканей разных цветов и фактуры;
  • детские работы.

 

 

 

 

1.3. Характеристика основных праздников в детском саду.

На самом деле все детские праздники чем-то схожи. Они проходят в музыкальном зале, тематически украшенном в зависимости от конкретного события. Абсолютно все имеют музыкальную, танцевальную и игровую составляющую. То есть дети хором поют под музыку песни, танцуют (водят хоровод, топают, хлопают в ладоши, танцуют в парах т так далее) и принимают участие в игровой сценке – например, кидают «снежки» по случаю нового года или собирают «опавшие листья» в праздник осени. Помимо этого некоторые дети читют стихи. А завершающим этапом любого празника является непременное награждение подарками.

Выделены праздники, наиболее часто отмечающиеся в детском саду.

Сезонные: Осенние, весенние, летние праздники.

Государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, День знаний.

Народные и фольклорные: Масленница (проводы зимы).

Международные: День защиты детей, Международный женский день.

Отсчет учебного года с 1 сентября начинают не только учащиеся школ, но и воспитанники дошкольных учреждений. Традиционным стала и организация "Дня знаний" в детском саду, под названием «День взросления». Дети вспоминают пройденные в прошлом учебном году песни, танцы. А также играют, импровизируют под новые композиции.

Когда еще можно насладиться таким обилием свежих фруктов и овощей, как ни осенью! Сентябрь-октябрь – время ярких разноцветных листьев. Мимо которых тоже трудно пройти, не подняв хотя бы один. Кроме того, осень – это буйство ярких красок. Желтый, зеленый, коричневый, красный – вот цвета этого времени года. Праздник осени в детском саду является одним из любимейших праздников, ведь именно во время торжественных утренников ребятишки могут и повеселиться, и на других посмотреть, и себя показать. Но все же праздник осени – это особое событие, ведь именно в этот день дети приносят поделки из даров осени: фруктов, овощей, природных материалов. Таким образом они прощаются с летними жаркими деньками и в ознаменовании этого поют песни, танцуют, разыгрывают сценки.

День современной мамы расписан буквально по минутам. При этом время на общение с ребенком, к сожалению, сводится к минимуму. Учитывая это, роль совместных с родителями мероприятий в ДОУ значительно возрастает. В последнее воскресенье ноября отмечается «День Матери». В детском саду его можно провести в последнюю пятницу ноября. Считается очень важным проведение этого праздника мам, который подчеркивает их роль не как женщин, а как самых родных и близких людей для своего ребенка.

Детство - счастливая пора жизни, когда сказка становится былью, сбываются мечты и происходят чудеса. Как известно, с особым трепетом дети ждут Нового года, поэтому неотъемлемыми элементами праздника должны стать волшебная атмосфера, костюмы сказочных персонажей и красочные декорации. Центр новогоднего празднества — сверкающая огоньками и игрушками елка. Красота ели обычно настолько захватывает детей, что праздник может начинаться только с нее. Под веселую музыку дошкольники вместе с воспитателем входят в зал и рассматривают елку, ее праздничный наряд. Дети поют веселые песни, водят хороводы, но самое главное начинается с появления Деда Мороза и Снегурочки. Они приносят с собой шутки, забавы, игры, загадки, сказочные чудеса и конечно же подарки.

День Защитника Отечества. Праздник Защитника Отечества имеет большое воспитательное значение для детей, он не масштабный, но помогает раскрыть значимость событий, приблизить к пониманию идеи и через активное участие приобщить к общенародному торжеству. В нашей стране этот праздник, как День рождения Красной армии, отмечается с 1922 года. В д\с он может проходить в форме музыкального досуга; тематического или комплексного занятия; утренника. На праздник кроме родителей рекомендуется пригласить военных, которые могут «принимать парад», провести беседу, игры и аттракционы, участвовать в работе жюри во время игр - соревнований. В программу праздника входят песни, пляски, игры, стихи, игра на детских музыкальных инструментах. Много радости доставляют детям атрибуты и костюмы – пилотки, буденовки, шлемы, бескозырки… Игры оформляются ярче, чем на занятиях. Интересным моментом является приход гостей (работников музеев, библиотеки, ветеранов). Дети готовят рисунки, открытки для гостей и своих пап, т. к. исторически сложилось, что защитниками страны, в первую очередь, были мужчины, поэтому они принимают в этот праздник поздравления.

Идея праздника – Международный женский день, прославление женщины, её роли в жизни страны, воспитание любви к маме. В этот день славят не только мам, но и воспитателей, нянь… – всех женщин. Празднование отличается особым настроением: теплотой, непосредственностью общения детей с мамами и бабушками. Можно проводить этот праздник в разных формах, для малышей это обычный утренник, а для старших групп наиболее распространенные формы – это музыкально-литературный концерт, комплексное, интегрированное занятие или театрализованное действие, либо в виде конкурса «Мисс детский сад!» Праздник заканчивается раздачей изготовленных детьми подарков для родных.

Накануне Великого поста хочется, чтобы дети вдоволь повеселились на свежем воздухе. Во дворе детского сада проводится праздник масленицы. На площадке каждой группы организуются разнообразные зимние игры и забавы. Обходя постепенно здание детского сада вокруг, дети раз за разом поочередно принимают участие во всех играх и получают заряд радости, бодрости, уверенности в своей силе и ловкости. Под конец всего веселья проходит обряд сжигания чучела. Так провожают зиму и встречают весну.

День Победы в Великой Отечественной войне остается одним из самых почитаемых и значимых праздников в нашей стране. Первый парад Победы на Красной площади состоялся 24 июня 1945 года. По традиции в День Победы встречаются фронтовики, возлагаются венки к памятникам Славы и воинской доблести, гремит праздничный салют. Традиционные праздники в ДОУ в честь этого дня – хорошая возможность рассказать детям о событиях давно минувших дней, привить им любовь к Родине, гордость за своих соотечественников, отдавших жизни на поле брани ради мира на Земле.

Одним из наиболее запоминающихся праздников как для детей и их родителей, так и для сотрудников дошкольного учреждения является выпускной. С одной стороны, это радостный, долгожданный праздник, с другой – немного грустное событие. Радостно педагогам от того, что их воспитанники переходят на новую жизненную ступеньку, а грустно – что приходится расставаться с такими милыми, уже ставшими родными ребятами. Выпускной в детском саду — это первый настоящий большой праздник для ребенка. Покидая стены детского сада, он вступает в новую жизнь, где его ждут школа и гордое звание — первоклассник.

 

II Современные подходы к проведению праздников в ДОУ

  1. Взаимодействие образовательных областей при подготовке к праздникам.

На музыкальных занятиях, при подготовке к любым праздникам нужно учитывать интеграцию всех образовательных областей.

Музыка: Развивать умение у детей воспринимать различный характер музыки; чисто интонировать мелодию; петь без напряжения; развивать навык выразительного пения; формировать рече-двигательную координацию; начинать свои движения одновременно с началом и окончанием звучания музыки; реагировать на смену музыкальных частей; учить детей двигаться в соответствии с темпом, характером музыки; развивать умение узнавать знакомое пр-ие по мелодии, фрагментам; и.т.д.

Физическая культура: Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта у детей; развивать физические качества, координацию, мелкую и крупную моторику рук и ног; развивать у детей ритмичность, координацию движений, ориентацию в простр-ве; формировать способность выполнять движения с предметами; следить за осанкой детей во время выполнения упражнений ; содействовать гармоничному, физическому развитию детей; и.т.д.

Познание: Формировать целостную картину мира у детей в сфере музыкального искусства; расширять кругозор дошкольников; дать понятие о времени года; развивать познавательную, исследовательскую деятельность; закреплять умение детей наблюдать; учить воспитанников понимать содер-е песни; и.т.д.

Социализация: Поощрять творческие проявления детей; развивать свободное общение дошкольников со взрослыми; воспитывать бережное отношение к игре на детских музыкальных инструментах; формировать умение хорошо вести себя в процессе группового общения; способствовать эмоциональной отзывчивости у детей во время пения; воспитывать доброжелательные отношения между детьми при выполнении музыкально-ритмических движений; способствовать умению у детей проявлять доброту, сопереживать, сочувствовать; формировать гендерную принадлежность (мальчик танцует с девочкой); и.т.д.

Коммуникация: Побуждать детей высказываться о прослушанных произведениях; обогащать словарный запас воспитанников; развивать устную речь (беседа, диалог); способствовать формированию правильной артикуляци у детей во время пения; развивать любознательность, активность у детей через общение со взрослыми; следить за четким произнесением слов, правильной артикуляцией; приучать детей соблюдать правила игры; и.т.д.

Здоровье: Сохранять и укреплять физическое здоровье детей через выполнение упражнений; следить за правильной осанкой воспитанников при пении; закреплять умение у детей четко и ясно проговаривать слова; развивать у дошкольников слуховое внимание; учить детей спокойно брать дыхание между музыкальными фразами; следить за певческой позицией ребенка; вызывать положительные эмоции у детей для укрепления психического здоровья; и.т.д.

Чтение художественной литературы: Учить дошкольников анализировать, сравнивать и выбирать стихи, в соответствии с характером музыки; приобщать детей к рус. фольклору через прибаутки, призказки; развивать у воспитанников художественно-эстетический вкус через прослушанные произведения; приобщать детей к словестному искусству, формируя интерес к эстетической стороне окружающей действительности; и.т.д.

Худодожественное творчество: Развивать эстетическое восприятие детей через индивидуальное, групповое исполнение песен; развивать умение импровизировть под музыку соответствующего характера; приобщать детей к изобразительному искусству через рассматривание иллюстраций с пейзажами; отражать полученные впечатления в исполнении песни и продуктивных видах деятельности; развивать творческое мышление детей, самостоятельность; удовлетворять потребность детей к самовыражению (в плясках и играх) ; развивать творческие способности детей при игре на музыкальных инструментах; и.т.д.

Безопасность: Формировать способность у детей соблюдать дистанцию при выполнении упражнений; учить воспитанников правилам безопасности во время игровых ситуаций; формировать у детей осторожное и осмотрительное отношение к окружающему миру и ситуациям, двигаться не наталкиваясь друг на друга; закреплять умение у дошкольников ориентироваться в пространстве, соблюдая расстояние; и.т.д.

Труд: Дать детям первичное представление о труде взрослых через игру; воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам; способствовать проявлению желания у детей помогать взрослым (расставить стульчики, раздать атрибуты для танца, приготовить место для игр)

 

2.2. Работа с родителями.

Что делает женщину счастливой? Конечно же, появление ребенка в ее семье. Первый его крик, первые шаги и первые слова – все это надолго откладывается в памяти каждой женщины. И вот настает момент, когда малыш делает первые шаги в «большую» жизнь – идет в детский сад. Этот волнительный момент вместе с ребенком переживают и его родители – как он будет один в новом коллективе? Но проходит некоторое время и малыш начинает привыкать к новым переменам в его жизни. Ему хочется показать, своим родным, чему он научился в детском саду. Поэтому, праздники в детском саду – это и есть те мероприятия, когда ребенок старается порадовать своих родителей своими достижениями и знаниями, которые он получает в детском саду. Важным фактором для личностного развития ребенка является удовлетворение потребности его в эмоциональных положительных контактах с близкими людьми, в первую очередь с родителями.

Взаимодействие педагогв ДОУ, детей и родителей - это и есть один из современных подходов к проведению праздников. Уметь общаться с родителями, убеждать их, увлекать интересными нововведениями – залог успешной деятельности ДОУ.

Сам коллектив также должен быть настроен соответственно, придерживаясь правила: ничего не делать "для галочки", ведь любая работа должна приносить чувство удовлетворения и радости. Только благодаря такой позиции коллектива и родителей удается придумывать и внедрять что-то новое в работу с детьми.

Для работы с родителями можно использовать следующие формы и методы :

  • анкетирование родителей по вопросам музыкального воспитания детей и проведению различных праздников;
  • общие и групповые родительские собрания;
  • консультации;
  • выставки детских работ в музыкальном зале, изготовленных вместе с родителями;
  • участие родителей в подготовке и проведении праздников;
  • мастер-классы по изготовлению атрибутов к праздникам;
  • праздники с участием родителей.
  • оформление фотомонтажей;

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка можно начать работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировав особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, можно выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, можно провести родительское собрание «Будем знакомы» в нетрадиционной форме. Подбрав соответствующую музыку, нужно постараться создать в музыкальном зале атмосферу добра, уюта и тепла.

После анкетирования и проведения родительского собрания можно организовать творческую группу в каждой возрастной группе.

Так же полезно проводить для родителей консультации как групповые, так и индивидуальные. У каких-то детей выявляются таланты, которые нужно дополнительно развивать, у других детей выявляется наоборот замкнутость, неуверенность в себе. В этом случае родителям предлагаются другие способы решения проблемы.

Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку из природного материала, новогоднюю игрушку не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Родители вместе с детьми готовят интересные поделки, которые выставляются в музыкальном зале. Их можно посмотреть перед или после праздника. Сравнить, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Каждый праздник организуется совместно с родителями и детьми. Принимаются все предложения и пожелания, после чего разрабатывается план действий. При этом нужно придерживаться главного принципа – соблюдение чувства меры. То есть мероприятие должно органично вписываться в образовательный процесс и, быть интересным и воспитанникам, и взрослым, а составленные сценарии – разнообразны, легко осуществимы. Чтобы дети были радостными и веселыми с самого утра, праздничный день можно начать с яркого представления праздника при входе в группу. Творческой группе родителей можно предложить сделать афишу-объявление. На цветном листе формата А4 размещается название праздника, дата его проведения, краткая информация о празднуемом событии. Оформление зала должно отличаться от оформления группы особой параздностью и торжественностью.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многие атрибуты для праздника изготавливаются руками пап и мам. Для родителей можно устраивать мастер-классы по изготовлению различных бумажных шляп для девочек, цветов из ткани для танцев, различных снежинок, осенних листьев, поролоновых масок, шапочек сказочных героев, декораций и.т.д. Во время таких мастер-классов устанавливаются доверительные отношения между родителями, воспитателем и музыкальным руководителем. Затем родители дома вместе с детьми продолжают работу над этими атрибутами. В последствии дети с большим удовольствием используют их на праздниках.

Положительные эмоции у детей возникают, когда их родители принимают активное участие в самих праздниках . Так же как и их дети играют, танцуют, поют, читают стихи. Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей. Такие семейные праздники могут быть самыми различными: «Лучше мамы в мире нет» (ко дню матери), «Осеннняя ярмарка», «Колобок в осеннем лесу», «Мама, папа я веселая семья» (8 марта или 23 февраля)и.т.д.

После праздничного мероприятия творческой группе родителей можно предложить сделать фотовыставку праздника в музыкальном зале. Это дает возможность детям вспомнить интересные моменты праздника, а также посмотреть какое мероприятие проходило в других группах.

В результате совместной деятельности выяснилось, что родители стали активными участниками на любых праздниках, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Современный музыкальный репертуар и оборудование.

Музыкальные занятия должны носить характер воспитывающего, развивающего обучения, а не служили средством натаскивания детей к утренникам. Важно не выучивать песни к празднику, а научить петь, не готовить пляски, упражнения для выступления, а научить ритмично, выразительно двигаться, согласно характеру музыки.

Встает вопрос: какое количество песен, стихов, танцев необходимо использовать на празднике? Какое соотношение должно быть между ними? По-видимому, жесткий регламент здесь неуместен, так как педагог сам может решить это. Главное, чтобы не было перегрузки для детей.

В план праздника целесообразно вводить не только выученный материал, но и поисковый, когда дети применяют свой накопленный музыкальный опыт в танцевальных, игровых импровизациях. Это придает ему непринужденный характер и освобождает ребят от запоминания большого количества фиксированного матеиала. Например, дети могут импровизировать танец Снегурочки или снежинок на Новогоднем утреннике, вальс листочков на осеннем празднике и. т. д. Важно только, чтобы педагоги проявили творчество в выборе формы проведения праздника и, в его построении.

К современному музыкальному репертауру можно отнести песни композиторов, которые пишут для детей в настоящее время. Это пенси А. Ермолова, Морзовой, Тухманова и др. А также можно использовать песни детских коллективов «Волшебники двора», «Непоседы», «Барбарики», и др. Под эти песни можно поставить яркие, зрелищные танцы с использованием различных атрибутов. Очень красивые получаются танцы с использованием ткани. Это могут быть и узкие отрезки, а может быть и одно большое полотно, заполнящее основную танцевальную часть музыкального зала, на котором могут исполнять танец девочки-«чайки». Для талантливых детей, выдающиеся своими музыкальными способностями музыкальный руководитель может подобрать современную детскую песню. Разучив ее с ребенкм, воспитанник может исполнить ее на празднике под минусовую фонограмму.

Знакомство с новой песней, либо с новым музыкальным произведением, предназначенным для слушания можно сопроводить подбором фотографий на ноутбуке в режиме слайд шоу, либо сделать это в виде презентации. Например дети знакомятся с новой осенней песней, рассматривая при этом правильно подобранные тематические фотографии. Когда песня разучивается на занятии, этот метод не нужно использовать, чтобы дети не отвлекались. Зато во время праздника, чтобы придать красочность любой песни, подготовленные фотографии можно показать всем гостям на мультименой установке. Для выпускного праздника можно подготовить фильм о детях, используя фотоматериалы с праздников, когда воспитанники ходили в младшие группы и какие они стали сейчас.

 

 

 

Заключение

Праздник! С каким нетерпением ждут его дети! И вот, он, долгожданный, наступил – искристый и радостный, полный удивительных чудес, волшебных красок и звонкого смеха. И счастливые от восторга глаза детей – лучшая награда для родителей и педагогов ДОУ. Во всех праздничных номерах красной нитью проходит идея о том, что очень важно и необходимо родителям быть рядом с детьми в любой совместной деятельности, давая им понять, что они – часть своей семьи. Дети чувствуют себя на празднике всегда уверенными, защищенными, спокойными, потому что рядом мама или кто-нибудь из близких.

После таких совместно проведеных мероприятиях понимаешь, что не только сам вдохновляешься, но и вдохновляешь родителей. Они начинают спрашивать о предстоящих праздниках, высказывают идеи о том, какие выступления можно приготовить вместе со своими детьми. Как оформить зал, какие изготовить атрибуты, декорации. Иногда родители соглашаются на исполнение каких-либо ролей на детских праздниках. Возникают идеи овладения инновационными технологиями по совместной деятельности семьи и детского сада.

В ходе организации и проведения праздника при котором взаимодействуют все образовательные области, используются современный музыкальный репертуар, яркие декорации, а так же мультимедийная уставновка, родители получают уникальную возможность проживать драгоценные минуты творческого общения с ребенком. Вместе сочинять стихи, изготавливать атрибуты для танцев или костюмы, играть роли героев, танцевать, поддерживать сына, дочь в новом для него творческом поиске.

После таких проведенных праздников трогательны и волнительны отзывы родителей:

- «Праздники нужны родителям. Часто нам просто некогда уделять больше именно эмоционального внимания нашим детям. А этот праздник позволил и нам остановиться и просто порадоваться».

- «Дети и мы, родители, в восторге от праздника. Получили массу приятных впечатлений»

- «Нам, родителям, праздник подарил радостные и трогательные минуты общения с детьми, возможность вспомнить о главных семейных ценностях – любви, доброте, единении».

- «Именно такие события сближают и делают еще роднее взрослых и детей».

- «Смотришь на детей, какие они счастливые, наверно от того, что мы взрослые на чуть-чуть приблизились к ним».

Если ребенок ушел с праздника с сияющими глазами, торопится поделиться своими впечатлениями с друзьями и родителями и еще много дней живет под впечатлением от него – значит праздник удался! Так пускай эти праздничные мгновения останутся в памяти каждого ребенка надолго!

Список литературы

1. Зарецкая, Н.В. Календарные музыкальные праздники для детей старшего дошкольного возраста: пособие для практ. работников ДОУ / Н.В. Зарецкая. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.: ил.

2. Захарова С.Н. Праздники в детском саду. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 256 с.: ноты.

3. Зимина А.Н. Инсценирование песен на музыкальных занятиях с детьми 4-7 лет: Практикум для педагогов / Зимина А.Н. - М.: Гном - Пресс, 1998.

4. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей: Учебно-метод. пос ./ Колодницкий Г.А. - М.: Гном - Пресс, 2000.

5. Коренева Т. Ф. Музыкально - ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В 2-х частях.Ч.2. - М.: ВЛАДОС, 2001.-

6. Петрова В. Н. Музыкальные упражнения //Дошк. воспитание. — 2001. — №4.

7. Программа воспитания и обучения в детском саду, под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой;

8. Ходаковская З. В. Музыкальные праздники для детей раннего возраста: Сб. сценариев/З.В. Ходаковская. - М.: Мозаика - Синтез, 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано: 20.03.2018