Использование нетрадиционного оборудования инструктором по физической культуре в работе с детьми дошкольного возраста

Конференция: Здоровьесберегающие технологии по ФГОС ДО

Автор: Шахтарина Мария Александровна

Организация: МБДОУ д/с «Колосок» п. Ждановский

Населенный пункт: Нижегородская область, п. Ждановский

Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни дошкольного возраста является создание мотивации обучения и его привитие. Важным направлением в формировании у детей основ ЗОЖ является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательно-развивающая. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной и динамичной.

Практика показала, что занятия с использованием нестандартного оборудования, сделанного своими руками, больше нравится детям. Оно яркое, образное, малогабаритное, универсальное, легко трансформируется при минимальной затрате времени и способствует созданию благоприятного эмоционального настроя.

В нашем детском саду «Колосок» п. Ждановский, мы используем физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы.

Задача укрепления здоровья, одна из приоритетных направлений в работе детского сада. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но и так же и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер.

На эффективность проведения занятий влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно. Наша задача - насыщение пространства физкультурного зала недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, психическим, эстетическим, и другим требованиям, которая соответствует всем санитарно-гигиеническим требованиям и нормам.

В нашем саду, в каждой возрастной группе создан физкультурный уголок, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, и нестандартное, изготовленное педагогами и родителями.

Посредством нестандартного оборудования, внося элементы необычности, этим самым вызывая интерес, желание поиграть с новыми для них атрибутами. Дети с большим удовольствием лазают, бегают, прыгают, выполняют всевозможные упражнения, играют в подвижные игры. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Новое спортивное оборудование — это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Мы считаем, что движение - основа здоровья, поэтому ставим перед собой следующие задачи:

  • Вызвать у детей интерес к использованию нетрадиционного оборудования на занятиях и в свободных видах деятельности.
  • Создать развивающую среду, внедряя нестандартное оборудование.
  • Направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие организма ребёнка.

Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.

Перечень нетрадиционного оборудования:

«Парашют» Подвижные игры Ловкость, внимание, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве, целеустремлённость

«Пенёчки» Перешагивание, ориентир, бег змейкой Устойчивость во время движений и в статическом положении, координацию движений

«Бильбоке» Самостоятельная деятельность, для игр Развития ловкости, внимания, глазомера, быстроты реакции, умения регулировать и координировать движения, формирование навыков самоконтроля

«Труба здоровья» Для основных видов деятельности (перешагивания, перепрыгивания, обегания) Устойчивость во время движений и в статическом положении, координацию движений

«Рыбалка» Подвижная игра Развивает мелкую моторику пальцев рук, ловкость

«Цветная дорожка» Укрепление осанки Развитие координации движений, пространственных представлений(вправо – влево)

«Осьминожка» Для ОРУ, игр – соревнований, ходьбы, бега, прыжков, для упражнений в равновесии, как сюрпризный и игровой момент в сюжетном занятии Укрепление мышц ног, рук, спины, плечевого пояса, брюшного пресса, равновесия

«Султанчики» Для общеразвивающих упражнений (ОРУ), помогают в создании веселой, красочной атмосферы , праздника, развлечения, соревнования. Используется для приветствия команд Развивает мускулатуру рук

«Силачи» Тренажёр для рук Развивает мускулатуру рук

Дорожки «Здоровья» Для профилактики плоскостопия у детей Массаж стоп

«Мягкие мячики» Игра с мячом, для метания Развитие глазомера, меткости 13. Разноцветные ленточки Подвижные игры, при выполнении ОРУ, на праздниках и для забав, для выполнения музыкальных упражнений Развития координационных способностей

Платочки Подвижные игры, при выполнении ОРУ, на праздниках и для забав, для выполнения музыкальных упражнений Развитие координационных способностей

Перечень нестандартного оборудования № Оборудование Применение Развитие

«Лабиринт» Упражнения в равновесии, для прокатывания мяча, ползания, прыжков, игр, профилактики плоскостопия, для построений в круг, как ориентир Развитие: равновесия ориентировки, координации, мелкой моторики рук, мышц ног Развитие правильной остановки стоп при ходьбе, внимательности

«Качели» Самостоятельная деятельность, для игр Развитие равновесия

«Необычные гантели» Для ОРУ, самостоятельная деятельность Развитие мускулатуры рук «Весёлые колечки» Кольцеброс, самостоятельная деятельность Развитие меткости, глазомера

«Колючие ёжики» Массажер для ладоней Развитие мелкой моторики

«Канатоходцы» Ходьба приставным шагом боком, как зрительные ориентиры; для подвижных игр Для профилактики плоскостопия

Дорожки «След в след» Упражнять детей в ходьбе с правильным разворотом стопы. Развивает координацию движений, равновесия

«Сороконожка» Массаж ступней Ходьба с целью профилактики плоскостопия.

«Паучок» Самостоятельная деятельность Развитие мелкой моторики пальцев рук

«Мяч над головой» Многофункциональный тренажёр (игровые упражнения – «Достань мячик», «Кто выше подпрыгнет», «Проползи змейкой» ) Тренажер для развития мышц разгибателей бедра и подошвенных разгибателей, для брюшного пресса, а также для игр Перечень нестандартного оборудования

«Гимнастическая лента» - используется для развития координационных способностей, для выступлений на праздниках и развлечениях.

«Маски»- используются для подвижных игр

«Эспандеры»- используются при выполнении общеразвивающих упражнений в старшем возрасте. Развивают силу и гибкость, улучшают координацию движений. Используются для закрепления понятий «левая нога», «правая нога».

«Игра для развития ловкости»- развивает глазомер детей, координацию движений, ловкость, упражняет в счете, воспитывать волевые качества.

«Моталочки»- для развития мелкой моторики рук.

«Лыжи» - используется для игр-эстафет, преодоления препятствий.

Развивают ловкость, быстроту движения, умение ориентироваться на местности.

«Весёлое препятствие»- используется в играх-эстафетах, развивает координацию движений, ловкость, укрепляет мышцы ног и спины.

Литература

  1. М. Рунова. «Формирование и коррекция осанки. Профилактика нарушения осанки». Журнал «Дошкольное воспитание». 2002год, № 12.
  2. ЛТ. Е. Харченко Организация двигательной деятельности в детском саду М.: «Детство-пресс»2010год.
  3. Здоровье дошкольника №5 – С. 21. – 2011г. Подольская Е. Суставная гимнастика для дошкольников. // Здоровье дошкольника №3 – С.16. – 2011г. Горелова С. Сюжетно – игровые физкультурные досуги.
  4. Здоровье дошкольника №5 – С.39. - 2011г.
  5. Научно – практический журнал «Инструктор по физкультуре» №2 – С.99. – 2008г . Иванова Т.В. Система работы по формированию здорового образа жизни.
  6. Научно – практический журнал «Инструктор по физкультуре» №3 – С.72. – 2010г . Малых Н.А. Нетрадиционные пособия для развития координации детей!

 

Опубликовано: 17.09.2018