Проект «Разноцветная палитра»
Конференция: Развитие детей дошкольного возраста
Автор: Барабанщикова Елена Николаевна
Организация: МБДОУ д/с №100
Населенный пункт: Ростовская область, г. Таганрог
Название проекта: «Разноцветная палитра»
Тип проекта: информационный, практико-ориентированный, краткосрочный.
Интеграция ОО: художественно-эстетическое развитие, познавательное, речевое развитие.
Срок реализации проекта: 1 месяц.
База проекта: МБДОУ д/с № 100.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Эпиграф проекта:
«Общение с цветом делает образ мыслей и вообще человека благороднее, оживляет чувство к природе и жизнь в ней»
Ф. Фребель.
Гипотеза проекта: В процессе реализации проекта у дошкольников будет обогащаться восприятие цвета, превращая его в мощное художественное средство познания жизни.
Актуальность проекта: Цвет и его сочетания имеют огромную силу эмоционального, эстетического воздействия, раскрывающего детям законы красоты окружающего мира. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, увлеченно и искренне. Это очень ценное качество, которое надо поддерживать, развивать в процессе обучения, т. к. оно является условием развития художественного восприятия цвета у дошкольника. Задача педагога – развивать способность детей смотреть на мир и видеть его глазами художника, замечать и творить красоту, использовать цвет в своих работах как средство выразительности идейного замысла.
Упражнения по смешиванию цветов помогают развитию чувства цвета у ребят. Важен не сам процесс, е его результат – получение нового цвета и осознание того, что они сами могут менять его, делать другим. Чем шире и вариативнее набор цветовых сочетаний, тем шире возможность выбора, тоньше анализаторные свойства восприятия. Подобные занятия готовят детей к более свободному и точному отражению цвета и оттенков в рисовании, способствуют творческому развитию.
Проблема: дети не проявляют интерес к процессу смешивания красок как способу получения нового цвета, оттенка.
Причины:
- Дети не различают и не называют цветовые оттенки в окружающем;
- Не знакомы с цветовыми эталонами и техниками смешивания дополнительных цветов и оттенков;
- недостаточный уровень знаний у родителей о влиянии цветовосприятия на развитие эстетического вкуса детей.
Цель проекта: развивать познавательный интерес детей к процессу смешивания цветов как способу получения нового цвета, формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
Задачи проекта:
1. создать условия для обогащения сенсорного опыта детей в цветовосприятии.
2. познакомить детей с классификацией цветов и оттенков; техниками смешивания цветов разними изоматериалами.
3. дать представления родителям о влиянии цветовосприятия на формирование художественного вкуса ребенка и способствовать приобщению к совместной творческой деятельности с детьми.
Формы реализации проекта:
- НОД;
- Беседы;
- Наблюдения;
- Экспериментирования;
- Оснащение развивающей предметно-пространственной среды;
- Работа с родителями.
Предполагаемый результат проекта:
- процесс смешивания цветов направлен на получение нового цвета;
- цветовые соотношения будут близки к реальным;
- в цветовых соотношениях образа будут присутствовать элементы фантазии;
- дети должны использовать в рисунках различные оттенки цвета;
- дети должны овладеть правильной техникой работы с художественными материалами.
Продукты реализации проекта:
- рисунки и поделки детей,
- д/игры «Цветные капельки», «Радуга», «Холодные и теплые цвета».
- Консультации для родителей. «Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей дошкольного возраста», «Изобразительные материалы и техника работы с ними».
- «Приключения в разноцветной стране» развлечение.
План реализации проекта.
ЭТАПЫ. |
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. |
Сроки проведения. |
I этап — подготовительный
|
1. Изучение методической и специальной литературы по теме проекта. 2. создание условий для детской деятельности в рамках проекта:
- Предметы и изображения разных видов искусства, книжной графики для проведения бесед и рассматриваний (народная игрушка, предметы с хохломской, городецкой росписью; «Искусство детям» учебное пособие, репродукции картин «Цветы и плоды» М. Хруцкий, «Овощи» И. Кончаловкий, «Золотая осень» И. Левитан, «Рябинка» И. Грабарь). Плакат «Цвет». - Художественное слово: «Цветные страницы» С. Маршак, «Волшебное письмо» Ю. Коринец, «Колорит», «Кто раскрашивает небо?», Т. Пушкарева.
- Краски – гуашь, акварель, масляная пастель, цветные карандаши; кисти разных размеров, бумага, палитры, трубочки для коктейля, цветные стекла, набор цветовых квадратов разных оттенков; д/игры «Цветные капельки», «Радуга», «Холодные и теплые цвета».
|
1 неделя. |
II этап — основной
|
Познавательная деятельность: рассматривание на прогулках предметов живой и неживой природы. Сравнение, нахождение отличий в цвете, тоне. Отражение наблюдений в речи. Зарисовки с натуры. Сбор листьев для составления осенних коллекций. «Каким будет новый цвет?» Экспериментирование с цветом: смешивание цветов разных изоматериалов в разных техниках. Смешивание на палитре, в технике «Монотипия», «Аэрография», нанесение нескольких слоев штриховки, смешивание цветов пластилина. Окрашивание воды в прозрачных стаканах с целью получения нового цвета. Рассматривание окружающей среды через разноцветные стекла.
Художественно — эстетическая деятельность: Проведение НОД: - «В королевстве трех красок» цель: познакомить детей с понятиями – основные и дополнительные цвета. - «Радуга» цель: познакомить детей с расположением цветов на примере радуги, с техникой смешивания цветов «По сырому». - «Фруктовый натюрморт» цель: познакомить детей с техникой смешивания масляной пастели, нанесением штриховки для получения разных оттенков. - «В гостях у феи Льдинки и феи Искорки» цель: познакомить детей с понятиями – холодные и теплые цвета. - «Букет для мамы» изготовление подарка. Смешивание пластилина разных цветов. - «Ткань для наряда» смешивание цветов в технике «монотипия». - «Цветовые оттенки» игра-упражнение с акварелью для получения трех оттенков одного цвета.
Игровая деятельность. Дидактические игры «Цветные капельки» (знание дополнительных цветов, оттенков), «Радуга» (размещение цветов радуги в правильном порядке), «Холодные и теплые цвета» (знание теплы и холодных цветов), «Народные узоры» (знание основных видов дпи, отличительных признаков).
Подвижные игры «Радуга» (размещаем цвета радуги в правильном порядке), «Собери букет» (закрепляем знание холодных и теплых цветов). С/р игра «Художники». «Цветные приветики» игра- импровизация. Передача цветом своего настроения.
|
2-4 недели. |
Работа с родителями |
|
1-2 недели. |
III этап — заключительный
|
1. оформление выставки продуктов детской деятельности. 2. проведение развлечения «Путешествие в разноцветную страну».
|
4 неделя. |
Итоги проекта: в результате проведенной работы дети стали лучше различать и называть цвета и оттенки в окружающем. Отношение к процессу смешивания красок стало направленным на получение нового цвета. Применение цвета в рисунке стало более точным. У родителей повысился интерес к совместным занятиям с детьми художественным творчеством.
Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «Цвет в изобразительном творчестве дошкольников» Т. С. Комарова, А. В. Размыслова М. 2005 г.
2. «Народное искусство и детское творчество» А. А. Грибовская М.2006г.
3 «Приглашение к творчеству» Н. В. Дубовская С-П. 2004 г.
4. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей» Т. Н. Доронова М.2006 г.
5. «Симфония красок» И. Е. Аллаярова М. 2006г.