Проект «Разноцветная палитра»

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Барабанщикова Елена Николаевна

Организация: МБДОУ д/с №100

Населенный пункт: Ростовская область, г. Таганрог

Название проекта: «Разноцветная палитра»

Тип проекта: информационный, практико-ориентированный,  краткосрочный.

Интеграция ОО: художественно-эстетическое развитие, познавательное, речевое развитие.

Срок реализации проекта: 1 месяц.

База проекта: МБДОУ д/с № 100.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

 

Эпиграф проекта:

«Общение с цветом делает образ мыслей и вообще человека благороднее, оживляет чувство к природе и жизнь в ней»

Ф. Фребель.

        

Гипотеза проекта: В процессе реализации проекта у дошкольников будет обогащаться восприятие цвета, превращая его в мощное художественное средство познания жизни.

 

Актуальность проекта: Цвет и его сочетания имеют огромную силу эмоционального, эстетического воздействия, раскрывающего детям законы красоты окружающего мира.  Ребенок воспринимает цвет непосредственно, увлеченно и искренне. Это очень ценное качество, которое надо поддерживать, развивать в процессе обучения, т. к. оно является условием развития художественного восприятия цвета у дошкольника. Задача педагога – развивать способность детей смотреть на мир и видеть его глазами художника, замечать и творить красоту, использовать цвет в своих работах как средство выразительности идейного замысла.

Упражнения по смешиванию цветов помогают развитию чувства цвета у ребят. Важен не сам процесс, е его результат – получение нового цвета и осознание того, что они сами могут менять его, делать другим. Чем шире и вариативнее набор цветовых сочетаний, тем шире возможность выбора, тоньше анализаторные свойства восприятия. Подобные занятия готовят детей к более свободному и точному отражению цвета и оттенков в рисовании, способствуют творческому развитию.

Проблема: дети не проявляют интерес к процессу смешивания красок как способу получения нового цвета, оттенка.

Причины:

  • Дети не различают и не называют цветовые оттенки в окружающем;
  • Не знакомы с цветовыми эталонами и техниками смешивания дополнительных цветов и оттенков;
  • недостаточный уровень знаний у родителей о влиянии цветовосприятия на развитие эстетического вкуса детей.

 

Цель проекта: развивать познавательный интерес детей к процессу смешивания цветов как способу получения нового цвета, формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

 

Задачи проекта:

1. создать условия для обогащения сенсорного опыта детей в цветовосприятии.

2. познакомить детей с классификацией цветов и оттенков; техниками смешивания цветов разними изоматериалами.

3. дать представления родителям о влиянии цветовосприятия на формирование художественного вкуса ребенка и способствовать приобщению к совместной творческой деятельности с детьми.

Формы реализации проекта:

  • НОД;
  • Беседы;
  • Наблюдения;
  • Экспериментирования;
  • Оснащение развивающей предметно-пространственной среды;
  • Работа с родителями.

 

Предполагаемый результат проекта:

 

  • процесс смешивания цветов направлен на получение нового цвета;
  • цветовые соотношения будут близки к реальным;
  • в цветовых соотношениях образа будут присутствовать элементы фантазии;
  • дети должны использовать в рисунках различные оттенки цвета;
  • дети должны овладеть правильной техникой работы с художественными материалами.

 

Продукты реализации проекта:

 

  • рисунки и поделки детей,
  • д/игры «Цветные капельки», «Радуга», «Холодные и теплые цвета».
  • Консультации для родителей. «Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей дошкольного возраста», «Изобразительные материалы и техника работы с ними».
  • «Приключения в разноцветной стране» развлечение.

 

 

 

 

План реализации проекта.

 

ЭТАПЫ.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Сроки проведения.

 

 

I этап — подготовительный

 

1. Изучение методической и специальной литературы по теме проекта.

2. создание условий для детской деятельности в рамках проекта:

  • Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов  по теме проекта.

- Предметы и изображения разных видов искусства, книжной графики для проведения бесед и рассматриваний (народная игрушка, предметы с хохломской, городецкой росписью; «Искусство детям» учебное пособие, репродукции картин «Цветы и плоды» М. Хруцкий, «Овощи» И. Кончаловкий, «Золотая осень» И. Левитан, «Рябинка» И. Грабарь). Плакат «Цвет».

- Художественное слово: «Цветные страницы» С. Маршак, «Волшебное письмо» Ю. Коринец, «Колорит», «Кто раскрашивает небо?», Т. Пушкарева.

  • Подбор технических средств обучения:

- Краски – гуашь, акварель, масляная пастель, цветные карандаши; кисти разных размеров, бумага, палитры, трубочки для коктейля, цветные стекла, набор цветовых квадратов разных оттенков;  д/игры «Цветные капельки», «Радуга», «Холодные и теплые цвета».

 

1 неделя.

II этап — основной

 

Познавательная деятельность: рассматривание на прогулках предметов живой и неживой природы. Сравнение, нахождение отличий в цвете, тоне. Отражение наблюдений в речи. Зарисовки с натуры. Сбор листьев для составления осенних коллекций.

«Каким будет новый цвет?» Экспериментирование с цветом: смешивание цветов разных изоматериалов в разных техниках. Смешивание на палитре, в технике «Монотипия», «Аэрография», нанесение нескольких слоев штриховки, смешивание  цветов пластилина.

Окрашивание воды в прозрачных стаканах с целью получения нового цвета.

Рассматривание окружающей среды через разноцветные стекла.

 

Художественно — эстетическая деятельность:

Проведение НОД:

- «В королевстве трех красок» цель: познакомить детей с понятиями – основные и дополнительные цвета.

 - «Радуга» цель: познакомить детей с расположением цветов на примере радуги, с техникой смешивания цветов «По сырому».

- «Фруктовый натюрморт» цель: познакомить детей с техникой смешивания масляной пастели, нанесением штриховки для получения разных оттенков.

- «В гостях у феи Льдинки и феи Искорки» цель: познакомить детей с понятиями – холодные и теплые цвета.

- «Букет для мамы» изготовление подарка. Смешивание пластилина разных цветов.

- «Ткань для наряда» смешивание цветов в технике «монотипия».

- «Цветовые оттенки» игра-упражнение с акварелью для получения трех оттенков одного цвета.

 

Игровая деятельность.

Дидактические игры «Цветные капельки» (знание дополнительных цветов, оттенков), «Радуга» (размещение цветов радуги в правильном порядке),  «Холодные и теплые цвета» (знание теплы и холодных цветов), «Народные узоры» (знание основных видов дпи, отличительных признаков).

 

Подвижные игры «Радуга» (размещаем цвета радуги в правильном порядке), «Собери букет» (закрепляем знание холодных и теплых цветов). С/р игра «Художники».

«Цветные приветики» игра- импровизация. Передача цветом своего настроения.

 

 

2-4 недели.

Работа с родителями

  • Экскурсия в осенний парк, сбор природного материала для осенних коллекций.
  • Участие в групповой выставке овощей, фруктов цветов из приусадебных участков «Дары осени».
  • Консультации для родителей «Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей дошкольного возраста», «Изобразительные материалы и техника работы с ними».
  • Участие в подготовке развлечения «Путешествие в разноцветную страну»

 

1-2 недели.

III этап — заключительный

 

1. оформление выставки продуктов детской деятельности.

2. проведение развлечения «Путешествие в разноцветную страну».

 

4 неделя.

 

Итоги проекта: в результате проведенной работы дети стали лучше различать и называть цвета и оттенки в окружающем. Отношение к процессу смешивания красок стало направленным на получение нового цвета. Применение цвета в рисунке стало более точным. У родителей повысился интерес к совместным занятиям с детьми художественным творчеством.

Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. «Цвет в изобразительном творчестве дошкольников» Т. С. Комарова, А. В. Размыслова М. 2005 г.

2. «Народное искусство и детское творчество» А. А. Грибовская М.2006г.

3 «Приглашение к творчеству» Н. В. Дубовская С-П. 2004 г.

4. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей» Т. Н. Доронова М.2006 г.

5. «Симфония красок» И. Е. Аллаярова М. 2006г.

Опубликовано: 11.12.2015