Формирование у дошкольников ценности здорового образа жизни

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Морозова Любовь Юрьевна

Организация: МБДОУ ДС с. Грабово

Населенный пункт: Пензенская область, село Грабово

Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его
Здоровье не купишь, никто не продаст
Его берегите, как сердце, как глаз.
Ж. Жабаев

 

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Недаром выдающийся педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ставит перед работниками дошкольных образовательных организаций задачи:

«- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка…».

    Стандарт определяет содержание образовательной области для дошкольников «физическое развитие», которая включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

- двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

- правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильное, не наносящее ущерба организму, выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Поэтому, я считаю, крайне важно выстроить модель в доу, которая поможет объединить усилия педагогов и родителей в данном направлении.

    Более 10 лет в нашем ОУ реализуется дополнительная образовательная программа «Здоровый дошкольник», автор-состовитель Е.Ф.Купецкова, которая позволила создать определённую модель физического развития детей и приобщения их к ЗОЖ.  Кроме того мы реализуем региональный проект «Здоровый дошкольник», цель которого: приобщение дошкольников к здоровому образу жизни. Данный проект предлагает разработку и реализацию трёх модулей:  «Футбол в детском саду», «Танцующий детский сад», «Моё здоровье». По нему мы разработали дорожную карту, составили план физкультурно-оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий. Под руководством медицинского работника и педагогов ОУ проводим мероприятия по закаливанию детей. В каждой группе имеются тетради закаливания, в которых фиксируются данные: принимал ли тот или иной ребенок закаливающие процедуры. Все процедуры отбираются в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка. Такие как:

- прогулки в любую погоду в соответсвующей сезону одежде, с подвижными играми;

- воздушные ванны перед дневным сном и после него;

- босохождение по полу и дорожкам здоровья;

- ходьба по водно-солевым дорожкам после дневного сна;

- бодрящая гимнастика после сна;

 в летний период:

- хождение босиком по земле;

- воздушные ванны;

- солнечные ванны;

- отдых в тени,  др.

Кроме всего этого мы так же используем в работе нестандартное оборудование, которое делаем сами:

  • дуги для подлезания из металлопластиковых труб;
  • косички для ОРУ из полиэтиленовых мешков;
  • лыжи их пластиковых бутылок;
  • корригирующие дорожки из линолеума, с использованием пуговиц, крышек от пластиковых бутылок;
  • массажные перчатки из пуговиц;
  • баскетбольные стойки из деревянных брусков с использованием пластиковых бутылок;
  • штанга из аллюминеевых колец;
  • гири из пластиковых бутылок.

 

И нетрадиционное для детского сада метод спортивного ориентирования, который служит хорошим средством для формирования ориентировки в пространстве у дошкольников.

Мы так же уделяем внимание кружковой проектной работе. У насработают кружки аэробики«Baby dans» и   танца «Серпантин», проект «Будь здоров малыш», «Здоровичок».

Ну и конечно же не одно мероприятие не обходится без участия родителей. Они видят, что педагоги заинтересованы в том, чтобы дети были здоровыми, физически развитыми, активными. Они не только участвуют, но и предлагают помощь.

В арсенале сотрудничества педагогов и родителей наиболее эффективны:

- мастер-класс по обучению «Футбол в детском саду»

- досуги и развлечения «Путешествие в страну Витаминию», «Семейные старты», «В поисках клада», «Королевство волшебных мячей» и др.

- акции «Азбука здоровья», «Лыжи в детском саду», «Береги свои зубы» и др.

- консультации «Приобщение детей к игре в футбол», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье ребенка» и др.

- конкурсы рисунков «Мы играем в футбол», стенгазет «Мы любим спорт»;

- туристические походы выходного дня в осеннее и зимнее время года

Также для здоровья малышей немаловажную роль играетс балансированное питание. Мы разработали десятидневное меню, для детей всех возрастных групп, срекомендуемыми суточными наборами продуктов для организации питания детей.

Проводимая  нами работа дает положительные результаты: 

1. У детей сформированы первоначальные представления о здоровом образе жизни.
2. У 80% детей достаточный уровень развития физических качеств, развит интерес к различным формам двигательной активности.
3. Возросла заинтересованность родителей в жизни детского сада.
4. Дети нашего детского сада посещают танцевальные кружки, спортивные секции. Выпускники занимаются фигурным катанием, хоккеем, карате и являются победителями и призерами в своей возрастной категории, имеют юношеские разряды.

    Динамика уровня заболеваемости дошкольников покамала, но мы будем над ней продолжать работать. Мы также стремимся к целевым ориентирам, которые ставит перед нами ФГОС ДО.


С главной своей задачей – сформировать у детей представление о ЗОЖ, - наш детский сад справился. Таким образом, комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни у дошкольников позволил привить им необходимые привычки и навыки, которые будут основой для дальнейшей их жизни. Ведь здоровье и общее развитие - основные составляющие для определения того уровня развития, при котором ребёнок может посещать школу и успешно справляться с требованиями учебно-воспитательного процесса.

 

Список  используемой литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.:УЦ Перспектива, 2014.-32с.

2. Программа физического воспитания детей дошкольного возраста «Здоровый дошкольник», автор - составитель: Е.Ф.Купецкова. -Пенза: Пензенский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2005г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание», №7,10,11,2015г.

4. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-96с.

 

Опубликовано: 12.12.2015