Воспитание детей дошкольного возраста

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Сиводерова Людмила Владимировна

Организация: МБДОУ ЦРРДС №21

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск

Дошкольный возраст — очень важный этап в развитии и воспитании детей. На данном этапе закладывается база для последующего полноценного развития ребенка. Это время развития головного мозга и основных функций организма.

Согласитесь, что воспитание детей дошкольного возраста – это важный процесс, конечно, если родители желают вырастить счастливого ребенка. Воспитание дошкольников считается своеобразным фундаментом, с него берет начало строительство и развитие будущего характера, способностей и навыков ребенка.(2)

Стоит знать, что личность ребенка формироваться начинает именно в этот непростой период. А те родители, которые волнуются и переживают за правильное воспитание своих детей в дошкольном возрасте, должны многому научиться, для того чтобы быть готовыми к разным неожиданным сюрпризам.

По ходу развития и воспитания детей закладываются ключевые особенности характера и определяется темперамент ребенка. Всего их четыре: холерический, меланхолический, сангвинический и флегматический. Развитие ребенка во многом зависит от его темперамента.(1)

Наиболее ярко проявления темперамента выступают в младшем возрасте. Тип нервной системы следует обязательно учитывать в процессе воспитания детей. Более того, когда ребенок еще мал, вы созданием определенных условий жизни и целенаправленным воспитанием способны воздействовать на

проявления выраженных особенностей темперамента и направить эмоциональное развитие ребенка в наиболее благоприятное русло.

Развитие и воспитание детей дошкольного возраста в первую очередь определяется их умственными и физическими возможностями и свойственным их возрасту типом мышления. На данном этапе развития мышление ребенка сильно переплетается с его практической деятельностью и основано на наглядных примерах. Соответственно, и методы воспитания должны опираться на исследовании предметов, их свойств. Главный инструмент развития и воспитания детей в этом возрасте — игра. Именно во время игры происходит развитие ребенка естественным образом, без принуждения. Он постепенно узнает об окружающих его явлениях и предметах новое, учится общаться с другими детьми.(2)

Активно в раннем возрасте развиваются потребности ребенка, формируются на их основе разнообразные интересы. Главной движущей силой развития ребенка младшего возраста является познавательный интерес. Основная задача воспитания детей этого возраста сводится к постоянному подогреванию этого интереса, активному развитию любознательности и помощи в своевременном расширении кругозора ребенка.

Очень важно в процессе воспитания привить ребенку понимание того, как можно действовать и общаться с другими людьми, а как нельзя. Этому отлично способствует воспитание детей в коллективе, неважно, занятия в развивающем центре это или группа детского сада. Выраженная особенность развития детей в этом возрасте в том, что на данном этапе формируются интересы, склонность к конкретным видам деятельности. Потому целью воспитания на данном периоде развития будет являться прививание ребенку начальных представлений о различных направлениях деятельности. Хорошее дошкольное воспитание сыграет решающую роль в последующей жизни человека, его интеллектуальном, физическом и духовном развитии.

Два направления в дошкольном воспитании детей.

Можно условно разделить воспитание дошкольников на два направления. Первым является подготовка их к школе, что, безусловно, необходимо. Вторым считается развитие в ребенке нужных личностных качеств, которые призваны помогать ему в будущем. Да, тем родителям, у которых детки ходят в детский сад легче во многом. Ведь в садике воспитанием дошкольников занимаются специалисты. Хотя все-таки на родителей ложится большая часть забот о дошкольном воспитании их детей.(1)

Подготовка к школе.

Многих родителей интересует вопрос, как же можно узнать готов ли их малыш к школе?

Для этих целей разработано много тестов, хотя все они подразумевают утвердительные ответы на основные вопросы:

1. Хочет ли ребенок учиться?

2. По нраву ли ему изображать из себя школьника?

3. Желает ли ребенок узнавать новое?

4. Имеет ли ребенок какие-либо интересы?

Когда ваш малыш стремится к учебе, познанию мира, желает постигать что-то новое, значит, несомненно, стоит поддержать его в этом стремлении.

Чего лишнее в дошкольном воспитании?

Некоторые родители, желая посвятить последний год перед отправкой ребенка в школу его дошкольному воспитанию, совершают немало ошибок. Допустим, могут лишать ребенка «тихого часа» после обеда (чтобы отвыкли), устраивать домашние «уроки» с настоящими тетрадками, звонком и даже переменами, заниматься со своим ребенком по программе первого класса. Помните, что все вышеперечисленное - лишнее в воспитании дошкольников, к

тому же такие действия родителей могут нанести вред ребенку. Ведь малыш, которого насильно вовлекают в почти «взрослую» жизнь, может, в конце концов, потерять всякое желание учиться и интерес к школьной жизни.

Что необходимо в дошкольном воспитании?

Воспитание детей дошкольного возраста подразумевает, что и родители и воспитатели обязаны научить ребенка в первую очередь самому мыслить, уметь делать выводы, размышлять, прислушиваться и к другим людям. Да, большему количеству первоклассников это дается с трудом, ведь в период дошкольного воспитания они не получили необходимые для этого навыки. Воспитывая ребенка в дошкольном возрасте весьма важно привить ему перечисленные ниже взгляды и привычки.(2)

 

Развитие детей дошкольного возраста: мелкая моторика.

Воспитание детей дошкольного возраста во многом основано на правильном развитии мелкой моторики. В пальцах малыша есть достаточно много рецепторов. Эти рецепторы отправляют импульсы в мозг, в центры, которые контролируют развитие речи и согласованное движение пальцев рук. Данные центры находятся близко друг от друга. Поэтому очень важно в дошкольном воспитании и обучении ребенка уделять немалое внимание и развитию мелкой моторики. Ребенок, работая ручками и пальчиками, активизирует многие отделы мозга и центры, которые отвечают за развитие речи.(1)

Некоторые родители, рассматривая различные методы воспитания дошкольников, совершают ошибку, думая, что эти методы следует начинать применять не раньше, чем в три-четыре года. Ведь воспитание детей дошкольного возраста берет начало с первых дней жизни крохи. Развивать мелкую моторику возможно благодаря даже самым обычным занятиям с грудным ребенком, проводимые с первых дней его жизни. Весьма хороший эффект дает пальчиковая гимнастика. При выполнении ее необходимо сгибать и разгибать по очереди каждый пальчик крохи, аккуратно массируя их, производить круговые движения по ладошкам. Развитие детей в этом возрасте пусть сопровождается простыми упражнениями, стимулирующими точки, которые напрямую связанны с корой головного мозга.

Воспитание детей дошкольного возраста и их развитие невозможно без наличия тренировок рук и пальцев малыша. Необходимо давать малышу перебирать какие-либо маленькие предметы, конечно только под наблюдением взрослых, чтобы ребенок не проглотил их. Хотя для этих целей все же рекомендуется пришивать пуговицы к кусочку ткани. К тому же весьма полезными и хорошими игрушками являются небольшие кубики,

изготовленные из различных материалов (пластмассовые, деревянные), а также детали конструктора, счетные палочки и остальные подобные игры.

Правильное развитие и воспитание детей дошкольного возраста, включает в себя и применение для этих целей популярных сейчас развивающих ковриков. Их можно сшить и самостоятельно из разных по фактуре тканей: вельвета, шерсти, шелка, бархата или хлопка. Продаются и музыкальные коврики, благодаря ним ребенок запоминает различные звуки.(2)

Но не забывайте и о старых, проверенных и полезных играх: «сорока-ворона», «ладушки», «идет коза рогатая» и другие. Ведь они также входят в процесс развития детей дошкольного возраста.

 

Какие различают особенности психологии дошкольников.

Воспитание детей дошкольного возраста значит и понимание родителями особенностей детской психологии. В этом периоде времени формируется личность ребенка. Малыш находится в постоянном общении не лишь с родителями и с остальными членами семьи, а и со своими сверстниками в детском садике, во дворе, также и с детьми постарше и помладше. Бывает, что при общении ребенка с кем-либо, возникают всякие сложности, которые часто вызваны, неумением слушать и других людей или допустим, наоборот, нежеланием отстаивать свое мнение.(1)

Грамотное дошкольное воспитание детей - это постоянное наблюдение за ребенком, понимание особенностей взаимоотношений между детьми.

 

Заключение

Объект педагогики - ребенок, сложен, интересен и чрезвычайно хрупок. При его изучении, при организации процесса воспитания и обучения нужно помнить - не навреди! Важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок был зрелым не только в физическом и социальном отношении, но и достиг определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует необходимого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важно положительное отношение к учению; способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Кроме этого, необходимо наличие у ребенка мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Не менее важным являются навыки речевого общения, развития мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации.

 

 

Используемый материал

Литература

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416с.
  2. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада /А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.; Под ред. А. Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985. - 176с., ил.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.izh.ru/izh/info/i22152.html
  2. http://www.vospitaniedetey.ru/forum/viewtopic.php?p=92&sid=9fab9d7ad59eed369184f1cca4f580ff
Опубликовано: 22.09.2015