Использование инновационных технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи
Конференция: Развитие детей дошкольного возраста
Автор: Дроздова Светлана Николаевна
Организация: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 186 «Веснушка»
Населенный пункт: Архангельская область, г. Архангельск
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми. Однако не у всех детей она одинаково успешно развивается. К этой категории относятся дети с ОНР, при котором задерживается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.
Для качественного улучшения речевого развития детей наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания необходимо понимать важность участия родителей в педагогическом процессе. Однако, далеко не каждый родитель владеет знаниями, необходимыми для правильного воспитания и развития ребенка, нуждающегося в коррекционном воздействии. В своей работе мы используем следующие формы работы:
-
коллективные (родительские собрания, семинары-практикумы, «Круглые столы», дни открытых дверей и др.);
-
индивидуальные (педагогические беседы с родителями);
-
наглядно-информационные (фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки);
-
социологические срезы, опросы;
-
досуговые (совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, конкурсах).
Традиционные формы решения задачи взаимодействия педагога и родителей не всегда создают возможность активных партнерских отношений. Зачастую родители остаются сторонними наблюдателями, а не активными участниками коррекционно-образовательного процесса.
Хорошей формой работы является вовлечение родителей в совместную деятельность по развитию связной речи в виде оформления семейных электронных фотоальбомов.
Преимущества электронных фотоальбомов:
- повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения фотошоу и звучания детской речи);
- повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет наглядности и доступности материала);
- реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);
- возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности);
- совершенно новый уровень реализации принципа научности (возможность демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни);
- подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.
Цели:
1. Развитие связной речи у детей подготовительной группы с ОНР на материале семейных электронных фотоальбомов.
2. Привлечение родителей воспитанников к активной, систематической помощи детям в коррекции нарушений речи.
Задачи:
-
Закрепить знания по лексическим темам.
-
Развивать практические навыки связной речи, формировать умение детей составлять рассказы по фотографиям из личного опыта.
-
Активизировать педагогический потенциал родителей, стимулировать желание принимать активное участие в педагогическом процессе, формировать понимание необходимости систематической помощи ребенку в преодолении нарушений речи с учетом их индивидуальных особенностей.
Участники: дети подготовительной к школе группы с ОНР, родители, воспитатель группы ТНР.
План работы:
1 этап - организационный. На данном этапе подбирается методическая литература по развитию связной речи, электронные программы для фотошоу.
2 этап – планирование. Составляется план реализации проекта, определяются темы рассказов: «Что нам лето подарило!», «Осенние фантазии», «Зимние забавы» и др.
3 этап - реализация. На данном этапе проводятся вводные родительские собрания, практическое знакомство родителей с данной формой работы, консультации для родителей, сбор и оформление материала (запись детских рассказов по фотографиям).
4 этап - презентация. На данном этапе структурируются материалы по результатам работы, в рамках лексической темы «Моя семья» проводится развлечение и презентация готовых электронных фотоальбомов.
Результаты:
1. Повышение у детей интереса к семейным историям, совместному творчеству с родителями и педагогом, современным информационным технологиям.
2. Активизация связной речи детей, расширение словаря по лексическим темам.
3. Создание в группе атмосферы доверия, взаимопонимания, поддержки, творческих, партнерских отношений между детьми, родителями, педагогом.
Литература:
-
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. - М.: Профессиональное образование, 1993.
-
Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.