Совершенствование нравственных качеств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с художественной литературой

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Перевезенцева Марина Николаевна

Организация: МБДОУ детский сад комбинированного вида №5 «Родничок»

Населенный пункт: Московская область, г.Луховицы

Вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо ли перечислять те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От морали, совести, от наглости и хамства мы достаточно настрадались. Как же развить в ребенке отзывчивость, как сделать его добрее?

Один из путей воспитания нравственности является художественная литература.

Воспитание детей средствами искусства слова – сложный педагогический процесс. Образы литературы благодаря их художественной выразительности способствуют быстрому возникновению у читателей ассоциативных связей с реальным миром. Художественное слово, обращенное к памяти слушателя, к его чувствам, ощущениям, вызывает у него представления о живой реальности, хотя эта реальность в данный момент и не воспринимается им непосредственно. Знакомясь с художественной литературой, дети знакомятся с таким нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость.

В дошкольной педагогике и в детской литературе разработаны требования к художественным произведениям для детей. Необходимо подбирать произведения, ценные в воспитательном отношении, соответствующие возрасту и уровню развития детей.

Критерии отбора:

1. Художественная ценность сказки;

2. Педагогическая целесообразность включение сказки в работу с детьми;

3. Текст сказки  должен быть  адаптирован для  детского восприятия;

4. Содержит нравственный вывод («нравственный урок»).

На основе этих правил, подбираются сказки, которые способствуют развитию нравственных качеств и помогают детям распознать отрицательные поступки героев произведений.

Такие сказки, как «Заяц - хваста», «У страха глаза велики», «Тараканище», «Зимовье», «Жихарка» и т.д., воспитывают смелость, дружбу, отзывчивость и осуждают трусость, хвастаство. Сказки: «Два жадных медвежонка», «Лисичка со скалочкой», «Письмо от слоника» (Т.А.Шорыгина), «Лисичка – сестричка и серый волк»,  воспитывают щедрость, учат быть не жадным, справедливым.

Для воспитания и развития такого нравственного качества, как доброта: «Хаврошечка»,  «Золушка», «Аленушка и братец Иванушка», «Красная шапочка». Нравственный урок в этих сказках таков,  что добро всегда побеждает зло.

На умение распознавать хорошие и плохие поступки  планируются такие сказки, как «Рукавичка», «Петушок – бобовое зернышко», «Гуси-лебеди», «Морозко».

Для  воспитания честности и умения распознавать ложь  предлагаются  детям следующие сказки: «Лиса и козел», «Лисичка – сестричка и серый волк», были Л.Н.Толстого «Косточка», «Лгун», «Чашка».

Работу по развитию нравственных качеств можно начинать с нравственного урока, как  «Добро не горит и не тонет», с формирования понятий «хорошо» и «плохо», с осознанием своих поступков как хороших или как плохих.

Как объяснить ребенку, что каждый поступок – это частица добра, вложенная в огромный мир доброты? От неё становится теплее, светлее и радостнее, а каждый плохой поступок – крупица зла, от которого становится темно и страшно.  Понятия «хорошо» и «плохо» для ребенка абстракция,  потому что их нельзя потрогать, увидеть. Как «оживить» эти понятия?  Как заставить «работать»?

Ответить на эти вопросы помогает Хорплоша – это выдуманный персонаж, который наблюдает за поступками детей. Идея очень проста: если ребенок совершает хорошие поступки,  Хороплоша улыбается, радуется, становится сама доброй, веселой. А если Хороплоша видит плохие поступки, она превращается в злое, безобразное существо.  С помощью этого сказочного героя детям легко было разобраться, что хорошо, а что плохо.

Для знакомства с этим сказочным персонажем разработали занятие,  цель, которого  познакомить с Хорплошей и формировать нравственные качества, как доброта, ответственность за свои поступки.

Для полного понимания детьми сказки «Лисичка со скалочкой» необходимо эмоционально передать содержание сказки, со всеми интонациями и выражениями, а также правильно составить вопросы, чтобы дети смогли оценить поступки лисы и других героев, подвести к  понятию, как честность. Честность -   это когда тебе доверяют, помогают.

Рассматривая такой нравственный урок, как «Смелые глаза – молодцу краса»,  при рассказывании сказки «Гуси-лебеди», дети учатся понимать не только, что такое смелость, заботливость, доброта, но учили  быть ответственными за свои поступки.

При знакомстве со сказкой  «Два жадных медвежонка» важно было, чтобы дети поняли,  что щедрый не только тот, кто всем все дает, но и умеет правильно поделиться. 

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» воспитывает у детей добрые чувства по отношению к близким людям и чувство сострадания к тем, кто попадает в беду, но также учит быть внимательным не доверять людям злым, лживым. Дети по этой сказке,  знакомятся  не только с положительными качествами, но и с отрицательными: зло, ложь. 

Для закрепления полученных знаний, представлений, для воспитания нравственных качеств детям читают сказки, стихи, рассказы в свободное время.

На занятиях и в повседневной работе, после чтения произведения, используются  методы, как беседы, рассматривание и  обсуждение иллюстраций к произведениям, пример взрослых, выразительное чтение, игры (игры-драматизации, подвижные игры, игровые упражнения, игровые ситуации).  

Проводить беседы  старались так,  чтобы детям было интересно, поучительно, весело.   Дети с большим интересом беседовали по стихотворениям: «Не хочу быть трусом». Цель этой беседы  -   научить детей оценивать поступки героев, эмоционально  правильно относится к разным  поступкам.

Беседы с детьми помогают  дополнять, закреплять, систематизировать знания детей, развивать  мыслительную деятельность. Во время занятий и   вне  занятий предлагали детям нарисовать любимую сказку, понравившийся эпизод.  Дети рисовали героев сказок, в которых они смелые, добрые, честные.

Использовать   изобразительную деятельность в воспитании нравственных качеств очень важно, ведь  рисунок  включает весь  опыт ребенка: то, что видит, знает и чувствует. 

В работе по формированию нравственности важная роль отводиться игре-драматизации. В них дети объединялись общими переживаниями; они учатся согласовывать свои действия, подчинять свои желания интересам других детей.

 «Игра в волшебника нравится детям, они с большим интересом играют в неё. Ребенку предлагается  роль волшебника, даётся  волшебная палоч­ка. Он должен наделить предметы и людей необычными свойствами. Например, стол воспитателя  волшебник превращает в замок, в котором живут гномы. Чашку превращает в собачку, которая любит сладо­сти.  Любую девочку  — в Красную шапочку.

Ребенку, который выступает в роли волшебника, предлагалось послушать инструкцию: «Вот тебе волшебная палочка. Ты можешь превращать людей и вещи во что пожелаешь. Только выполни одно условие: не упо­требляй палочку во зло! Не навреди никому!»

Остальные участники игры тоже должны выполнять правила:

«Как только палочка коснется вас, вы превращаетесь в ... . Слушайте волшебника!»

Игры- упражнения такие как,  «Тише, Танечка, не плачь», где предлагалось найти для девочки, которая упала и разбила коленку  ласковые, добрые  слова, выразить ей сочувствие. Это упражнение позволяет научить детей быть добрыми, отзывчивыми, а также дети узнают,  что с помощью слова можно пожалеть, согреть, приласкать, ободрить.

Важно научить детей эмоционально отзываться на различные ситуации, уметь улыбаться, огорчаться, удивляться, радоваться,  и т.д.  Для этого используются разнообразные игровые ситуации, например отрывки из хорошо знакомых сказок («Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-Цокотуха» К.Чуковского) и  изобразить эмоции героев:  удовольствие, гнев, страх, ужас, удивление, радость.

Подвижные игры играют  важную роль в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста. В подвижной игре ребенок учится быть внимательным к своим товарищам, честно поступать, справедливо выбирать ведущего, смелости.

 В каждой подвижной игре есть правила, которые надо выполнять, а для этого требуется терпение, выносливость, даже мужество. Подвижная игра увлекает детей. В  игре ребенок учится самоутверждаться, она ведет ребенка к  самоуважению, самолюбию.

Использовали такие игры, как «Два Мороза», «У медведя во бору», «Лиса и петушок», «Совушка»,   «Веселый бубен», «Хитрая лиса», Охотники и зайцы», «Бездомный заяц».

Одним из приемов нравственного воспитания в детском саду является использование пословиц, поговорок. Ведь в них заложен важный нравственный урок.  Они обогащают знания детей, заставляют ребенка думать, воображать, поступать  правильно.

Знакомя детей с понятиями, добро и  зло мы сообщали, что немало пословиц и поговорок люди сложили о добрых людях  и злых, хороших делах и дурных.

Рассказывая сказку «Зимовье» можно познакомить с пословицей:  «У страха глаза велики». Эта пословица о тех, кто боится любого шороха, шума и делает из этого много шума.

Таким образом, использованный  комплекс форм и методов работы по развитию нравственных качеств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с художественной литературой, позволяет обогатить опыт детей, закрепить знания о нравственных качествах, изменить поведение  детей в лучшую сторону.

 

Литература:

  1. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988.
  2. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.
  3. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном  детстве. [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса – М.: Мозаика- Синтез, 2006.-72с.
  4. Жучкова, Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. [Текст]: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов./ Г.Н. Жучкова – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006 – 64с.
  5. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком- дошкольником литературного произведения [Текст]: тезисы докладов./А.В.Запорожец — М., 1948, с. 73 –76
  6. Иванова, О.А.Учимся читать художественную литературу [Текст]: программа. Тематическое планирование. Конспекты занятий. Для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста./ О.А.Иванова – М.; Школьная Пресса, 2004 – 80с.
  7. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст) [Текст] / Н.С.Карпинская. – М., «Просвещение», 1972 – 152с.
  8. Козлова, С.А., Дошкольная педагогика [Текст]/ С.А.Козлова, Т.А Куликов.  – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416с.
  9. Нравственное воспитание в детском саду.[Текст]: под ред. В.Г.Нечаевой и Т.А. Марковой. – М., «Просвещение», 1978. – 256 с.
  10. Недоспасова, В.А.  Растем играя: Сред. и ст. дошк. Возраст [Текст]: пособие для воспитателей и родителей \В.А. Недоспасова - М., Просвещение, 2002- 150 с.
  11. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой [Текст]: для работы с детьми дошкольного возраста / Л.Б. Фесюкова, З.А. Курбатовой, Н.М. Стариковой, Ю.А. Модлинского, Н.М. Шевченко. – Харьков: Фолио, 1997 – 464.
  12. Шорыгина, Т.А.  Беседы о хорошем и плохом поведении [Текст] / Т.А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2007 – 96.

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано: 26.10.2015