Комплексный подход к физкультурно–оздоровительной работе ДОУ

Конференция: Здоровьесберегающие технологии по ФГОС ДО

Автор: Лагушкина Светлана Владимировна

Организация: МБДОУ ЦРР – детский сад № 13 «Теремок»

Населенный пункт: Московская область, г. Подольск

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для формирования здорового образа жизни.
Здоровье — это не просто отсутствие болезней или физических дефектов, это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по здоровьесбережению, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье детей.

Работа по созданию здоровьесберегающей среды в нашем детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, на принципах гуманизации педагогического процесса, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи. «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.

В 1996 году наш детский сад получил статус Центра развития ребенка. Мы создали в ДОУ соответствующие условия для реализации комплексного подхода в организации физкультурно-оздоровительной работы, обеспечили соответствующий подбор кадров.  Мероприятия по данному направлению представлены в годовом плане физкультурно – оздоровительной работы ДОУ.  Говоря о комплексном подходе, мы можем схематично представить здоровьесберегающую систему ДОУ нашего учреждения.  (Приложение 1). Рассмотрим некоторые компоненты данной модели.

Здоровьесберегающая среда– это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
Здоровьесберегающая среда в нашем дошкольном учреждении создана с учетом индивидуально-дифференцированного подхода. В учреждении функционируют физкультурный зал, плавательный бассейн, музыкальный зал, медицинский кабинет, процедурный кабинет, спортивная площадка.

В самих группах созданы здоровьесберегающие условия: учебный процесс строится в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, выделено пространство для организации двигательной активности детей, созданы спортивные уголки с физкультурным оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую работу.  Мы стараемся создать комфортную, уютную среду, приближенную к домашней, где можно организовать разные виды игровой и творческой деятельности: все группы оснащены разнообразием игрового, наглядного материала. Важное значение в сохранении психического здоровья детей придаем личностно-ориентированному стилю общения, основой которого является признание малыша как полноценной личности, учету детских интересов и предпочтений в содержании и организации разных видов деятельности.

Особое значение в деятельности педагогического коллектива по созданию здоровьесберегающего пространства (среды) придается: подбору здоровьесберегающих технологий для организации образовательной деятельности с дошкольниками.
Основные цели и задачи технологий: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у ребенка необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни.

В учебно- воспитательном процессе мы используем  три группы технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • Ритмопластика
  • Динамические паузы
  • Подвижные и спортивные игры
  • Релаксация
  • Элементы методики Базарного
  • Гимнастика пальчиковая
  • Гимнастика для глаз
  • Гимнастика дыхательная
  • Аромотерапия
  • Гимнастика бодрящая
  • Гимнастика корригирующая
  • Закаливание

2. Технологии обучения здоровому образу жизни:

  • ООД, продуктивная деятельность, экскурсии, конкурсы, досуги, развлечения
  • Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
  • Коммуникативные игры
  • Занятия из серии «Здоровье»
  • Самомассаж
  • Точечный самомассаж
  • Просмотр мультфильмов и презентаций о здоровье
  • Акции «Сохрани свое здоровье»
  • Проектная деятельность
  • Опытно – исследовательская деятельность

3. Коррекционные технологии:

  • Технологии музыкального воздействия
  • Сказкотерапия
  • Песочная терапия
  • Технологии воздействия цветом
  • Технологии коррекции поведения
  • Психогимнастика. Прием «Круг здоровья»
  • Фонетическая ритмика
  • Кинезиологические упражнения

Все технологии воспитатели представляли на открытых занятиях, проходивших в рамках месячника «Все лучшее детям», а также на педсовете: «Комплексный подход в физкультурно – оздоровительной работе ДОУ №13»

 В детском саду функционируют платные кружки физкультурно – оздоровительной направленности: кружок «Здоровячок», целью которого является профилактика плоскостопия, осанки у детей, развитие двигательной активности у детей. Занятия в спортивной секции «Обучение таэквондо» способствуют укреплению состояния здоровья, повышению уровня физических и психических качеств детей в соответствии с их возрастными возможностями. Дети, посещающие секцию, продолжают обучение таэквондо и в дальнейшем в спортивных кружках нашего города. % поступления детей в спортивные секции составляет 42%.

Начиная с первой группы воспитателем и медицинской сестрой заполняются индивидуальные карты здоровья, анализ которых позволяет оценивать эффективность проводимой в учреждении физкультурно – оздоровительной работы.

В результате комплексного подхода улучшилось физическое развитие детей, существенно сократилось число случаев заболеваний. Данные представлены в таблице.

Учебный год

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

2014/2015 г.

24 %

12%

62%

54%

14%

34%

2015/2016 г.

22%

9%

59%

51%

19%

40%

Следует подчеркнуть, что укрепление здоровья детей может быть достигнуто скоординированными усилиями педагогов, медиков и родителей. Оценить степень эффективности проводимой с детьми образовательной и оздоровительной работы мы можем по показателям комплексной оценки физического здоровья детей.

Таким образом, современные подходы к оздоровлению детей, используемые в нашем учреждении, совместная деятельность руководства, сотрудников ДОУ и родителей убедительно доказывают эффективность физкультурно-оздоровительной работы с детьми.


 

Список литературы

  1. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М.; Сфера, 2010.
  2. Маханева М.Д.  Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.
  3. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста ( 3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2013.
  4. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – М.,2006.
  5. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
  6. Каралашвили Е.А.  Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.,2011.
  7. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. - №17-24.
  8. Зедгенидзе В.Я. Формирование здоровья ребенка /В.Я. Зедгенидзе //Современный детский сад. - 2007. - №1. 
  9. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001.
  10. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
  11. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003. 
  12. Павлова М. А. Здоровьесберегающая система дошкольного учреждения. Волгоград, 2014 .
  13. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. - 2007. - №2. 
  14. Шарманова С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни /С.Б. Шарманова //Управление ДОУ. - 2006. - №4. 
  • prilozhenie.docx.. 17,6 КБ
  • Опубликовано: 28.01.2017