Реализация принципа ФГОС ДО «Сотрудничество Организации с семьей» через погружение родителей в образовательную деятельность ДОУ

Конференция: Современные формы работы с родителями в ДОУ

Автор: Косолапова Людмила Николаевна

Организация: МБДОУ №52

Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск

«Только вместе с родителями, общими усилиями,

педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».

В. А. Сухомлинский.

 

 

В настоящее время происходит перестройка системы дошкольного воспитания, направленная на улучшение его качества. Положительный результат может быть достигнут лишь при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего тесное взаимодействие и сотрудничество воспитателей, педагогов и родителей.

С целью обогащения родителей знаниями в вопросах воспитания и развития детей, снижения возможного недопонимания или недоверия родителей к коллективу нашего детского сада было разработано и реализовано несколько форм взаимодействия с родителями, предполагающих непосредственное участие родителей в образовательном процессе.

1. Участие родителей в модульном погружении в тему недели

ФГОС ДО ориентирует нас на вариативность и разнообразие содержания Программ и форм образовательной деятельности дошкольного образования, и побуждает нас переходить от «вчерашних привычных» учебных занятий к новым вариативным формам. Одной из таких инновационных форм, разработанной коллективом ДОУ, является «Модульное погружение в тему», которое основывается на интеграции образовательных областей, позволяющая за небольшой отрезок времени решать несколько дидактических целей и задач.

Организация деятельности модульного погружения осуществляется по следующей схеме:

- тема погружения делится на блоки (модули), то есть разрабатываются станции, в основе которых образовательные области и/или виды детской деятельности. Станции (модули) являются самостоятельными частями, несущими определенную информацию, они объединены одной целью, но задачи у каждого свои.

Примерные названия станций: «Познавайкино», «Говорилкино», «Релаксинкино», «Прыгалкино», «Испытайкино», «Домисолькино», «Творилкино» и тп.

Станции располагаются по всему детскому саду, это могут быть другие группы, кабинет психолога, ИЗО студия, обязательно музыкальный и спортивный залы.

- разрабатываются командные маршрутные листы (карты), по ним группы детей передвигаются от станции к станции. Они нужны для того, чтобы разные группы (команды) детей не пересекались на станциях, а ходили как по расписанию.

- деление на команды может происходить как на утреннем приеме детей, так и во время мотивации. Дети выбирают жетоны (смайлики) определенного цвета, картинки или буквы. Кто выбрал жетоны синего цвета, это одна команда, красного – другая и т.п.

- обязательным условием является мотивация детей к погружению. Мотивационные действия зависят от темы.

- время работы станций зависит от количества станций, дети за час должны побывать на всех станциях. Если команд 4, то по 15 минут.  Хозяева станций строго следят за временем и по окончании 15 минут заканчивают работу станции и дети отправляются на другую станцию

- после путешествия по станциям все команды собираются в одном месте для заключительного этапа погружения, в том числе и для рефлексии, и поощрения.

Степень участия родителей в темах модульных погружений разная:

  • В роли хозяев станций.

Например, на тематической неделе «Все профессии хороши, выбирай на вкус» прошло «Модульное погружение в тему «Есть много профессий
хороших и нужных…», где в роли педагогов (хозяев станций) выступали родители. На которых они погружали детей в свои профессии: банкира, сурдопереводчика, парикмахера, дизайнера и радиоинженера.  Какое было удивление детей, когда их на станциях встречали родители!

На станции «Банкир», хозяйка-мама рассказала детям о своей профессии, познакомила с работой на калькуляторе.  Мама-дизайнер на своей станции рассказала о своей профессии, с детьми рассмотрели иллюстрации, вместе поучаствовали в элементарном дизайнерском решении. На своей станции папа радиоинженер рассказал о своей профессии, показал видеокадры, связанные с профессией, познакомил с прибором «Целограф». На станции «Парикмахерская» дети делали прически, рассматривали инструменты и косметические средства. А мама-сурдопереводчик познакомила детей с языком жестов, и они даже выучили четверостишье.

Целью данного погружения было расширение знаний детей о профессиях с помощью нетрадиционной формы образовательной деятельности, а также вовлечение родителей воспитанников в единое образовательное пространство.

В модульном погружении в тему «Школа – это светлый дом, Мы учиться будем в нем…», на одной из станций хозяйничал папа, он вел урок труда у мальчиков, где дети познакомились со столярными инструментами и вместе смастерили кормушку для птиц.

  • Равноправные с детьми участники погружения.

Целью погружения родителей вместе с детьми служит помощь воспитателям в передвижении детей по саду, помощь на станциях в выполнении какого-либо задания. Такая помощь необходима воспитателям младших групп.

  • Помощники в организации погружения.

Оказывают помощь в оформлении станций, изготовлении атрибутов по темам погружения, при необходимости беседы, просмотры видео роликов с детьми дома.

 

2. Погружение родителей в жизнь дошкольного учреждения.

С целью знакомства родителей с распорядком дня, с коллективом педагогов,  с основными направлениями образовательного процесса в ДОУ было решено, начиная со второй младшей группы, проводить погружения родителей в жизнь дошкольного учреждения. Для того чтобы в знакомстве охватить как можно больше педагогов в этот день проводятся модульные погружения детей в тему.

Пример погружения. По теме недели «Нашу Землю поздравляем, быть здоровой ей желаем!» провели двойное погружение: модульное погружение детей в тему и погружение родителей в жизнь детского сада.

Организация деятельности осуществлялась по следующей схеме:

  1. Родители подходили к 8 часам, оставались в группе с детьми. Их представляли детям как новеньких воспитанников. Мамам завязывали бантики, папам – галстук-бабочку.
  2. На утреннем приеме дети и родители выбрали фишки (5 цветов) с изображением (воробей, заяц, мишка, лиса, мышонок), для деления на команды.
  3. По расписанию все пошли на гимнастику.
  4. Вместе позавтракали.
  5. Мотивационный момент: пришел старший воспитатель, принес видео-письмо от Планеты Земля. В письме говорилось, что у Планеты Земля день рождение и она хочет его отпраздновать с ребятами.
  6. В 9.00 распределились по командам, выбрали командира (одного из родителей), получили маршрутные листы.
  7. В 9.10 дети и родители отправились по станциям.
  8. Работа станций была по 10 минут, команды за 50 минут побывали на всех станциях.
  9. После путешествия по станциям все команды собрались в группе на заключительную часть погружения: благодарственное слово Земли и чаепитие.
  10.  Сборы на прогулку.
  11.  Прогулка. Совместные игры.
  12.  После прогулки Планета Земля поблагодарила всех за веселый день рождение, подарила сувениры.
  13.  Вместе пообедали.
  14.  Попрощались с родителями.

В модульном погружении в тему работало 5 станций: «Прыгалкино», «Релаксинкино», «Познавайкино», «Говорилкино», «Домисолькино». На своей станции педагог-психолог провела релаксационные упражнения, рассказала сказку о Земле, полепили из кинетического песка зверушек. Инструктор по ФК на своей станции познакомил детей с новыми подвижными играми. На станции «Познавайкино» воспитатель группы рассказала, в игровой форме, познавательные истории из жизни животного и растительного мира. Учитель-логопед, на своей станции, поиграла с детьми в игру «Доскажи слово», провела артикуляционную гимнастику, вместе выложили сердечко из макарон. Станция «Домисолькино» с ее хозяйкой музыкальным руководителем встретила своих гостей хороводом «Земелюшка-чернозем», пением «Зима прошла», подражательной пляской. 

Родители вместе с детьми прожили первую половину дня: поучаствовали в утренней гимнастике, режимных моментах, побывали на занятиях, которые проводили с их детьми воспитатели и специалисты, посмотрели, как их дети играют на прогулке, что кушают на завтрак и в обед.

 

3. Проведение НОД – родитель в роли педагога.

Ввели традицию по некоторым темам недели приглашать родителей для проведения непосредственно образовательной деятельности. Например, по теме недели «Каждый маленький ребёнок, должен знать это с пелёнок» мама-пожарный инспектор провел с детьми занятие «Если в доме пахнет дымом, вызывай на помощь сразу!..». На котором она рассказала об опасностях, подстерегающих нас дома, о работе пожарного, показала и дала померить/потрогать обмундирование пожарного, подарила раскраски.

Приходили и проводили занятия родители врачи, медсестры, стюардессы, спортивные тренера, строители.

4. Совместное выполнение работы.

Одним из методов вовлечения родителей в образовательную деятельность является совместное с детьми выполнение работы. На тематической неделе «Мы едем, едем, едем…» в первой младшей группе была проведена коллективная работа детей и родителей – аппликация «Автомобиль». Данное мероприятие проходило во второй половине дня, когда родители приходили за детьми. Родителя приглашали пройти в группу и вместе с ребенком наклеить на шаблон автомобиля цветные квадратики. Аппликация выполнялась в технике мозаики из отрывной цветной бумаги.  Готовую аппликацию вывесили на обозрение всем. По этой же схеме проводились занятия и по другим темам недели.

Раз в месяц в каждой группе проводятся литературные чтения. В роли чтеца выступает родитель. После чтения произведения ребята зарисовывают сюжет из прочитанного, после создается рисованная книжка.

Предполагается, что результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию позитивных эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.

Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь, но мы смогли своими мероприятиями удивить и порадовать своих родителей. Можно сказать, что поставленные в начале цели и задачи реализуются и дают положительные результаты. Отношение родителей к детскому саду стало более гибким, они стали проявлять искренний интерес к жизни группы и сада.

Но на этом работа с родителями не закончена. Наш коллектив будет делать все, чтобы дети с удовольствием ходили в детский сад, а родители были довольны работой нашего ДОУ.

 

Опубликовано: 15.02.2017