Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Егорова Анна Аркадьевна

Организация: МАДОУ ЦРР – детский сад №6

Населенный пункт: Пермский край, г. Губаха

Ребенку – дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно – научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Неполноценная экспериментальная деятельность накладывает отпечаток на формирование познавательного развития.

Возникновение опыта связано с выделением в образовательном процессе экспериментирования, наряду с игровой деятельностью, которая позволяет детям моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах.

Исследовательская активность способствует становлению субъективной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Поисково-познавательная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность.

Эффективность познавательных занятий в том, что на основе уже имеющихся знаний дети получают все новые и новые представления о явлениях окружающего мира, систематически дополняя и расширяя их в соответствии с возрастными особенностями детей.

Поисково-познавательная деятельность направлена на познание и преобразование объектов окружающей действительности, способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

В повседневной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет, не тонет), пробуют на вкус. Опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с элементарными правилами безопасности.

Эксперимент, организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в тоже время знакомит детей с различными свойствами окружающих предметов. Создание «лаборатории» способствует самостоятельному приобретению опыта в экспериментальной деятельности. Для лучшего усвоения материала, применяются рисунки, схемы, алгоритмы. Алгоритмы помогают развить у детей такие психические процессы, как память, внимание, образное мышление, воспроизводить необходимую информацию (перекодировать – преобразовать ее из абстрактных символов в образы).

Важной задачей при проведении исследования является последовательность.

В результате экспериментирования, ребенок отвечает не только на вопрос: как я это делаю, но и на вопрос, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получится в результате. Приобретение «квазиисследовательских», экспериментальных способов позволяет дошкольнику стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе.

Не остаются без внимания эксперименты, проводимые на прогулках. Дошкольники с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства: песок – сыпучий, а глина плотная. Песок и глина по - разному пропускают воду. Почему при сильном ветре нельзя играть с песком – потому что песчинки маленькие, мелкие, не прилипают друг к другу – при сильной струе воздуха поднимаются вверх. Выдвигают свои суждения, что можно сделать, чтобы можно было играть (хорошо смочить песок). У дошкольников старшего возраста формируется представление о том, что Солнце является источником света. Предлагаю посмотреть на солнце и ответить на вопросы:

- что ощущаешь, когда обращаешь лицо к солнцу?

- можно ли на него смотреть прямо, не больно ли глазам?

Рассматривая камни через лупу, дети видят трещины, узоры, кристаллы. С большим интересом проходит исследовательская деятельность в зимнее время. В совместной деятельности педагог - ребенок проводится опыт. В стеклянную банку налита вода, плотно закрыта крышкой и оставляется на улице. Вскоре банка лопается, а вместо нее остается кусок льда. Дошкольники выдвигают свои гипотезы и приходят к выводу: замороженная вода – лед – занимает больше места, чем вода жидкая, поэтому льду в банке стало тесно, и он разорвал ее. На вопрос, что будет, если лед занести в помещение дети сразу дают ответ – растает. Рассматривая снежинки на цветном картоне, дошкольники определяют свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья). Набрав снег в стаканчики, дети ставят один на солнце, а второй в тень. В конце прогулки сравнивают, где снег быстрее осел, и приходят к выводу: под лучами солнца снег нагревается и оседает. Дотрагиваясь до металлических предметов, дошкольники определяют, где солнце греет сильнее, какие предметы нагреваются быстрее, делают вывод: темные предметы нагреваются быстрее, они меньше отражают света. Весной совместно с педагогом дошкольники определяют силу ветра с помощью флюгера, направление по компасу.

Формированию познавательного интереса у детей с неживой природой способствуют дидактические игры. Дидактическая игра: «Круговорот воды в природе» способствует закреплению знаний о значении воды для жизни человека, объясняет причину выпадения осадков. В игре используется прием фантазирования и метод эмпатии. Дети рассматривают схему, взявшие на себя роль маленьких человечков, передвигают их символы по схеме и обыгрывают этапы процесса.

Дидактическая игра «Хорошо – плохо». В игре дошкольники анализируют свойства ветра, учатся выдвигать противоречия, заложенные в его сущность. Хорошо – ветер приносит прохладу, дождевые облака, переносит семена растений. Плохо – приносит дождевые облака, нельзя гулять. Дует ветер – холодно. От сильного ветра могут упасть деревья.

Закрепляются знания о свойствах воздуха в играх «Игра с соломинкой» и «Волшебный фломастер».

В игре с соломинкой закрепляются знания, что внутри человека есть воздух и его можно обнаружить. Дети дуют в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха и опускают конец трубочки в стакан с водой, образуются пузыри.

Игра «Волшебный фломастер» дети дуют в один конец фломастера, а из другого распыляется краска, используют трафареты. При рисовании используют силу потока воздуха.

В игре «Рисуем мыльными пузырями» закрепляются свойства воды – растворимость. Дошкольники самостоятельно по алгоритму готовят мыльный цветной раствор. Делают мыльные пузыри и на край стакана помещают лист бумаги. Остается мыльный, цветной отпечаток. Используя прием фантазирования, дети дорисовывают фломастерами или цветными карандашами.

Одним из важных условий успешной работы по формированию познавательного интереса у детей с неживой природой в процессе экспериментирования является совместная деятельность в работе с родителями. Использование такой формы работы формирует у родителей активную позицию в воспитании, развитии своего ребенка. Консультации для родителей, анкетирование, рекомендации способствуют проявлению интереса и становлению активных участников в исследовательской деятельности.

 

Литература.

  1. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. М.,1994.
  2. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в  детском  саду. М., 2004.
  3. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003.№3. С.4-12.
  4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2002.
  5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.,2002.
  6. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.- М.: изд. дом «Карапуз», 2001.
  7. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007. №6. С.13-16.
  8. Гризик Т.И. Познаю мир. Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». – М.: Просвещение, 2000. – 160с.
  9. Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие. 2003.
Опубликовано: 17.11.2015