«Воспитание ребёнка средствами музыки» (сообщение из опыта работы)

Конференция: Современные подходы к реализации ФГОС ДО

Автор: Петухова Татьяна Алексеевна

Организация: МАДОУ д/сад «Улыбка»

Населенный пункт: ХМАО-Югра, п. Малиновский

«Любите и изучайте великое искусство музыки.

Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей.

Оно сделает вас духовно богаче.

Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы.

Вы увидите жизнь в новых тонах и красках»

Шостакович Д.

 

 

Если ты спросишь меня, где можно услышать музыку, я отвечу тебе – всюду, везде, всегда…

Чуткое ухо слышит музыку и в голосах птиц, и в шуме деревьев, которые раскачивает ветер, и в волнах. Набегающих на берег, и в каплях дождя, когда, неторопливый, он звенит и стучит по стеклам окон и по железным крышам домов. Или с громким шумом низвергается из лиловых туч.

И даже – представь себе – даже одна-единственная капля, скатываясь с ледяной сосульки, даже эта маленькая прозрачная капелька, ударяясь о лужу талой воды, напевает какой-нибудь музыкальный звук – блямс…

Все эти звуки, конечно, еще не та музыка, которую мы привыкли называть музыкой. Но если бы их не было, не было бы и того великого искусства, которое создал гений человека, того искусства, которое называется музыкой.

Начало начал музыки – звук. Те звуки, которые окружают человека. А стало быть. И нас с тобой. Основа же музыки – мелодия. В далекие доисторические времена, когда труд сделал человека разумным и мыслящим существом, вложив в его руки палку или камень, этот же труд помог человеку сложить первую песню. Может быть, эта первая песня состояла всего лишь из двух-трех-четырех звуков. Но эти два-три-четыре музыкальных звука уже были короткой незамысловатой мелодией, положившей основу музыки.

И в конце концов музыка становится тем прекрасным и великим искусством, которое не только делает человека благороднее, добрее, но и обогащает его мысли и его жизнь.

Музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать оказывает влияние на самочувствие ребенка.

Музыкальное искусство является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Приобщаясь к культурному национальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений.

Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Как же нужно работать с дошкольниками, чтобы помочь им принять мир добра и красоты, мир, построенный на любви, дружбе, взаимопонимании? И вот здесь бесценную помощь может оказать музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям можно долго объяснять, что чувствует человек, которому грустно, но достаточно включить или сыграть грустную, минорную музыку, и ребенок начинает понимать состояние печали с первых тактов.

Музыка: воспитание души. Главной целью этой темы является развитие доброго отношения детей друг к другу, отзывчивости, а также позитивного восприятия самого себя. Только такой ребенок, который верит в свои силы, знает, что он любим, способен любить других.

Такие воспитательные задачи наряду с основными обучающими задачами я пытаюсь решать совместно с педагогами детского сада, на музыкальных занятиях, а воспитатели в других видах деятельности и в повседневной жизни детского сада.

Основная форма работы – музыкальные занятия.

Раньше музыкальные занятия проводились традиционно… сидя, лицом к взрослому. Но как можно разбудить душу и сердце детей на музыкальных занятиях, если они даже не видят друг друга? Я предлагаю детям встать в круг – дети не только видят друг друга, но и могут взяться за руки, могут взаимодействовать. В начале занятия мы приветствуем друг друга - здороваемся, (различные виды приветствий) например с солнышком. Передаем тепло своих рук и своего сердца друг другу, и дети чувствуют, что музыкальная игра уже началась! Тогда у них возникает особое эмоциональное настроение, отношение ко всему происходящему, к сверстникам и самому себе, появляется предчувствие чего-то загадочного и интересного. И дальше совместная игровая деятельность продолжается в зависимости от той темы, с которой началось занятие (здороваемся с солнышком – песня о солнышке, о весне).

Так как же музыкой можно воздействовать на душу ребенка? Только целенаправленно! Не стоит ждать, что ребенок, послушав музыку один, два, или даже пять раз, сразу станет лучше. Поймет, как оказать поддержку сверстнику или близкому человеку, когда им будет плохо. Только постепенно, от занятия к занятию, сопереживая услышанное сам, вызывая ребенка на диалог и получая ответную реакцию, можно добиться желаемого. По возможности практически весь музыкальный репертуар по слушанию: («Клоуны» Д. Кабалевского, «Болезнь куклы» П. И. Чайковского, ……) и пению: («Как у наших у ворот» р.н.п. «), обыгрываем. Это помогает детям лучше понять произведение, почувствовать, что хотел выразить музыкой композитор.

Игровая деятельность «вмещает» важные элементы взаимодействия между людьми, а музыка выполняет функцию структурирования игры, задает ее внешнюю и внутреннюю форму, ритм, динамику, пульс и эмоциональную энергию.

Колыбельные

«Баю-баюшки-баю». Сколько ласковых слов находит мать, убаюкивая свое дитя. Сколько нежности в пении, обращенном к ребенку. Малыш, даже не зная языка, не понимая слов, слушает колыбельную песню, успокаивается и засыпает. Его убаюкивают мягкие, спокойные, теплые голоса, ласковые обращения. Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке.

Мелодия – это душа музыки. Колыбельные песни – первые мелодии, первые песни, первые впечатления ребенка. Привыкая к повторяющимся интонациям в песни взрослого, ребенок овладевает речью, понимает содержание. Через колыбельную ребенок получает первые впечатления об окружающем мире, птицах, животных. Колыбельные содержат элементы нравоучений, они учат добру.

Но самое важное воспитательное влияние на ребенка оказывает сама нежность, любовь того, кто ее исполняет. (Колыбельная А.Герман). Для полноценного развития ребенку необходимо чувствовать себя любимым, защищенным. Колыбельная, в которой с лаской обращаются к малышу, помогает удовлетворить его потребность в общении с взрослыми. У ребенка возникает ответное чувство привязанности и любви к родному человеку: маме, бабушке.

В детском саду колыбельные песни звучат на занятиях, в спальных комнатах перед сном, но хотелось бы, чтобы они чаще звучали и в повседневной жизни детского сада. Ведь колыбельные песни дети могут петь сами, с сопровождением и без. Дети могут использовать их в своих играх. Основное время в детском саду дети проводят с воспитателем, поэтому именно он может ввести в их жизнь народные колыбельные. Одни он может петь сам (не нужно особых вокальных данных), ведь колыбельная идет от сердца. Другие использовать в виде аудиозаписей (качественные колыбельные песни можно скачать с интернета в исполнении профессиональных исполнителей).

Народное творчество

Народная музыкальная культура (песенное и танцевальное творчество) рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием музыкально-эмоционального восприятия, фантазии, общей музыкальной культуры, музыкального слуха и чувства ритма. Интерес к исполнительству на народных инструментах, народному творчеству поддерживается благодаря созданию развивающей среды, материальной базы.

В процессе исполнительства (пения, танца, исполнительства на народных инструментах) создается благоприятный психологический климат, способствующий раскрытию индивидуальных свойств личности ребенка, он осознает себя частью коллектива.

В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности, учит добру. Например русские народные песни: «Пошла млада за водой», «Аннушка», «Ворон», «На зеленом лугу», «Как пошли наши подружки», «Как на тоненький ледок», «Ой, вставала я ранешенько», «Серенький козлик», «Младешенька».

«Народная песня, как сказочный источник живой воды, дает силу и вдохновение, учит красоте и мастерству, учит любить жизнь и человека» – как сказал о народной песне Д.Б. Кабалевский.

Музыкотерапия

Одним из интереснейших и перспективных направлений применения музыки в дошкольном учреждении является музыкотерапия, под которой подразумевается создание гладкого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствовало бы коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, в процессе их двигательно-игровой деятельности.

Это направление носит как коррекционную, так и профилактическую направленность и может широко применяться в работе со здоровыми детьми.

Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) на занятиях, использую и много активных приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике. Каждый прием нужно подбирать, исходя из фазы занятия и в соответствии с музыкальным произведением. Использую на занятиях методы  хромотерапии и уветотерапии. Эти методы включают в себя использование различных атрибутов определенного цвета. Например, в танцах, танцевальных композициях и танцевальных миниатюрах, предлагаю использовать шелковые шарфики, ленточки, косыночки зеленого, красного, голубого, желтого и белого цвета. Данные цветовые решения способствуют созданию благотворного, хорошего настроения, успокаивают, дают заряд положительных эмоций. Композиция с белыми шарфиками – «Зимняя сказка», голубыми – «Морская стихия», зелеными платками – «Весенняя фантазия».

Большой отклик вызывают у детей элементы сказкотерапии, психогимнастики и игротерапии. Под определенный характер музыки дети попадают в сказку. Например: сказка «Гуси-лебеди». Перед началом спектакля дети поют веселую песенку, тем самым получив эмоциональный толчок, заряд положительных эмоций. Дети, под сопровождение музыки, изображают героев из любимых сказок, а иногда и сами слушая музыку, под руководством педагога могут сочинять сказки: (пример: «Три поросенка», Козленок («Гуси-лебеди»). Музыкотерапия способствует не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального настроения, она учит управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения. Например: детям очень нравятся упражнения и композиции, способствующие развитию активного внимания, слухового восприятия, фантазии и творческого воображения: «Здравствуйте», «Бабочки и цветы», «Цветок», «Машины», «Карнавал», «Заколдованный лес», «Театр рук и ног», «Планета», «Осень».

Дети импровизируют образные и танцевальные движения в соответствии с характером музыки (превращаются в бабочек, животных, насекомых…, продираются сквозь лесную чащу, изображают животных, птиц, даже явления природы). Здесь даже малоактивные дети с удовольствием импровизируют и передают волшебные образы.

Можно использовать на занятиях и в свободное время метод вокалотерапии, где дети исполняют песни, воспитывающие доброту, чувство товарищества, направленные на зарядку положительными эмоциями и психологическую разгрузку (после ссор, конфликтных ситуаций). Пример: мы поем: «Слово на ладошке» муз. Е. Попляновой, (8 марта, День Смеха), «С нами друг». сл. Н. Соловьёвой, муз. Г. Струве. А можно любую песню о дружбе. «Если с другом вышел в путь», сл.М. Танича, муз. В. Шаинского, «Если добрый ты» сл. А. Хайта, муз. Б. Савельева, которые способствуют решению этих задач.

В группах в свободное время использую такую форму музыкальной деятельности, как музицырование на детских и русских народных инструментах (прекрасные уголки, много инструментов). Дети озвучивают при помощи музыкальных инструментов стихотворения, аккомпанируют несложные музыкальные пьесы, импровизируют свои мини-пьесы, в которых отображают свой внутренний мир, чувства и переживания, оживляют музыку своим исполнением. Например: «Снежная сказка», «Осень».

Музыкотерапия помогает организовать детей перед занятием, сосредоточить их внимание и ввести в игру. Например, в начале занятия на фоне «таинственной « музыки, тихим, таинственным или волшебным голосом говорится: «Вы слышите эти звуки, долетающие до нас из глубокого леса? Это голос джунглей, могучий, прекрасный и тревожный. Оглянитесь вокруг, посмотрите какие огромные деревья…, какие сказочные птицы…, яркие благоухающие цветы…». Использовали такой прием: на музыкальном занятии – «Индейцы», физкультурном – «Айболит», «Космическое путешествие» и необходимый психологический эффект будет достигнут. В конце занятия – в заключительной части, после интенсивной и эмоционально-насыщенной  деятельности нужно успокоить детей, привести их в стабильное психофизическое состояние. Пример: «Путешествие по морскому дну», «Космическое путешествие».

Связь музыкального воспитания с другими видами деятельности.

Восприятие музыки требует накопления у ребенка определенного жизненного и «художественного» опыта, который является результатом интеграции музыкальной деятельности с другими видами художественной деятельности – изобразительной, речевой, театрализованной.

Музыка звучит не только на специальных занятиях по образовательной области «Музыка», но и в других образовательных областях. Это: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура» и др. Музыка подбирается во взаимосвязи с темой занятия, ее цель: разбудить фантазию ребенка, создать определенный настрой.

Так, в НОД «Познание» включаем веселые и шуточные песенки: про счет и цифры, животных, природе. «Дважды два четыре», «Чему учат в школе» муз. В.Шаинского, слова М. Пляцковского и др.. Они снимают у детей напряжение, создают положительную эмоциональную атмосферу, создают определенный эмоциональный настрой.

Музыка – феноменальное явление. Ее взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса, в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняется состояние, настроение…

 

 

Используемая литература:

  1. Н. Ветлугина "Методика музыкального воспитания дошкольников" М., 1972;
  2. Воспитание музыкой " сб. статей М., Просвещение 1991;
  3. Г. Цыпина, Психология музыкальной деятельности" сб. под ред. М., Академия 2003;
  4. О. Радынова «Развитие у детей музыкального восприятия» «Музыкальное воспитание дошкольников»,М., «Просвещение», «Владос», 1994;
  5. Л. С. Брусиловский, Музыкотерапия // Руководство по психотерапии. Ташкент, 1979г.
Опубликовано: 02.04.2017