Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на примере занятий кружка «Здоровый малыш» для детей 4-5 лет

Конференция: Здоровьесберегающие технологии по ФГОС ДО

Автор: Борисова Надежда Николаевна

Организация: МБ ДОУ№ 174

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Кемерово

Значение ранних периодов детства для развития личности и воспитания здорового ребенка трудно переоценить. Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный опыт гигиенического воспитания, однако ухудшение здоровья дошкольников и современные социальные условия диктуют новые подходы к формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья детей.

Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного. В ФГОС дошкольного образования подчеркивается само ценность периода детства и право ребенка на счастье, необходимость охраны и укрепления здоровья детей. К сожалению, статистические данные фиксируют снижение показателей здоровья детей в России. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и хронические заболевания (с 15,9 до 17,3%).

Рост процента детей, имеющих отклонения в здоровье связано с множеством негативных явлений современной жизни: непростыми социально-экономическими условиями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. 

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Сегодня проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста.

Реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ осуществляется через занятия, через режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

Используются следующие методические приемы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; психогимнастика; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки .

Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Поэтому, кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок воспитатели широко используют художественную литературу. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие.

Важное место занимают игры, кукольный и пальчиковые театры, фланелеграф, прослушивание аудио дисков и т.д.

При проведении работы используют положительную оценку, похвалу, поощрение. Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот, обижает.

Особое место должно уделяться работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Практика показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

Находясь в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, босоножье, сон при открытой форточке, активное занятие физкультурой на воздухе - всё это моменты закаливания, которые активно используются в работе по формированию ЗОЖ.

Итак, процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан сформированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека. Формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности.

 

В нашей средней группе «Пчёлка» МБ ДОУ № 174 г. Кемерово мы проводим занятия кружка «Здоровый малыш», в которых используются практически все перечисленные выше методические приёмы.

Цели кружка:

- формирование представлений о своём физическом «я» - строении и функции тела ребёнка;

- формирование навыков показывать и называть основные части тела, лица, понимать и различать сверстников, взрослых по половому признаку, что в дальнейшем поможет формированию осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста.

Занятия кружка помогут решить такие задачи:

- развитие знаний о человеке через игровую деятельность (дидактические игры, сюжетно – ролевые).

- умение устанавливать связь между органами тела человека, их назначение;

- развитие коммуникативных способностей, правил гигиены и безопасности.

В занятия кружка входят: загадывание и разгадывание загадок, рассказывание стихов, беседы – рассуждения, рассказывание сказок и рассказов о частях тела и лица человека, знакомство с правилами гигиены и безопасности, упражнения для частей лица, дыхательная гимнастика, закаливающие комплексы для носа и других частей лица, подвижные игры, упражнения для предупреждения плоскостопия, игры – физкультминутки, сюжетно – ролевые игры.

Особенность занятий кружка заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической интересной деятельности, так как задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание.

Полученные на занятиях кружка знания и умения устойчивы настолько, что дети применяют их в повседневной жизни, поэтому их успехи на занятиях кружка определяются не только доступностью и занимательностью предлагаемого материала, но и эмоциональным отношением к занятиям кружка, заинтересованностью.

Тема кружка «Здоровый малыш» также актуальна для родителей.  Разработаны консультации на тему: «Организация ухода за детьми младшего возраста (туалет носа, умывание, полоскание рта и чистки зубов)», «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка».

 План работы кружка «Здоровый малыш» разработан на 1 года. Дети от 4 до 5 лет. Два занятия в месяц. 18 занятий на учебный год.

Занятия кружка рассчитаны на 20 мин

 

Тематический план занятий кружка

«Здоровый малыш» (средняя группа)

 

п/п

Месяц

Тема

1

2

3

1

Сентябрь

«Я – человек»

2

Сентябрь

«Все люди разные»

3

Октябрь

«Моя семья»

4

Октябрь

«Откуда я появился?»

5

Ноябрь

«Мои руки»

6

Ноябрь

«Как ухаживать за руками»

7

Декабрь

«Мои ноги»

     8

Декабрь

«Как беречь ноги?»

   9

Январь

«Мои уши»

  10

Январь

«Как беречь уши?»

11

Февраль

«Для чего мне нужен язычок?»

12

Февраль

«Мои зубки»

13

Март

«Мои нос»

 14

Март

«Как беречь нос?»

 15

Апрель

«Мои глаза»

     16

Апрель

«Как беречь глаза?»

17

Май

«Что нам надо кушать?»

18

Май

«Изучаем свое тело»

 

 

Конспект занятия № 7

Тема: Как беречь ноги?

Цели:

  • формировать представление детей о том, как беречь и ухаживать за своими ногами;

  • учить упражнениям для предупреждения плоскостопия;

  • развивать двигательную активность.

Оборудование: аудиозапись с голосом, иллюстрации с правилами гигиены и безопасности ног, массажные мячики, «дорожки», прищепки, «косички» разной фактуры, салфетки с нарисованными геометрическими фигурами, массажные палочки, две посылочных коробки.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Слышится голос доктора Неболейкина:

«Дорогие ребята! Я доктор Неболейкин. Недавно я был в вашем детском саду и видел, как вы закаливаетесь. Мне так понравилось, что я решил сделать для вас подарок. В посылке, которую я вам послал находится оборудование, которое поможет вам быть ещё здоровей и веселей. Используйте его в своих занятиях.»

- Ребята, давайте посмотрим посылку (рассматривают посылку).

2. Ребята, отгадайте загадку:

                                  Два одинаковых столба

                                  Шагают по дороге.

                                  Мне никак без них нельзя,

                                  Ведь это мои …(ноги).

            

- Покажите свои ноги. Сколько их у вас? (Две).

- Ребята, а зачем вам нужны ноги? (Бегать, прыгать, шагать и т.д.).

- Как ы думаете, тяжело жить человеку без ног?

- Конечно, тяжело. Чтобы совершить какое-либо действие, нам всегда нужны ноги: гулять по улице, догонять мяч, принести игрушку и т.д.

- Давайте завяжем бантом Стёпе ноги и попросим его что-нибудь принести.

- Получилось у Стёпы? (Нет).

- Вот видите, ребята, без ног человеку никак нельзя.

- А сейчас давайте снимем носочки, положим их под стульчики и

Рассмотрим наши ножки.

Дети снимают носочки и вытягивают ноги вперед.

- Нога человека состоит из частей: бедро, голень и стопа.

(Воспитатель показывает на себе, дети повторяют.)

- Рассмотрим нашу стопу. Сколько пальцев на каждой стопе?

- Пожалеем каждый пальчик. (Дети поочередно массируют

каждый пальчик.)

- А это часть стопы как называется? (Пятка.)

- Помассируем нашу пятку.

- Делая часто такой массаж для своей стопы, мы не только укрепляем наши ножки, но и оздоравливаем все тело.

- А чтобы наши ножки были здоровы и никогда не болели, нужно знать и выполнять следующие правила:

  • держать ноги в чистоте,

  • стричь ногти,

  • носить чистые вещи (носки, колготки),

  • носить удобную обувь,

  • летом надо закаляться, бегая по песочку или земле босиком.

Воспитатель предлагает ребенку попробовать надеть сандалии, которые ему малы. Дети наблюдают и делают определенные выводы.

- Ребята, есть такое заболевание ног, которое называется плоскостопием. При таком заболевании стопа человека совершенно плоская, нет впадины, как у нас. (Дети рассматривают свою стопу). Чтобы у вас не было плоскостопия, надо носить обувь на каблучке, делать специальные упражнения.

3. Упражнения для предупреждения плоскостопия:

Ходьба на носочках. Походить на носках несколько минут по группе.

Дорожки. Ходим босиком по массажным дорожкам.

Ходьба по «косичкам» (разной фактуры). Ходим по косичкам приставным шагом.

Фигуры на салфетках. Обводим пальчиками ног геометрические фигуры, нарисованные на тканевых салфетках.

Сминание салфеток пальчиками ног.

Катаем ногами массажные палочки.

Катаем стопами обеих ног массажные мячики.

Собираем рассыпанные прищепки в ведёрки.

3. Вновь слышится голос доктора Неболейкина:

«Ребята, мне так понравилось ваше занятие, что я решил послать вам ещё 1 посылку. В ней – новое оборудование, которое вы сможете использовать в своих следующих занятиях. До свидания, до новых встреч!»

Вносится посылка с новым оборудованием.

 

 

Список литературы:

1. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 7. – С. 5 - 9.

 2. Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. – С. 63.

3. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова и др. – М.: Гардарики, 2008. – 164 с.

4. Маханева, М. Новые подходы к организации физического воспитания детей / М.Маханева // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 2. – с. 22 - 24.

5. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С. 14-17.

6. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика: конспект лекций / Н.О.Пичугина. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.                       

Опубликовано: 22.04.2017