Основы здорового образа жизни

Конференция: Здоровьесберегающие технологии по ФГОС ДО

Автор: Мильцина Ирина Алексеевна

Организация: МБДОУ «Детский сад №10 «Малыш»

Населенный пункт: Тамбовская область, г. Мичуринск

Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование «психологического благополучия ребенка» звучит как бессмысленное словосочетание. На самом деле это требование по отношению к задачам его развития является очень важным.

Условия воспитания в детском саду таковы, что создается высокий риск не только соматических, но и психических нарушений. На каждого ребенка 3-6 лет приходится в среднем 54 дня пропусков посещений детского сада, четвертая часть которых связана с заболеваниями, остальные три четверти - с карантином. Количество детей, страдающих ожирением, возрастает на 1 % ежегодно. По дм иным прогнозов, 85 % этих детей - потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями, что соответствует сокращению их жизни на 5-20 лет. Около 50 % нуждаются в психокоррекции, характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. Количество инфекционных и простудных заболеваний приобретает характер стихийного бедствия, с которым практически не справляются - ни педиатры, ни родители. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, уже страдают дефицитом движений и незакаленностью.

Существенное место в решении многогранных задач физического воспитания принадлежит гигиеническому воспитанию и обучению, направленному на пропаганду здорового образа жизни как среди детей, так и среди взрослых - педагогов г родителей

Здоровье, согласно определению ВОЗ (всемирная организация здравоохранения) - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не отсутствие каких-либо дефектов.

ЗОЖ — здоровый образ жизни — это активная форма поведения, направленная на сохранение, формирование и укрепление своего собственного здоровья. Компоненты ЗОЖ:

  • отказ от вредных привычек. Необходимо вести работу по педагогической профилактике наркотизма детей дошкольного возраста (токсикомания, наркомания, табакокурение);
  • рациональное питание — это питание только раенированной пищей, т. е. здоровой. В детском саду должно быть лечебное питание, индивидуальное, диетическое, вариативное меню;
  • положительные эмоции. Главным показателем в работе воспитателя должен быть уровень душевного комфорт!. Необходимо организовывать места для психологической разгрузки дли детей, уголки природы, обязательно использовать музыку, чтение сказок во время дневного сна.
  • оптимальный двигательный режим Он относится к
    здоровьесберегающим технологиям. При составлении оптимального
    двигательного режима учитываются те формы работы по физическому
    воспитанию, которые используются в работе с детьми данной группы. В
    каждой группе должен висеть на стене этот режим;
  • личная и общественная гигиена. В детском саду осуществляется гигиеническое воспитание, цель которого формировать у детей навыки здоровья. Необходимо воспитывать гигиенический индивидуализм, т.е.:
  • пользоваться только своей расческой зубной щеткой и т. д.- по

Необходимо давать знания о гигиене, воспитывать полезные привычки,
приобщать к основам санитарной культуры;

  • Закаливание. В настоящее время существует много разной литературы, помогающей взрослым растить ребенка здоровым. Например, «Здоровье ребенка в ваших руках». С. Мартынова, «Воспитаем детей здоровыми» Ю. Ф. Замановского и др. Добиться положительных результатов помогают:

а) игровой массаж по методике спецзакаливания детей А.
Уманской и К. Динейки,

б) система закаливания В. Г. Аляновской;

в) оздоровительный бег по системе Ю Ф Змановского;

г) дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

д) целебные звуки по Лазареву;

е) гимнастика пробуждения;

ж) контрастное воздушное закаливаю

Одной из задач воспитания детой но 2 младшей группе -формирование у них культурно-гигиенических навыков. Дети 4-го года жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг о друга уровнем воспитанности, владеют различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке. Отсюда - особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Прежде всего, мы в своей группе стараемся добиться доверия ребенка, ибо решающим методом воспитания малышей служит непосредственное общение с ним воспитателя. Важно воспитывать культурно-гигиенические навыки - опрятное аккуратность в быту, навыки культуры еды. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, стараемся делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным, используем различные игровые моменты: «Мишка идет в гости», «Искупаем куклу Катю», «Поможем зайчику одеться на прогулку» в сочетании с потешками, отрывками w скачок, песенками. Регулярно используем на занятиях и в течение всего дня оптимальный двигательный режим.

Планируя содержание работы, мы основываемся на своих наблюдениях за детьми. Прослеживая изменения в развитии поведения

детей, мы стараемся корректировать свою деятельность с учетом конкретных условий и возможностей детей.

 

 

 

Используемая литература

  1. Галанов А.С. «Игры, которые лечат», РОС МЭН. 1988 г.
  2. Журнал «Дошкольное воспитание» №10-11/96 «Нетрадиционные методы оздоровления детей»
  3. Журнал «Дошкольное воспитание» №5/94 «Использование дыхательных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»
  4. Из материалов, предоставленных ТОИПКРО на курсах повышения
    квалификации по программе «Комплексный подход к обновлению
    содержания дошкольного образования 2006-2007 учебного года»

 

Опубликовано: 28.04.2017