Использование пальчиковых игр и игровых упражнений в развитии речи дошкольников

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Вилисова Вера Владимировна

Организация: МБДОУ Детский сад «Солнышко»

Населенный пункт: Пермский край, п. Сарс

«Рука - это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Эти выводы не случайны.

Период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи. И проблему развития речи детей дошкольного возраста можно считать одной из самых актуальных на данный момент, поскольку именно речь является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Мозг ребенка в это время осваивает огромный объем информации. И поэтому, развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, особенно - от движений рук. Дети, которые регулярно играют со своими пальчиками, быстрее учатся писать, лучше говорят. И поэтому я в своей работе часто использую игровые упражнения и пальчиковые игры. Это игры с массажными мячами, бигудями, пуговицами, орехами, семечками, бобами, геометрическими фигурами, которые улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

На протяжении дошкольного возраста ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика пальцев. Известно, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Дети с нарушениями речи, редко имеют уверенную координацию движений пальцев. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения.

Пальчиковые игры способствуют овладению навыками мелкой моторики, помогают развивать речь, повышают работоспособность коры головного мозга, развивают у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение, снимают тревожность.

Дошкольный возраст - это тот период, когда ребёнок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации - прикосновения. Ребёнку необходимо всё трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Если взрослые поддерживают это стремление, предлагая ребенку различные игрушки (мягкие, твёрдые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Поэтому, для того, чтобы ребёнок хорошо говорил, необходимо развивать его ручки. Для этого использую такие игровые упражнения:

  • Застегивание и расстегивание пуговиц

  • Шнурование ботинок

  • Нанизывание пуговиц на шнурок

  • Перебирание круп, зерен

  • Массаж кистей с использованием стишков

  • Выкладывание из счетных палочек

  • Сматывание и разматывание пряжи в клубок

  • Плетение разноцветными шнурками

  • Всасывание пипеткой воды из стакана и т.д.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка. Игры проводим на музыкальных и физкультурных занятиях, по развитию речи, в продуктивной, в совместной и самостоятельной деятельности:

  • «Моталочки»

  • Нарисуй на песке

  • Рисование крупой

  • Сухой бассейн

  • Графические диктанты

  • Золушка

  • «Апельсин» ( с текстом)

  • «Друзья» (с текстом) и т.д.

Речь - одна из важнейших линий развития ребенка: речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения, благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми, речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно. С нынешнего года я начала с детьми заниматься дополнительно, организовав кружок по бисероплетением «Волшебная бусинка» - улучшить мелкую моторику пальцев.

Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями таких как крупнейших учёных (И.П. Павлов, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев). Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему ребенок, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий или рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык? Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

В ходе развития речи сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует точных координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а так же выполнять множество разнообразных действий. В нашем детском саду используются пальчиковые игры, начиная с младшего возраста и постепенно усложняя их к старшему возрасту. Создаются картотеки, планирование по лексическим темам.

О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики, а пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию и параллельно развить речь. Используя при этом игровые упражнения:

  • Сминание и разглаживание скомканного листа бумаги

  • Создание узоров из крупы, семян и семечек

  • Раскрашивание рисунков

  • Штриховка

  • Игры с лего - конструктором

  • Мозаика

  • Трафареты

  • Прописи

  • Пластилин, глина, соленое тесто.

  • Забавные узелки

  • Фокусник

Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так? Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ежедневно вводя в развитие детей пальчиковые игры, практика показала, что темп умственного развития детей может возрасти. Естественно, что только пальчиковыми играми нельзя достичь желаемых результатов. Это только одно из средств развития мелкой моторики и речи, и оно будет тем действеннее и полезнее, чем меньше будет противоречий между принципами, которые легли в основу этих игр, и принципами, на которых строится вся система обращения с детьми в семье или в том месте, где дети воспитываются.

Литература:

  1. Анищенко Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» М. – 2006 г.
  2. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Пальчиковая гимнастика» М. – 2004г.
  3. Поваляева М.А. «Справочник логопеда» Р.на Д. – 2003 г.
  4. Петербургский научно – практический журнал «Дошкольная педагогика» № 7 – 2008 г., № 3 – 2005 г.
  5. Интернет – ресурсы
Опубликовано: 17.11.2015