Экологическая акция «Наш зеленый детский сад» как форма работы с семьями воспитанников ДОУ

Конференция: Современные формы работы с родителями в ДОУ

Автор: Валишина Инна Инсуровна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 29»

Населенный пункт: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское

На современном этапе развития общества наиболее актуальной становится проблема взаимоотношения человека с окружающей средой. Экологическое образование дошкольников рассматривается как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его  экологической культуры, проявляющийся в  эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.

Решение задач экологического образования невозможно без непосредственного участия семьи. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» подтверждает ведущую роль родителей в воспитании ребенка. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на развитие у ребенка основ экологического мировоззрения.

Экологические акции – социально значимые мероприятия, предпринимаемые для достижения единой цели, прежде всего для развития у детей и взрослых экологической культуры.

Выбор данной формы работы в нашем детском саду  обусловлен рядом причин:

  • акции направлены на популяризацию  среди взрослых и детей дошкольного возраста идеи сохранения, бережного отношения и приумножения зеленых и цветущих насаждений на территории детского сада.
  • позволяют активизировать процессы формирования экологической культуры у взрослых и детей, чувство гражданской ответственности за экологическую обстановку своей «малой родины», воспитание чувства сопричастности к жизни дошкольного учреждения через привлечение дошкольников, их родителей и педагогов к совместной практической природоохранной деятельности.
  • в акцию включены все участники образовательных отношения (дети, педагоги, родители)
  • акции способствуют развитию положительного эмоционального отношения к природе, желания беречь ее и заботиться о ней.

Проведение экологических акций в нашем детском сад стало доброй традицией.  Акции проходят в соответствии с Годовым планом  и имеют разнообразную тематику: «Осенний калейдоскоп», «Поможем птицам зимой», «Берегите ёлочку», «Сохраним кладовую сибирского леса». В этом году стартовала акция «Наш зеленый детский сад», в рамках которой прошли  2 краткосрочных дизайн-проекта: «Клумба для любимой бабушки» и «Огород на окне»

Данные  дизайн-проекты позволили сделать акцию интересной и привлекательной. Объектами озеленения стали:

  1. Участки групп
  2. Групповые помещения

Любая экологическая акция в детском саду проходит в несколько этапов.

На подготовительном этапе разрабатывается и утверждается Положение о порядке проведения акции, где отражаются цели и задачи, определяются сроки акции и ответственные  за проведение.

Затем об акции оповещаются все участники образовательного процесса- педагоги, дети, родители. Для привлечения родителей к участию в проектах воспитатели совместно с воспитанниками детского сада изготовили листовки информационного и агитационного характера, которые были размещены в приемных возрастных групп, на информационных стендах детского сада, на официальном сайте детского сада.  В них родителям предлагалось:

  • оказать помощь в подборе посадочного материала для реализации мини-проектов;
  • принять посильное участие в озеленении детского сада.

Следующий этап – непосредственная реализация намеченных мероприятий. На призыв откликнулись родительские комитеты всех групп. Родители, у которых есть свои дачи, охотно поделились своим посадочным материалом: пионами, лилиями гибридных сортов, ирисами, гладиолусами  и др. Родители также приняли участие в озеленении данных участков.  В результате: дизайн-проект «Клумба для любимой бабушки» помог с педагогам с активной помощью родителей приобрести и посадить цветы для клумб на территории детского сада.

А заинтересовать детей на данном этапе  удалось с помощью дизайн-проекта «Огород на окне», который помог украсить подоконники настоящими огородами. При этом каждый ребенок мог принять участие в посадке цветов, овощных культур: помидоров, огурцов, баклажанов, перцев, лука, укропа. В группах старшего возраста ребята знают названия посаженных растений, рассказывают о способах посадки и правилах ухода за растениями, их ростом, взаимосвязи ухода за растениями. В ходе посадки дети имеют возможность экспериментирования и наблюдения за условиями посадки растений в разных условиях: почва, опилки, вода. Дети умеют делать вывод и обосновывать его. Дети младшего возраста знают названия растений, правила ухода за растениями. Отмечается, что все огороды на окне эстетично оформлены, прослеживается видовое разнообразие культур, имеются схемы посадки, календари наблюдений. Соблюдается принцип доступности при размещении «Огорода на окне». Соблюдаются санитарно-гигиенические требования.

Таким образом, реализация данных дизайн-проектов акции «Наш зеленый детский сад» позволила:

  • популяризировать среди взрослых и детей дошкольного возраста идеи сохранения, бережного отношения и приумножения зеленых и цветущих насаждений на территории детского сада.
  • активизировать процессы формирования экологической культуры у взрослых и детей, чувство гражданской ответственности за экологическую обстановку своей «малой родины», воспитание чувства сопричастности к жизни дошкольного учреждения через привлечение дошкольников, их родителей и педагогов к совместной практической природоохранной деятельности.

Кроме того, говоря о результатах проведения  экологических акций, нужно отметить, что данная деятельность направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества. Мы признаем, что уровень эффективности акции определяется как высокий.

 

 

Литература:

  1. Федорова Т.И. Природоохранные акции в детском саду//Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. -2014. - №10. – С. 34-40.
Опубликовано: 07.06.2017