Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики

Конференция: Здоровьесберегающие технологии по ФГОС ДО

Автор: Накул Юлия Валерьевна

Организация: МДОБУ «Руэмский детский сад «Лесная сказка»

Населенный пункт: Республика Марий Эл, пос. Руэм

Все окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и многое другое подчинено определенному ритму. Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. В настоящее время проблема развития обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, лишь 10% детей появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет  и отставание в развитии. Таким детям необходимо вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе.

В условиях реализации ФГОС ДО  большое внимание уделяется  воспитанию гармонически развитого ребенка во всех образовательных областях.   Но особое внимание  надо обратить на сохранение и укрепление здоровья  и становление ценностей здорового  образа жизни. На сегодняшний день существует множество элементов здоровьесберегающей технологии в помощь детям с нарушениями  в развитии и педагогам,  работающим с такими детьми:

- артикуляционная гимнастика;

- пальчиковые игры;

- логоритмические игры;

- речевые игры

Задачи:

- формирование артикуляционных укладов проблемных звуков;

- активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;

- развитие слухового и зрительного восприятия;

- увеличение объема памяти;

- формирование двигательных навыков;

- развитие пространственной ориентации и зрительно-моторных координаций

Логоритмическое музыкальное  занятие включает в себя следующие элементы:

1. Логопедическую (артикуляционную) гимнастику (комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;

2. Чистоговорки - для автоматизации и дифференциации всех звуков, так как к 6 годам дети должны овладеть правильным произношением;

3. Пальчиковая гимнастика -упражнения для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук;

4. Упражнение под музыку на развитие общей моторики (соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга);

5. Вокально-артикуляционные упражнения - упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

6. Фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

7. Песни и стихи, сопровождаемые движениями рук (для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга);

8. Музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами;

9. Музыкальные игры (способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве);

10. Упражнения на развитие мимических мышц (для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления);

11. Коммуникативные игры и танцы ( для развития динамической стороны общения, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения);

12. Упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.

Занятие может включать в себя не все вышеперечисленные элементы. В зависимости от характера нарушения применяются преимущественно те или иные формы логопедических игр. Большинство игр на своих занятиях я связываю с русским фольклором.

Русский фольклор - ценнейший материал для гармоничного развития ребенка. В воспитании дошкольника фольклор играет важную роль, так как его главным принципом является единство поэтики, музыки и манеры исполнения. К примеру, в поговорках,  потешках, детских песенках, прибаутках  объединены импровизационность, изобразительность, ритмичность и наставничество. Детский дошкольный фольклор - прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать.

Логоритмические  упражнения и игры основанные на репертуаре детского народного фольклора способны решать проблемы не только нарушения речи, внимания, памяти,  но и проблемы нравственного воспитания дошкольников, такие как уважительное отношение к природе, животными, родителям,  педагогам и позитивное отношение со сверстниками.

Уже с 3 лет ребенок с большим интересом играет в пальчиковые игры. Дети среднего и старшего дошкольного возраста с удовольствием занимаются  логоритмическими упражнениями. Дети вообще очень любят этот  вид  деятельности. Это и слово, и игра, и тактильный контакт со сверстниками. Все это способствует улучшению настроения детей, их памяти и мелкой моторики, а как следствие и улучшение качества речи, внимания, памяти.  Чистоговорки способствуют улучшению качества произношения проблемных звуков.  Игровой массаж учит детей бережному отношению друг к другу.  После занятия  я обязательно спрашиваю детей понравилась ли им игра, и они всегда с улыбкой отвечают "ДА!". А улыбка ребенка на занятии - это самое главное!!!

Опубликовано: 23.09.2017