Клуб, заботливые родители, как одна из инновационных форм формирования родительской компетентности

Конференция: Современные формы работы с родителями в ДОУ

Автор: Гулевская Елена Алексеевна

Организация: МОУ ДС №300

Населенный пункт: Волгоградская область, г. Волгоград

Цель работы  Клуба:
- создание системы личностно-ориентированного взаимодействия взрослых   с детьми путем организации единого образовательного пространства в ДОУ и семье.
-  социальное  партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ.

Так же определены следующие задачи Клуба:

- выявить социально-психолого-педагогические проблемы современной семьи, ознакомить родителей  с различными вопросами возрастной педагогики, детской психологии;

- определить этапы реализации проекта;

- организовать систематическую работу Клуба заботливых родителей.

- проинформировать родителей о том, что семья на всех этапах развития ребенка нуждается в помощи специалистов.

Активное участие в работе Клуба принимают педагоги и специалисты ДОУ: педагог-психолог, социальный педагог,  учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по     физическому воспитанию, медицинская сестра.

Большое место отводится наглядной агитации.  Ежемесячно выпускается газета "Новости детского сада «Солнышко»",  информирующая о том, что происходит в детском саду, какие мероприятия организуются в рамках Клуба

Наибольшей популярностью пользуется страничка "Советы  для родителей",  которая представляет собой советы-подсказки, помогающие выбрать верное поведение в той или иной ситуации, связанной с воспитанием детей. Темы публикаций выбираются по запросу родителей: "Роль отца в воспитании дочери", "Если в семье появился еще один ребенок", "Вечный двигатель», "Агрессивность мальчиков". Отдельная страничка "Остров речевых сокровищ», которая, непосредственно, касается развитию правильной речи дошкольника:

 - профилактика нарушений речи детей;

 - роль родителей в развитии речи детей;

 - развиваем мелкую моторику - развиваем речь;

 - речевые игры по дороге домой.

Обеспечивается тесное сотрудничество с общественными организациями города: детской поликлиникой, музыкальной школой, библиотекой, центром духовной культуры «Истоки» и др. организациями.

Работа родительского клуба, условно, разделена на 2 этапа.

Цель 1 этапа: выявление    социально-психолого-педагогических проблем в семьях.

Положительное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно-ориентированного, индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения  ребенка. Поэтому особое внимание уделялось изучению семейной среды, условий воспитания и развития детей.

Для этого использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование, беседы,  тестирование, проектные методики, изучение продуктов детской деятельности.

Исследование выявило психолого-педагогическую некомпетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей. Также были отмечены нарушения личностной и эмоциональной сферы, как дошкольников, так и их  родителей, сложности построения взаимоотношений с микро­ и макроокружением. Многим родителям не хватает педагогической грамотности для устранения имеющихся у детей  речевых нарушений.

Цель 2 этапа  - создание механизма работы Клуба.

Прежде всего, была сформирована нормативно-правовая база, состоящая из локального акта, Положения о Клубе, плана работы, журнала протоколов заседаний Клуба. В настоящее время Клуб действует в режиме систематического функционирования, т. е. заседания проводятся не реже одного раза в месяц.  Встречи Клуба по согласованию с родителями проводиться с периодичностью раз в месяц и по запросам его участников. Продолжительность заседания определяется тематикой встречи и составляет 35 – 40 минут. В работе Клуба принимают участие дети и родители 2-х логопедических групп.

В рамках Клуба проходят семинары, деловые игры, диспуты, дискуссии, встречи "Гость клуба", "Круглый стол". Для   коррекции детско-родительских отношений организуются тренинги, практические занятия совместно с детьми  Популярностью среди воспитателей и родителей пользуется такая   форма работы, как презентация семейного опыта. В рамках Клуба прошли заседания: «Здоровое питание», посвященное здоровому образу жизни, "Один день из жизни ребенка".

Среди семейных конкурсов и  праздников наибольшей популярностью пользуются спортивные мероприятия, например,  «Веселые старты»,"  Мама, папа, я –спортивная семья".

Следующая форма работы с родителями, это тренинги для родителей. Родительские тренинги - это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.

Огромно значение родительских тренингов для тех родителей, которые только начали приобретать опыт воспитания ребенка-дошкольника. Интересные и хорошо организованные тренинги порой могут сделать невозможное там, где уже все общественные институты отказались что-либо делать. Тренинг проводит социальный педагог или психолог МОУ д/с при участии воспитателя данной группы в качестве консультанта.

Тренинг  проводится с группой, состоящей из 12—15 человек. Родительские тренинги будут результативны, если все родители станут в них активно участвовать и регулярно посещать. Чтобы тренинг имел конечный положительный результат, он должен включить в себя 5—8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом, совместно с социальным педагогом  детского сада.

Популярностью среди родителей пользуются такие  формы  работы, как занятия для детей и  родителей, заседания «Круглых столов».

Участие в таких мероприятиях   помогает родителям активизировать воспитательные навыки, у них появляется вера в собственные педагогические возможности. Важно отметить, что все мероприятия строятся с учетом уровня образования и культуры родителей.

Результаты психолого-педагогической диагностики     родительского контингента ДОУ на конец учебного года  показывают следующие изменения:

 -  повысилась психолого-педагогическая культура родителей;

 -  расширился  воспитательный потенциал    семьи;

 -  родители активно включаются в процесс социального    воспитания;

 - установились партнерские отношения между субъектами образовательного    процесса: детьми, родителями и педагогами ДОУ;

Тщательная подготовка к каждому заседанию, четкий отбор материала, нетрадиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это способствовало заинтересованности родителей к посещению клубных заседаний.
Критериями эффективности работы на наш взгляд являются:

- высокая посещаемость родителями всех планируемых заседаний;
-  использование родителями предложенных материалов в работе с детьми;
- положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с    дошкольным    учреждением.

Опубликовано: 23.09.2017