Дополнительное образование в условиях в ФГОС в ДОУ
Конференция: Развитие детей дошкольного возраста
Автор: Щербинина Людмила Геннадьевна
Организация: МБДОУ №43
Населенный пункт: Иркутская область, п. Мегет
ФГОС ДОУ нацелены на формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, что дает огромное поле деятельности для кружковой работы.
Обеспечивает вариативность и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования.
Дополнительного образования в условиях ФГОС ДОУ так же обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Для себя я выбрала развитие творческих способностей детей и в кружке оригами. Результатом, которого явится сложенная своими руками бумажная игрушка, и формировать у детей интеллектуальное творчество и изобретательное мышление.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
- способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами активизирует мыслительные процессы.
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке.
Одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста.
Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике: угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.
А также можно изготовить любые атрибуты для игр или поделки к тематическим неделям.
Обучающие функции оригами:
-знакомство с основными понятиями в оригами – условными обозначениями, складками, базовыми формами оригами.
-знакомство с элементами квадрата – основными геометрическими понятиями, применяемыми в оригами.
-приобретение знаний, умений и навыков по складыванию базовых форм оригами.
-навыки самостоятельного складывания наиболее распространённых и простых в изготовлении моделей оригами.
- умений и навыков по складыванию фигур оригами с использованием схем.
-приобретение навыков работы с бумагой: приёмы складывания бумаги в нужных направлениях, используя знания элементов квадрата.
-технология складывания бумаги, рациональное, эффективное использование бумаги;
способы изготовления необходимых для работы бумажных квадратов.
Развивающие функции
-развитие мелкой моторики рук и пальцев ребёнка, глазомера;
-развитие произвольности познавательных процессов детей;
-формирование логического мышления: навыки развития творческого мышления, исследовательской деятельности, приводящей к собственным открытиям;
-развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;
-формирование у ребёнка принципов коллективизма в процессе совместной деятельности, с одновременным развитием качеств, свойственных индивиду – самостоятельности, саморазвития, самоопределения;
-формирование навыков культуры труда.
Воспитательные функции
-создание благоприятных условий для развития эмоциональной сферы детей, жизнеутверждающего, положительного отношения к окружающему миру;
-эстетическое воспитание детей;
-экологическое воспитание.
Данная образовательная программа по оригами для старших дошкольников не ставит перед собой задачу по глубокому, всестороннему освящению предмета как «древнего японского искусства».
Основная задача кружка – приобретение детьми знаний, умений и навыков по складыванию бумаги.
Целью работы кружка является ознакомление детей с искусством оригами, усовершенствование конструктивных способностей детей в условиях дошкольного учреждения.
К концу второго года обучения дети могут:
- различать условные обозначения оригами.
- знать названия условных обозначений искусства оригами.
- применять в работе условные обозначения оригами.
- изготавливать базовые формы и простые поделки по схеме и образцу.
К концу обучения по данной программе дети могут:
- различать и применять в работе базовые формы оригами «книжка», «шкаф», «треугольник», «мороженое», «блинчик», «конфета» и условные обозначения искусства оригами «перевернуть лист», «согнуть и развернуть», «сгиб внутрь», «повернуть», «сгиб долиной», «сгиб горой», «складка молния», «вогнуть».
- выполнять работу по схематическому изображению поделки.
- проявлять творчество и самостоятельность.
У детей развито внимание и память, конструктивные способности и желание работать самостоятельно.
Методы организации учебного процесса
-словесный метод
-наглядный метод (показ мультимедийных и видеоматериалов).
-наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу .
-практический метод (выполнение работ по схемам).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-объяснительно — иллюстративный метод – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
-репродуктивный метод – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
-частично-поисковый метод – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
-исследовательский метод – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
-фронтальный метод – одновременная работа со всеми учащимися;
-индивидуально-фронтальный метод – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.
-групповой метод – организация работы в группах.
-индивидуальный метод – индивидуальное выполнение заданий.
Результаты
Конечный, видимый результат работы – это сложенная своими руками игрушка.
Что может быть главнее для самого ребёнка!
Задача педагога: через складывание бумажных фигурок развивать познавательные способности детей, творческое мышление и интеллект, приобщать к миру прекрасного, обеспечивать эмоциональное благополучие ребёнка, формирующее чувство уверенности в своих силах и способностях.
Если конкретизировать прогнозируемые результаты, то на первый план выступают, принимаемые без обсуждений, качественные характеристики данного вида деятельности – это развитие мелкой моторики рук, точных движений пальцев, что благотворно влияет на умственное развитие ребёнка и успешное его обучение в школе.