Использование элементов сказкотерапии в работе воспитателя

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Ковалёва Наталья Геннадиевна

Организация: МБДОУ детский сад №151 «Маяк»

Населенный пункт: Брянская область, г. Брянск

Назначение работы: данная консультация предназначена для воспитателей и родителей.

Цель: предложить участникам образовательного процесса внести новое в занятия с детьми.

Задачи: дать рекомендации по работе со сказкой.

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушается речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Все это заставляет искать новые методы и формы работы, стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, его метафоричность, она развивает речь. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Сказка – этот и психологическая защищенность ребенка, т. к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу! Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались испокон веков. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – сказкотерапия.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приемов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Через использование сказки, ее сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счет включения эмоционального компонента в образовательный материал. В логопедической практике используют следующие формы работы комплексной сказкотерапии:

  • анализ сказок (решение «открытых» сказочных задач);
  • рассказывание сказок (групповое – придумывание и рассказывание «по кругу»известной сказки; индивидуальное от третьего лица, от первого лица);
  • постановка сказок (игры-драматизации);
  • сочинение сказок (интерпритация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй);
  • медитация на сказку (погружение в какой-либо процесс – статическое, психодинамическое);
  • куклотерапия (пальчиковые, марионетки, бумажные, перчаточные куклы, верховые куклы, фланелеграф, теневые, магнитные, стендовые);
  • сказочная имидж-терапия (мгновенное преображение с помощью костюмов);
  • рисование сказок (спонтанное «волшебное» рисование) - развитие плавности речи, дикции (произносить на выдохе);
  • различие различной силы выдыхания, развитие голоса с постепенной сменой силы голоса, развитие темпа, ритма и интонации голоса.

Таким образом, использование сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы, при условии учета возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Сказка является наиболее доступным материалом для психической деятельности ребенка. Мир сказок чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.

Список использованной литературы

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. - СПб., 2006.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб., 1998.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб., 2002.
  4. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 2003.

 

Опубликовано: 23.10.2017