ФГОС в системе дошкольного образования

Конференция: Современные подходы к реализации ФГОС ДО

Автор: Каюшникова Марина Валерьевна

Организация: МБДОУ детский сад № 30 «Родничок»

Населенный пункт: Республика Северная Осетия - Алания, г. Моздок

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух…

А. С. Пушкин

Педагогическое наследие подобно зданию, основание которого состоит из фундаментальных кирпичиков передового опыта и опыта своих предшественников.

К.Д. Ушинский писал: «Что такое педагогическая опытность? Большее или меньшее количество фактов воспитания, пережитых воспитателем... Эти факты должны произвести впечатление на ум воспитателя, классифицироваться в нем по своим характеристическим способностям, обобщиться, сделаться мыслью и уже эта мысль, а не самый факт, сделается правилом воспитательной деятельности педагога».

Каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени и социально-политического строя. Нельзя оценивать ту или иную систему по типу «плохо» или «хорошо». На протяжении всей истории развития человечества сосредоточением воспитания человека были и остаются семья и общество. Главным для каждой педагогической системы является ориентация на воспитание человека готового и способного жить в современном для него обществе.

Передача опыта старшим поколением людей младшим существовала с древних времен. По античным законам отец должен обучать своего сына какому-нибудь ремеслу, а если он этого не сделал, то сын мог не кормить отца в старости.

В Древней Греции считалось, что если повара будут плохо готовить, то гражданам придется питаться невкусной пищей, если башмачник будет плохим ремесленником, то гражданам придется ходить в плохой обуви; если же воспитатели будут плохо обучать и воспитывать государству грозит гибель.

Много прогрессивных идей было внесено в педагогическую науку и практику трудами ученых из разных стран.

В настоящее время дошкольное образование переживает новый момент в своей истории. Введение ФГОС дало нужное направление в разных сферах дошкольной педагогики и по отношению к процессу воспитания, обучения дошкольников, и к взаимодействию педагога и детей, и к применению проверенных временем принципов, предложенных известными педагогами, психологами, углубленно изучавшими дошкольное детство.

Правительство, понимая, что невозможно тотчас применить все требования Стандарта дошкольным организациям, предоставило время для постепенного внедрения в образовательный процесс.

Перед дошкольным образованием встал вопрос, каким способом или методом ввести эти требования. Возникла потребность в таком методе, который помог бы плавно перейти на Стандарт. Эффективным методом стала проектная технология. Она позволяет смягчить этот переход без существенных затрат.

Всю систему работы дошкольной организации сложно перестроить одним разом. Однако это можно достичь, разделив ее на равнозначные части. Наш детский сад, используя проектную технологию введения ФГОС, осваивает и вводит его в выбранные области. Это позволяет проанализировать и скорректировать работу по направлениям, дозированно вводить требования Стандарта, что положительно влияет на работу детского сада.

Можно по-разному относиться к требованиям Стандарта, и очень многие педагоги скептически воспринимают нововведения. Однако, я хочу сказать, что мне нравится работать по-новому. Новая система работы позволяет раскрываться огромному творческому потенциалу педагогов.

С введением образовательного Стандарта многое изменилось в нашем учреждении, и это, прежде всего, предметно-развивающая среда. Благодаря государственной субвенции в нашем детском саду была приобретена различная техника, позволяющая активно внедрять ИКТ-технологии, что делает совместную деятельность с детьми и образовательный процесс особенно интересным, как для детей, так и для педагогов. А отсутствие жестких рамок, регламентирующих образовательную деятельность, позволяет мне использовать различные формы непосредственно образовательной деятельности: не только комплексные, но также интегрированные, игровые, театрализованные, с использованием электронной презентации и т.д. Причем интеграцию образовательных областей в НОД я проектирую не только сама, но и во взаимодействии со специалистами: с инструктором по ФК, с музыкальным руководителем, с учителем-логопедом. Это когда проводим одно занятие совместно со специалистом или другим воспитателем, причем каждый проводит свою часть занятия. Получается довольно интересно, и очень нравится детям. Стандарт дал возможность творческим педагогам проявлять свою индивидуальность и использовать ее для успешного развития детей. Поэтому, конечно же большинство педагогов нашего ДОУ «за» реализацию образовательного Стандарта.

Наш детский сад уже давно шел к внедрению новой модели педагогической системы. Педагоги уже активно внедряли инновации. Жизнь меняется, все развивается, дети, приходящие в детский сад каждый год совсем другие, более развитые. Родители все более хотят участвовать в жизни детского сада. Поэтому само время диктует условия для внедрения перемен. Стандарт явился осознанной необходимостью. И в нашем детском саду внедрение новых технологий для реализации Стандарта прошло довольно безболезненно. Хотя, конечно, в нашем маленьком городке, очень остро ощущается недостаток финансирования, вследствие этого, наше учреждение испытывает много проблем и трудностей. Однако, в коллективе отмечается психологическая готовность работать по-новому.

Есть такая поговорка «Не дай вам бог жить во времена перемен!» Однако ветер перемен бывает разный. Перемены – это не всегда плохо, очень часто перемены приходят в нашу жизнь к лучшему. Очень хочется работать, творить, учить, помогать, увлекать, образовывать!

Перспективы дошкольного образования вселяют надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано: 10.11.2017